LEPEL.BY
 
  Статьи о Лепеле  



Глава 14. Реки-труженицы.


19. 06. 2008.


  Березинская система как водный путь использовалась мало. Виной тому, в хорошем смысле слова, явилось строительство железных дорог. Однако все сооружения ее оставались в рабочем состоянии. А рекам Эссе и Ула по отдельности каждой всегда находилось дело.

  В далекие годы, при царской власти еще, купцы скупали гусей вокруг Лепеля. Собирали их на берегу реки в большое стадо, а затем живыми сплавляли по реке Ула М Западной Двине в город Ригу. Там этих гусей прямо на берегу продавали латышам и немцам.

  Незадолго до Великой Отечественной войны снизу р. Ула притянули в Лепель сплотки леса. Тянули лошадьми на длинных веревках-канатах. Лошади шли по обеим сторонам реки. Сплавщики на голове плотов следили, чтобы не врезаться в берег. При необходимости отталкивались баграми на середину реки. В центре сплотки стоял шалаш, а рядом горел костер. Детям было очень интересно смотреть на это зрелище, особенно вечером. Лес дотянули до мужской купальни, вытянули на берег для перевозки на строй-завод. Время распорядилось иначе. Началась война. Лес остался лежать на берегу. Под страхом смерти люди не трогали его. Однако к концу оккупации леса не стало. Много пошло на строительство нового моста, а остальной разошелся на строительство бомбоубежищ, блиндажей, да и на дрова. К приходу Советской Армии берег был чистым, вокруг, как и до войны зеленела трава.

  Летом, на второй год после освобождения Западной Белоруссии появились на реке буксиры с лайбами. Березинская система пришла в движение. Сначала водники, среди которых были ветераны Камека и Шушкевич, спустили воду через платину. По высокой воде плавсредства подошли к дамбе, прошли шлюзы и оказались на озере. Работы было много, никакой механизации. В ручную, при помощи зубчатой передачи открывали и закрывали ранкеты (ворота). Воду спускали через платину. Труд тяжелый. Вверху на вороте висели две цепи с крюками по концам. Ими цепляли за петли шандор (щиты). Затем ломами крутили ворот с цепями. Шандоры поднимались к верху, открывался просвет, и вода с шумом вырывалась на свободу, поднимая собой уровень реки. За озером транспорт вошел в Эссу. Прошел Веробские шлюзы, а потом застопорился где-то на Эссе. Зимовал там и уже назад не спустился. Началась война. Что было на лайбах неизвестно. Они целиком были покрыты брезентом. Одни говорили, что это оборудование на строительство в Западной Белоруссии. Другие – что на лайбах везут оружие в заповедник на случай войны. Тут же вспомнили, что в заповедник приезжал К. Ворошилов и, что по его указанию что-то и везут.

  Буксиры были винтовыми, плоскодонными катерами с паровыми котлами. В топках горели березовые чурки. Команда выходила гулять по городу в красивой морской форме. Просмотреть на катера сбегались дети со всего города.

  После войны вода реки Ула завращала турбины Лепельской ГЭС. Прошло немного времени и над ней повис рок недолговечности – вечный спутник Лепеля.

  Труженица Эсса всегда была в работе. По ней прошла в Запань «Колбасинка» не одна тысяча кубометров леса. Весь лес, который шел сверху реки здесь и сортировался и отправлялся на стройки города, стройзавод и дрова. После Великой Отечественной пришлось и мне поработать здесь на погрузке машин, которые везли лес на станцию Лепель, для дальнейшей отправки в Москву. На обводном канале воды реки крутили жернова мельницы, а ниже по течению водозабора шла она на водонапорную башню станции Лепель. Водой реки Эсса мылись горожане в общественной бане. Туда приходили и мы с отцом. Каждый раз после бани он покупал нам ситро.

Иван Рисак

Просмотров: 4402


Ваше имя:


Сообщение:
  Введите сумму чисел: 4 + 1 =
  







Copyright © 2007 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля

Пользовательское соглашение