Терешку терешил я...


03.02.2013
Просмотров: 4980
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.



Я бы назвал агроусадьбу по другому: «У Черта на куличиках». Но для таких обрядов, как «Женитьба Терешки», «Купалье», «Гуканне вясны», самое то: чужой не найдет, а свой отыщет. Отыскал и я. В Старом Лядно свернул с Минской трассы, перед Большим Жежлино повернул на проселок. Вдоль спрятанного в ночи озера Люкшино докувыркался по ухабам, взгоркам, лощинам да кустам до огромных ворот. А за ними в большом двухэтажном дворце из бревен ярко окна светятся. Не промазал, значит. Украдкой пробрался на печь, притаился, за действом наблюдаю.

А гостей понаехало! Из Минска, Полоцка, Воложина, Логойска, Чашник, Лепеля, Велевщины, Аношек, Великого Полсвижа, Двор-Поречья… Четыре десятка участников и гостей насчитал. Большинство в национальных нарядах. Гости пока топчутся, думают, что будут всего лишь наблюдателями. А я то не впервой женить Терешку собираюсь, потому знаю, что никому не отвертеться от обряда, всех втянут в действо.

Задумка моя мне очень нравится. Устрою я им фурор! Только всему свое время. Но как удержаться и не выдать себя раньше времени, если Гаврилович, хозяин дворпореченской агроусадьбы «У Гавриловича», так соблазнительно угощает всех вновь прибывших собственной «Гавриловкой».

Соображаю: сейчас на столе оставят бутыль, танцами увлекутся, а я свешусь с печи, ухвачу ее и затащу к себе. Но Гаврилович - битый калач, с женщиной забавляться подался, а «Гавриловку» с собой поволок.

Облизал я сухие губы, да за гостями наблюдать стал. А им весело от «Гавриловки», пляшут без устали.

Кто чем занимается. Янэк и Яня Греские из чашникского Липовца стол хлебом собственной выпечки заставили. Пекут его подо мной, запахом дразнят, боки мои поджаривают.

Вот танцы остановили, на угол стали, поют песни, которые пели мои прапрапрапрапрапрабабушки и такие де древние дедушки еще в языческие времена, ведь оттуда женитьба Терешки в наши дни пришла.

А столы всякими яствами заставлены, бутылки поблескивают. Скорее бы обряд заканчивался, да на трапезу запросили. А он еще даже и не начинался. Хотя, вот и пошел Батька по кругу Матку себе выбирать, чтобы детей своих поженить (вот напиши я по-русски: отец пошел мать выбирать, и белорусский обряд потеряет смысл и уникальность).

А молодиц столько выстроилось, что у меня аж дух перехватило. Я себе уже присмотрел одну. Но… Эх, невезуха! Ее Батька выбрал.

И давай они пары формировать. Сведут хлопца с девкой, нальют по чарке «Гавриловки», благословят их, прокрутятся молодые в «Лявонихе», и очередь следующей пары наступает.

Кого же мне выбрать? Гляди, разберут девок, и придется довольствоваться какой-нибудь старухой. Может вон ту удалую молодицу хапнуть? Даже представил, как она сама льнет ко мне.

Но она верховодит обрядом. Ольга Махоненко это. Не до филькиной женитьбы ей. А не вернуться ли к первому моему выбору? Отобью Матку у Батьки!

- Стойте! - кричу. - Я Цярэшку не цярэшыў, бо на печцы ўсё пралежыў!

И с печи слезаю.

Конечно, сам себя сфотографировать я не смог бы. Поэтому сплагиатил снимок у корреспондентки газеты «Туризм и отдых» Нади Сусловой. Можете даже почитать о нашей женитьбе Терешки на сайте

http://www.tio.by/news/17877

Надя тоже там была и «Гавриловку» пила. Но об этом потом.

Подхватили меня под руки, не дали кубарем свалиться с обалденной высоты, и я прямой наводкой к Матке устремился. Батька, конечно, сильнее меня, нужно хитростью брать. Говорю:

- Давай меняться будем: я тебе коня с седлом, а ты мне жену с серпом.

Эх, старый дурак я! Не зря говорят, что жадность фраера погубит. Она мою судьбу и сгубила. Серп в придачу захватить захотел! Вот за него и получил от ворот поворот. И поплелся себе другую молодицу искать. И нашел. Да еще какую! Всем дедам на зависть. Директор Минской областной спортивно-оздоровительной базы «Галактика» Оля Коледа она. И фамилия как раз кстати. И я ей, кажись, понравился.

Десятка два пар поженились. Все, счастливые, закрутились в вихре танца. А мне, хромому, только завидовать остается.

Хорошо, Оля моя меня понимает, не покидает. Наконец музыканты выключили свои инструменты, молодые начали дурачиться. Много всякой всячины было. Мне больше понравились игры в поцелуи. Значит, садятся пары на скамейку спинами друг к другу и по прекращении музыки должны поворотить головы. Если получилось в одну сторону, то целуются.

Спасибо Батьке с Маткой, учли мой возраст и разрешили сесть передами друг к другу с моей суженой. Конечно же, оба повернулись туда, куда надо. Следующая игра еще страстнее. Молодуха становится на скамейку, а молодой с разгону должен заскочить на руки двух мужиков и с их помощью до ее губ своими дотянуться.

Понятно, что на такой экстрим я не решился, хоть и очень хотелось. А вот в фантики легко играть: сдай свой и ожидай, что тебе прикажут сделать: снег принести, станцевать, спеть, стих рассказать, кого-то поцеловать… Вот ко мне Батька подходит, спрашивает, что присудить фантику, который в мешке держит. Ну, думаю, поиздеваюсь над его владельцем и говорю: ползком проползти до порога и обратно. И вынимает Батька… мой фантик. Все ржут, аж за животы хватаются, а я ползу - правила игры нарушать нельзя.

Наконец за стол уселись! Потом пойдут тосты и за женщин, и за мужиков, но первый за наш обряд провозгласила председатель Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.

А закусь то отменная: колбасы пальцем пханые, картошка горячая, огурцы соленые, капуста квашеная, курица запеченная, блины начиненные, бабка драная, уха наваристая, хлеб самопальный, подобный которому едал только в босоногом детстве, которое припало на 50-е годы. Хорошо, что Батька меня уважает: не успею выпить - наливает.

Напились, наелись, аж самим не верится. На танцы потянуло. Надувает свою волынку главный белорусский волынщик Алесь Лось.

И зашагали-затанцевали новоиспеченные пары «Подыспань».

Далее Лось поменял волынку на скрипку и вместе с нашими музыкантами, наверное, даже всех зверей в округе вынудили в пляс пуститься.

И я на хромую ногу забыл да в круг встал. А вот как остановился, убей меня Перун, не помню. Только утром возвратилось сознание. Наверное, Ольга перестаралась. И исчезла. Как сон, как утренний туман.







ОБСУЖДЕНИЕ



09 янв 2013 в 22:25 — 6 лет назад

Супер!!!!!!!!!! Блин, как жалко что не смогли попасть на это празнецтво. Всей семьей хотели с детьми. А вона как((((((((((((



09 янв 2013 в 22:37 — 6 лет назад

Текст пока не читал, так как не приемлю первобытные обряды - ограничился фотками. Вот почему бы не организовать что-то подобное в ресторане, с атрибутами современности, а не лезть в колхозную избу, с привезённым с России пузырём? Ведь это настолько примитивно - на это могут клюнуть лишь жители Гадиули или Мядвёдовки, которые моются два раза - на Пасху, в чистый четверг, и перед Новым Годом.



09 янв 2013 в 23:44 — 6 лет назад

Осилил и текст - показалось, что был завуалированный слёт БНФ.



