ТУРИЗМ. Путеводитель прокладывает путь


01. 01. 1970
Просмотров: 2986
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.





 

 Мне повезло быть проводником знаменитого фотомастера по южной части зелёного маршрута «Край жёлтых кувшинок и седых валунов». Сергея Плыткевича сопровождает менеджер со стороны Беларуси Международного проекта: «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. Развитие устойчивого сельского туризма в России и Беларуси» Ольга Маханенко. Она занимается созданием альманаха о развитии сельского туризма на Лепельщине.

 Первый на нашем пути претендент на место в путеводителе - памятник природы «Камень-следовик».

      

 Кладём в сосуд на камне мелкие денежные купюры. Рассказываю об открытии памятника сыновьями Василя Шкиндера. Показываю, как один раз в месяц заряжаю свой оберег «Топор Перуна» на следовике. То же демонстрирую и на капище со стодом Перуна, которое находится в десятке метров от камня. Сергей делает неисчислимое количество снимков, как самого объекта, так и моих ритуальных действ. В свою очередь прошу мастера попозировать возле Перуна моему объективу.

   

 Длинна дорога до средневекового кладбища возле Двор-Торонковичей. Его историю о том, как во времена повальной мелиорации советский бульдозер Березинского спецотделения районного объединения «Сельхозтехника» затолкал надмогильные каменные глыбы в лесные дебри, а частный трактор хозяина агроусадьбы «Полсвиж» Василя Шкиндера водворил их на место, я рассказывал в прошлом репортаже «СОВЕТСКИЕ ТАЙНЫ. По следам повстанцев Калиновского». Поэтому теперь эту историю подробно рассказываю лишь Плыткевичу, а вам не буду. Он слушает и делает своё дело.

     

 Памятник архитектуры "Панскі бровар" в Двор-Торонковичах для директора издательства - открытие.

     

 Пока мастер с увесистыми фотоаппаратами побежал вокруг панского пруда фотографировать главный вид памятника архитектуры восставшим над водной гладью, я решил показать вам мурованного исполина сзади, что обычно никто не делает.

      

 Конечно, я не повёл Сергея внутрь винокурни - пожалел его сердце, вдруг не выдержит удручающей картины. Ну, а ваших сердец мне не жалко, поскольку вина каждого из нас есть в том, что памятник дошёл до такого состояния.

       

 А, может, зря я скрыл от Сергея внутреннее содержание винокурни? Вот поместит он красочный снимок внешнего вида в путеводитель. Приедет турист с ним в руках, любуясь прелестной картинкой, и обязательно захочет получить максимум впечатлений ещё и от внутреннего убранства архитектурного шедевра. Войдёт в отсутствующую дверь и получит инфаркт. Не жалко, если это капиталист-кровопивец. Ну, а если это будет наш, советский начинающий турист? Успокойтесь. Нашего такая картина только обрадует и он подумает: так и надо последнему осколку панского шика!

 Недалеко от винокурни врос в землю камень-жертвенник. Он не имеет легенды. Просто наши пращуры приходили к каменной глыбе откупаться от грехов. В советское время скандинавского пришельца хотели взорвать, дыры просверлили для взрывчатки, но почему-то не взорвали. Вперёд, к жертвеннику!

      

 И этот каменюка получит место в путеводителе. Для меня он не находка - много раз был возле, по самому ползал. Открытием для меня явилась спрятанная в траве бетонная плита от какого-то сельхозобъекта, увековеченная хрущёвским мастером-ломастером. Вроде и обыкновенный строительный мусор, а с выведенным пальцем на не застывшем растворе годом отливки как бы уже и раритет, колхозная реликвия.

      

 Давно знавал целебный родник между Новыми Волосовичами и Краснолучкой как уничтоженный бездумным советским атеизмом объект поклонения местного населения. Ничего на том месте не было, кроме болотной топи и истлевшего креста. И вот при содействии председателя Волосовичского сельсовета Тамары Хацкевич старейшина Новых Волосовичей Иван Блажко разработал проект возрождения природного объекта под названием «Чудотворная криница». В Евросоюзе его инициативу одобрили, выделив на осуществление проекта 1200 евро. Охочих помогать не нашлось, и Иван сам дённо и нощно, изо дня в день, из месяца в месяц работал, не покладая рук, чуть ли не ночевал на объекте своей мечты. Его сын-витеблянин Данил взял очередной отпуск и вместе с отцом провёл его на возрождении родника.

 Я давно хотел написать о безвозмездной деятельности семьи Блажко, но всё никак не получалось выбраться в Новые Волосовичи. А тут такая оказия! Веди нас, Тамара Хацкевич, к роднику!

    

 Родник находится в дремучем лесу. К нему даже на телеге не подъехать было - не протиснется между елей. А теперь дорога хоть и змеёй извивается, а даже легковушку пропустит к роднику - Иван до самой земли срезал мешающие деревья, оборудовал стояночную поляну. Всё, что есть на роднике и вокруг него искусственно сооруженное - это дело рук одного человека.

 Надо же, так повезло встретиться! Блажко на собственном тракторе гравий привёз на место своего жительства… фу ты, чёрт, зарапортовался, нужно было написать: на место своей общественной деятельности.

      

 Там, где была настоящая замаскированная топь, купель старейшина создал. Ольга Маханенко рассказывает, что уже внука в ней искупала.

      

 Из уютной беседки удобно наблюдать за действом омовения в купели.

    

 Не хочет будущий народный герой (так Ивана обязательно назовут потомки) фотографироваться для путеводителя, но под напором общества сдаётся и встаёт перед фотокамерой.

     

 А грибов-то вокруг родника видимо-невидимо!

     

 Даже на ель вскарабкались опенки.

     

 Бери, Ольга, дар природы, на целебной воде выросший.

     

 Наверное, единственный боровик в округе нашла. А год назад я здесь много их поднял.

     

 Дуб как дуб, хоть и Царь-дуб. Мне этот памятник природы в Тадулино уже как бы и малоинтересен - в году по нескольку раз приходится бывать здесь.

     

 А вот для фотомастера он всегда является бесценным объектом. Смотрите, какую позицию применил профессионал. Учись, Валацуга!

     

 А Ольга Маханенко попробовала обнять исполина.

       

 Не тут-то было. Я сразу поспешил ей на помощь. Трижды мы с ней переходили на новую позицию, чтобы придти на исходное место. Значит, шесть человек нужно, чтобы сомкнуть руки при обхвате Царя. Сергей не помогал - он наши старания запечатлевал.

 Какой же диаметр имеет Царь? А высоту? Это захочет узнать каждый турист. Но не узнает. Столб с информационным щитом сгнил, и его забросили в крапиву под панский склеп. Но я вам покажу мой прошлогодний снимок ещё стоящего описания.

       

 Интересно, правда? А вот прибывшему к Царю туристу, как узнать эти параметры? В крапиву лезть, чтобы прочитать? Срочно нужно лесникам Волосовичского лесничества вкопать новый столб и всего лишь приколотить к нему старую жестянку с надписью - она в отличном состоянии.

 На этом моя миссия проводника окончилась. Но не Сергея и Ольги. Эстафету у меня перенял Валерий Тухто, который ждёт их в Свядской пуще, чтобы пополнить её тайнами будущий путеводитель по Лепельщине.

 






коммент