Музеи города: нашелся еще один. Этнографический


03.02.2013
Просмотров: 3175
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.



Возможно, в каждой школе есть свои музеи. Может, называются они этнографическими, боевой славы, краеведческими... Конечно, им далеко до районного краеведческого, Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны или, скажем, питерского Музея антропологии и этнографии, это в котором находится Петровская кунсткамера. Но все маленькие музеи так же интересны как экспонатами, так и историями их добычи. По возможности постараюсь про все рассказать. Пока же остановлюсь на Этнографическом музее районного объединения инвалидов по зрению. О его значимости говорит то, что районный территориальный центр социального обслуживания населения выделил под музейную экспозицию половину актового зала.

Экскурсию мне проводит председатель объединения Ольга Соколовская.

Идея создания музея посетила директора территориального центра Наталью Иванову. Интересный почин пока в форме предложения сразу подхватила бывший руководитель кружка плетения из бисера при отделении дневного пребывания инвалидов «Руки помощи» Валентина Гончар. Первые экспонаты пожертвовала третья школа.

По крупицам начали сами приносить то, что обнаружили дома на чердаке, увидели выброшенное за ненадобностью соседями. Вот, например, этот… фу ты, черт, еле нашел в словарях и Википедии, что знакомый мне с детства праник для выколачивания белья при ручной стирке не что иное, как валёк, Ольга едва выпросила у 88-летней матери Нины Соловьевой. Не хотела расставаться с таким необходимым орудием стирки пожилая женщина, доказывала, что пойдет еще с ним на реку стирать. Уговорила дочка.

А вот уже с дежкой для квашения капусты мать не упрямилась - видно понимала, что рассохлась она, да и современные пластмассовые емкости намного удобнее.

Сергей Мартынович откуда-то притащил основание для прялки. Колеса не было, так он приспособил стойку под светец для лучины. Будто для этого и был изначально приспособлен предмет.

А мотовило для наматывания готовой пряжи наоборот не имело основания. Так Сергей смастерил его настолько искусно, что кажется: таким был изготовлен весь агрегат столетие назад.

Реставратору помогала Ольга - специально для того проштудировала книгу «Этнаграфія Беларусі». Вот так и создавался музей. Кто-то отдавал вышитые салфетки, скатерти, а кто-то не пожалел самотканое покрывало. В хозяйстве они как бы и не нужны - не модно их напоказ выставлять. А в музее очень даже кстати. Вышивка превратилась в украшение, подкладки под предметы старины. Покрывало ковром легло на пол - красиво. Старый диван кстати. Этажерка - ну точно из моего детства, учебники и художественные книги еще на ней лежали. И другие многие предметы помню, которые даже 50-летние солидные люди не все знают, как и называются. Вот льночесалка волокно обрабатывать - такой гигантский гребешок, будто для колтуна бабы Яги предназначенный. Вот челноки для подачи ниток при работе кросен, Откатные сдвижные ворота. А этот предмет и я не знаю, как называется, хотя помню, что им прибивают к ткущемуся полотну очередную нить - на ощеренные частые зубы кита, через которые планктон процеживается, похож.

А вот вышитые картины действительно, видимо, кто-то от сердца отрывал. Ведь снегири на заснеженной веточке, олень в лесу самую богатую квартиру украсили бы. Жернова все знают, их в каждой частной коллекции предметов крестьянского быта увидеть можно. Тем не менее, они заслуженно считаются раритетом. В музей жернова передала соседка Нины Соловьевой Галина Пшенко. Ей уже восьмой десяток лет, а она сохранила для музея глиняные изделия своего деда.

А это что за удивительная плетеная из лозы корзина с ручками, формой напоминающая сундук для приданного? Ольга объясняет, что в старину у далеких ее родственников был слепой сын. Они были богатыми и отдали его в спецшколу, где инвалида научили искусству лозоплетения. Музейный экспонат - его рук дело.

В музее есть две качалки, которые раньше использовали для глажения белья. И теперь они в музее не лежат мертвыми экспонатами, а используются как музыкальные инструменты в музыкально-театральном кружке. Как это делается, продемонстрировала Валентина Кисель.

Она же для музея выткала пояс к женскому костюму.

О каждом экспонате не расскажешь - слишком много их. Например, еще на памяти родившихся в 50-х утюг, нагревающийся углями из печки. А вот уже поколению из 60-х нужно объяснять принцип его действия.

Интересный музей. Советую посетить.







ОБСУЖДЕНИЕ



06 янв 2013 в 09:49 — 6 лет назад

Когда будет описание следующего музея? Впервые узнаю о лепельских музеях именно с подачи Валацуги. А где официальная реклама?








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