10 янв 2013 в 05:51 — 6 лет назад

Замечательное празднество, для души! Искренне жаль, что у самого попасть туда не получилось!



10 янв 2013 в 09:42 — 6 лет назад

Склиф, а мне порой кажется что у тя в голове разлет мозга на составные его части и в разные концы света!!!!!Обалдела Не опошляй своим поганым языком прекрасный обряд, который никак не для Лепельской рыгаловки а-ля "Волна" а как раз для рубленой избы.Издеваюсь



10 янв 2013 в 10:01 — 6 лет назад

Сайт читают и дети, а тут пьянка какая-то, а не обряд. Тоже самое можно нафоткать в гадюшнике в субботу, только лица помоложе и на свете не экономят.



10 янв 2013 в 10:24 — 6 лет назад

Склиф, насколько я знаю, ты - белорус. Но имеешь ли ты право таким считаться, после высказанных отношений ко всему национальному? Ты, как и некоторые почитаемые тобой перлы, вот кто.


Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Манкурт - тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
Синонимы: беспамятный, раб



10 янв 2013 в 11:01 — 6 лет назад

В современных реалиях не мешало бы ещё пригласить цыган и сибирского медведя, а не ограничиваться барабанами.



10 янв 2013 в 11:07 — 6 лет назад

Вымрет ваше поколение, сгниёт Перун возле камня, а мы ещё много веков будем окунаться в прорубь на Крещение.



10 янв 2013 в 13:29 — 6 лет назад

Склиф, заблуждайся дальшеОчень смешно Я на многих форумах с людьми общаюсь и в язычестве (так понятнее) пребывает и пребывает. Причем разного возраста люди возвращаются к тому что называют верой предков. И это нормально. Потому что предки Род почитали (предков) и природу-матушку и почитали ее а не слепо верили в какого-то мифического Бога невесть кем придуманного и сына им зачатого в непорочной ЗАМУЖНЕЙ деве Марии. Абсурд полнейший не выдерживающий никакой критики. Так что "язычество" как раз возрождается а поколение крестопоклонников выраждается. И если не поленишся погуглить то поймеш это........



10 янв 2013 в 14:21 — 6 лет назад

На фото действительно сплошная пропаганда спиртного. Впечатление, что без чарки народ гулять никак не может...



10 янв 2013 в 14:44 — 6 лет назад

Из 20 фоток на 6 присутствует связь с выпивкой. ТОлько вот так на это внимание отдельные заострили, как будто остальных 14 фото и нет. У вас что, со спиртным проблемы и эти фото вас правоцируют? Меня например нет! А что касается "без спиртного гулять не могут" так я уверена что те кто больше всего по этому поводу выступают на праздники тоже у себя бутяли ставят на стол. Только у себя ведь не видим, правда?



10 янв 2013 в 15:41 — 6 лет назад

Во первых, ни одно застолье по поводу чего-то не обходится без спиртного. Во вторых, язычество только возраждается и стремительно. Люди понимают, что урожай приносит Род, грозу - Перун, весну - Лёля, любовь - Лада, судьбу - Макошь и т.д. И даже дети смеются, что христа ветром надуло, т.е. непорочно родился. Даже писать такое противно. Так что, Склифушка, в прорубь твои потомки будут окунаться как реакльные моржи, а не как сюрреальные православцы.



10 янв 2013 в 17:40 — 6 лет назад

а я согласен со склифасовским!



10 янв 2013 в 18:44 — 6 лет назад

Макошь, я не о себе и не о вас, не агресируйте.


Но коль вы взялись за подсчёт, то пропагадна пьяного гуляния ведётся не на шести фото, а на половине фоторепортажа, пляшут и обнимаются на фоне столов с бутылками и чарками.


Согласна с ГП, понятно, что 99 случаев гуляний не обходится без этого. Но не забывайте, что эти фото вы показываете не своим знакомым, а размещаете для широкой публики в СМИ...


