Воздушный бой над Веребками разгадан 68 лет спустя


01. 01. 1970
Просмотров: 3767
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.





 

 Куда посадить самолет? Вокруг лес, извилистая лента Берещи и ее узкая болотистая пойма. Большие сосны сразу раскрошат деликатную дюралевую конструкцию. Развалится она и от резкого торможения о вязкий заливной луг. И оба летчика принимают единственно правильное решение - посадить самолеты на сосновое болото, чахлые столетние сосны которого сыграют роль хоть и плохих, но все же в какой-то степени амортизаторов…

 Откуда мне это известно, спросите? Да с воспоминаний веребчанина Николая Прусского, которому в то время было 14 лет, и воздушный бой происходил на его глазах. Впоследствии Николай служил в авиации и поэтому так оценил решение летчиков о посадке на сосновое болото.

 …Русский штурмовик ИЛ-2 легко скосил крыльями вершины болотных сосен, однако при столкновении с прочными посредине стволами одно крыло отвалилось. И все же сама машина довольно мягко грохнулась на укутанную мохом мягкую почву. Самолет остался почти неповрежденным. Только крыло валялось сбоку…

 А это откуда мне известно, снова спросите? А еще с конца 50-х годов, когда самолично ходил к самолету искать крупнокалиберные патроны для  подрыва на костре, и то полезное, что не успели разграбить веребчане за послевоенных полтора десятилетия.

 Последний раз был около самолетов в 2000 году в составе исследовательской экспедиции, в которую кроме меня входили краеведы Василь Хацкевич и Валерий Тухто. Не спешите смеяться с таким возвеличиванием нашей группы. Результаты дальнейших расследований прекратят ваш смех.

 Обязательно каждый, кто посещал место катастрофы, что-то уносил с собой на сувенир. Я, например, от русского самолета прихватил кусок пулеметной ленты. И все равно много чего продолжает лежать на болоте.

     

     

     

     

     

     

 С места падения немецкого «Фокера»  я в последнее посещение унес крышку подшипника и кусок дюралевой обшивки с номером 9-801824-834-12. Но не спешите бежать за Веребки искать сувениры военных времен. Русский самолет вы вообще не найдете, если знающий человек не проведет вас сквозь однообразное болото. А от немецкого истребителя осталась всего лишь яма на границе болота и борового склона - взорвался он при падении вместе с боезапасом. Прибежавшие на место взрыва веребчане увидели только лишь висевший на дереве парашют да покореженные металлические узлы, разбросанные вокруг огромной воронки в торфяном грунте. Описанные выше железяки мы откопали в земле.

 Я описал воздушный бой таким, каким он смотрелся с земли. А каким его видели летчики? Да вот таким.

 …Осколком снаряда заклинило пулемет. Самолет тряхнуло еще раз. Канафин отчетливо видел, как Бойко, уводя самолет от преследования, изо всех сил пытался спланировать его, но израненная машина теперь с трудом поддавалась управлению. Охваченная дымом, она теряла высоту. Языки пламени уже лизали кабину, а до аэродрома - час полета. Промелькнула мысль о парашюте. Но без команды старшего стрелку прыгать не разрешено. Земля надвигалась все стремительней. Чудом удалось посадить ИЛ-2 на брюхо. … На третьи сутки боевые друзья добрались до родного полка…

 Знаю, скажете, что я это вместе с фамилиями летчиков придумал. И глубоко ошибетесь. Ничего я не придумывал, а попросту списал. Вот отсюда.

     

 А как это нашел? Не я, а Валерий Тухто. Грандиозную работу он проделал после нашего посещения места авиакатастрофы в 2000 году. До прошлого года летчики считались безымянными. Но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.

 Начал Валерий с того, что привел к самолетам следопытов Слободской школы.

     

 Изучили, описали. Валерий взялся за штурм интернета. Вышел на военный архив в российском Подольске. Там установил, что на сбитом над Веребками самолете находились командир звена старший лейтенант Иван Бойко из деревни Мировка Кагарликского района Киевской области Украины и воздушный стрелок старшина Каримжан Канафин из аула Кзылжар Тарановского района Кустанайской области Казахстана. Украинец Бойко погиб через два месяца после веребского боя в небе над Кенигсбергом.

 Поиски казаха Канафина привели Тухту в город Лисаковск Костанайской области (теперь пишется через «о»). Сотрудники местного музея предоставили необходимые сведения. Из них Валерий узнал о дальнейшей судьбе кавалера ордена Отечественной войны Каримжана Канафина. Вот таким он был после войны.

    

 С 1955 по 1980 год казах Канафин работал старшим бухгалтером отделения племзавода «Покровский». Жена Умутжат родила Каримжану дочерей Сабиру, Умут, Культай, Кульжан и сыновей Султанбека, Болатбека, Жанибека, Жаната. Умер герой в 2006 году в возрасте 81 года. Похоронен в Лисаковске.

     

 Но при жизни Канафин разыскал мать боевого друга Татьяну Бойко и вместе с ней в 1970 году съездил на могилу ее сына.

      

 Фотографию Ивана Бойко найти не удалось. Сохранился только его наградной лис. А вот о подвигах Каримжана Канафина в Лисаковском музее истории и культуры Верхнего Притоболья Управления культуры акимата Костанайской области сохранилось много материала.

        

 Вот какие последствия имел наш поход к упавшим самолетам в 2000 году.

   

 






коммент