Обряд замечателен, только не с того ракурса снят...)



10 янв 2013 в 18:46 — 6 лет назад

А я с Гадом Ползучим. Гад, не надо никому ничего доказывать. Время все поставит на свои места и вот тогда поговоримКруто Скоро весна.........Ярило.........



10 янв 2013 в 18:49 — 6 лет назад

НИСКАЖДУ, ведь каждый видит то что хочет видетьНесогласный Признаться я даже внимания и не обратила на застолье в том ракурсе как Вы или Склиф, наверное потому что меня интересовало другое: как прошел обряд и что он из себя представляет. Вот и весь сказ......



10 янв 2013 в 19:21 — 6 лет назад

Возрождение язычества (стремительно) я наблюдаю только на этом сайте, благодаря Валацуге. И всякого такого рода обряды крестьян (так ходите и на охоту с палками) ничего, кроме улыбки, у молодёжи не вызывают. Кого вы там хотите склонить в ваши ряды и тешите самолюбие, что вас много развелось (на форумах, если только), одному вашему Перуну и известно. Самая примитивная секта, что когда-либо встречал. В данном репортаже - построенная на бухле. По ссылке посмотрел - гораздо лучше, другие взгляды.



10 янв 2013 в 19:46 — 6 лет назад

http://belarus.tio.by/article/osnovnaya/luchshie-kolyadnye-programmy-dlya-turistov-v-sezone-2012-2013


Посмотри, Склиф, возрождение язычества на других сайтах, если ты это видел только на этом.



10 янв 2013 в 20:16 — 6 лет назад

А мне кажется! Что кто это все хочет очернить, выставить в неприглядном виде. Еще ... не дорос (вроде грубо) извините, до понимания слова БАТЬКАУШЧЫНА и СТАРЫНА. Я сам прошел такое, как я сопротивлялся даче, это же сколько работы после работы, а потом само пришло, что без дачи ни куда, и теперь смеюсь над собой какой дурак был!



10 янв 2013 в 20:31 — 6 лет назад

Гад, не напрягайся. Уровень Склифа это и есть застенки этого сайта. Как я писала выше-пусть заблуждается дальш и жизнь все расставит на свои места. Он же считает религию православную продвинутой. Ну наверное он прав, ни один волхв не додумается по нету грехи отпускать и тачки освещать-чем дороже тачка тем дороже освещение. Может это и есть продвинутось у них ну а у нас, соответственно, отсталость. Я ничего против не имею такой примитивности. А продвинутые пусть башляют дальше, жуют плоть, пьют кровь, попам ручки целуют и мертвому еврею на кресте-ножки. Это их выбор-верить в чуш. Тем более что они в нее не верят а ходят как лошади, которые по одной и той же дороге идолго ходят и уже без поводыряч не свернут. А мы как нить с природой останемся примитивной, без которой тот же Склиф канет в лету.



10 янв 2013 в 20:58 — 6 лет назад


Действительно, напрягаться не стоит, так как для меня только один христианский праздник в году, когда с водой происходит чудо для всех язычников - Крещение, а для второго я ещё не дорос духовно, мал ещё, в Деда Мороза тоже не верил.


Макошь, из уважения к вам, простолюдинам почитания деревенского праздника в грязной избе (и туда после этого едут туристы?), не отпускаю эпитеты, так как неважно как ты прожил жизнь, главное - как ты проведёшь её остаток.




10 янв 2013 в 22:01 — 6 лет назад


Женитьба Терешки. В этом году не сподобился за делами праведными. В следующем году дам волю фантазии, да чтоб всё по сценарию. В начале года, во время обряда женитьбы Терешки встречу молодицу посланную мне богами языческими. Закатим свадьбу по осени, как урожай соберём. Чтоб было всё по уму ,по человечьи. Пропишу я Избранницу в замке своём, как требуют того законы нынешние. А там и до венчания рукой подать ,коль выпало мне и жене моей будущей православными родится. Поплывём мы в свадебное путешествие на лайнере белом к берегам латинским. И на Кубе совершим церемониал бракосочетания. На всех этапах задуманного будет и водка, прозрачная как слеза и хлеб свежеиспечённый из печи (а не на Российском газе)И жить нам вместе в здравии и гармонии.




10 янв 2013 в 22:15 — 6 лет назад

И умерли они в один день. Аминь.



11 янв 2013 в 10:26 — 6 лет назад

Склиф, примерно то же делаем и мы-без эпитетов. Я уже говорила: в каждом каждый видит то что хочет видеть а еще то, что может видеть. Спорить со слепым о красоте весенней листвы глупо. Потому предлагаю вам Склиф заниматься тем до чего вы доросли: на крещение купаться и ловить рыбку,Сарказм прогрессивные занятия скажу я вамВ мечтах, куда уж нам с нашими грязными хатами.....да после таких авторитетных критиковПоказываю язык



11 янв 2013 в 12:05 — 6 лет назад

Склиф и иже с ним хотят видеть народный обряд в стиле ресторанной комсомольской безалкогольной свадьбы времен Горбачева. Век до такого не додумался бы. Для этого надо иметь очень развитую фантазию. А язычники поклоняются многим богам, у них нет бога по специальности президент, которому бьет челом главный их чин патриарх или архимандрит (даже не задумывался над иерархической лестницей этого религиозного общества), поэтому до безалкогольного абсурда еще не додумались.



11 янв 2013 в 12:15 — 6 лет назад

На древней Руси водки не было, в чарки разливали исключительно хлебный самогон. Специально озадачился - нет в Лепельском районе умельцев. Вот тема для агроусадеб, туристы района даже хлынули бы.



11 янв 2013 в 13:09 — 6 лет назад

А вот тут ты, Склиф, абсолютно прав. Хозяева агроусадеб так же это понимают. Нельзя гнать самогон в промышленных масштабах, а им это и не нужно. Достаточно всего лишь для угощения туристов. Твое здоровье!



11 янв 2013 в 19:02 — 6 лет назад

Возник вопрос: по древней русской традиции, после приёма на грудь, принято петь песни народного творчества. Облазил весь интернет, нашёл только эту: http://www.youtube.com/watch?v=MnXKyBTapbw&list=PL9762BC5728C762A1&index=3 Вопрос: Закусывали ли тярешкины идолопоклонники?


Не, другой: Какие фольклёрные песни есть в репертуаре язычников, или только плясками под фанфары ограничились?


Вопрос о духовной ценности и наследии предков, если что.



11 янв 2013 в 19:08 — 6 лет назад

http://otragenie-tver.narod.ru/pub/w8q8.html посмотри тут, а так-же сходи в библиотеку, там целый сборник должен быть.



11 янв 2013 в 19:26 — 6 лет назад

На Ютубе Склиф, если что , много роликов с песнями которые пели в дохристианские времена. Посмотри певицу Младу, группу Хварна и еще дофигище-сразу не вспомню. Причем Млада именно собирательница фольклора а не только исполнитель. Так что гугл в помощь!



11 янв 2013 в 22:25 — 6 лет назад

И не "по древней русской традиции, после приема на грудь, принято петь песни народного творчества", как написал Склиф, поскольку русским духом на женитьбе Терешки даже и не пахнет, а поются исключительно те, которые исполняли наши пращуры, будучи литвинами, а даже еще не белорусами. Последними нас сделали русские оккупанты.



11 янв 2013 в 22:56 — 6 лет назад

Как это не пахнет? А водка на столах? Я же в первом сообщении сделал на это акцент. Это и есть - русский дух. Язычники не могли додуматься до такого изобретения, они ничего не знали, из-за своей тёмности, про таблицу Менделеева.


И, судя по ссылке Иллюзии, стихи и куплеты были примитивными до не могу, и русское имя Иван там. Кстати, об именах белорусов можно (и только) судить по родословной белорусов.



12 янв 2013 в 07:23 — 6 лет назад

Какими нужно быть лицемерами, ханжами, фарисеями, святошами, чтобы призывать опускать используемое на ритуалах спиртное при репортажах с оных. Это наследство коммунистической безалкогольной цензуры требуют проявлять. В результате же получится искаженная подача реальности, лакированной под пуританскую идеологию. Нет! Показывать нужно то, что есть. Только тогда сложится правильное впечатление о действительности. Выходит, нужно закрывать глаза и умалчивать о творимых у нас убийствах, иных преступлениях, чтобы дети о том не услышали и не взяли за пример. Какое лицемерие! Противно!



12 янв 2013 в 08:41 — 6 лет назад

Склиф,твот с такими как ты общаешся и честно говоря входиш в ступор. Как с тобой общаться не опустившись до твоего уровня-ума не приложуОфигел Я полагаю что обрядовые песни поразили тебя примитивизмом в сравнении со сложным нынешним поп0фольклором?Круто Это да, уровень....куда уж фольклору народномуСарказм



12 янв 2013 в 10:58 — 6 лет назад

Не призывала, а отметила, что в репортаже ЯВНАЯ ПРОПАГАНДА СПИРТНОГО. Ну упомянули бы. что была горилочка на одном фото. Ан нет. Всё паказано, прям как пособие: как наливать, как выпивать, чем закусывать... да и не один раз.


Гад Ползучий, не перегибайте. Учить надо обратному, а не показывать как употреблять, убивать, зачинать и т.п....



12 янв 2013 в 15:08 — 6 лет назад

Короче, банальное бухалово, а не чтение народных обычаев. Правильно, тут и в чертей и в перунов поверишь.




12 янв 2013 в 19:20 — 6 лет назад

Короче, каждый оценил по мере своей воспитанности. Как говорится: у кого что болит.......



12 янв 2013 в 19:22 — 6 лет назад

Тема закрыта?



12 янв 2013 в 23:17 — 6 лет назад

Склиф! Ты напоминаеш, извини Российскую ДУМУ! Сегодня с женой хоххотали во время обеда! В 12-45 под обед, щелкаю пультом интересное что нибудь найти, остановились на каком то сериале, там две бедные девушки страдают как бы им потерять девственность, и мучаются в поисках напарника! А наши ДУМЦЫ тряханые запрещают мультик НУ ПОГОДИ! Видиш ли развращает молодеж, там волк курит!!! КАКАВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!



13 янв 2013 в 15:17 — 6 лет назад

Милости просим в гости,если кто окажется в наших краях.


Четверг 17 января 19-00.


Москва Театр им. М.Н. Ермоловой


Язычники


«Язычники» — одна из самых известных пьес трагически погибшей Анны Яблонской. Центральная тема пьесы — сознание современных людей, самых обыкновенных, тех, которые давят друг друга в метро в час-пик и слушают попсовое радио. Как известно, человек не может жить без мифа, в который он верит, и Яблонская изучает современный миф, представляющий собой страшную смесь советской идеологии, религиозного неофитства и неизбывного язычества. При этом «Язычники» — это история про семью, про непонимание, про неумение слышать и слушать, про тихий квартирный тоталитаризм. Отец-неудачник, мать — то ли деловая дама, то ли советский управдом, дочь, отличница, пустившаяся во все тяжкие после неудачи в любви, богомольная бабушка-лицемерка — такое сочетание персонажей не может не привести к трагедии. Условность в спектакле Каменьковича (в оформлении пространства и сценических ходах) соединяется с традиционной школой переживания в игре актеров.



19 янв 2013 в 00:03 — 6 лет назад

Вай-вай, як цiкава) для дужа веруючых асоб спасылка


http://cerkov.by/page/v-lepelskom-rajone-zhanili-cjareshku








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