ДЕНЬ ГОРОДА

Ралли над Березинским каналом


01. 01. 1970
Просмотров: 4803
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.





 Но сразу сделаю оговорку. Спортсмены! Не ждите профессионального комментирования соревнований. Его не будет - я в спорте и автомобилях дилетант. Буду лишь показывать, как происходит событие, и одновременно проводить ликбез для незнаек родного края.

 Пока на Пятачке в Лепеле идёт парад раллистов, спешу беспрепятственно и своевременно заехать в Барсуки, где находится пост зрителей «А» на 10-километровой трассе Валова Гора – Оконо. Ликбез №1: я не сделал ошибку в написании названия стартового населённого пункта. Оно происходит не от слова «вол», которого на горе приносили в жертву языческим богам далёкие наши пращуры, а от слова «вал», в который превратила безлюдную равнинную местность земля, вынутая из будущего фарватера Березинского канала. Пока копали это звено Березинской водной системы, соединяющее бассейны Чёрного и Балтийского морей, среди болота из песчаных валов образовалась гора. Позднее на ней возникло поселение для обслуживания грандиозного ирригационного сооружения. Тот рабочий посёлок и назвали Валовой Горой в знак искусственно созданного ландшафта. Всё просто как яйцо.

 Крутой поворот на дороге из Валовой Горы в Оконо приходится на окраину Барсуков. Аборигены уже ждут начало захватывающего зрелища.

      

 Паркую своего «Мата» возле байка болельщика из Полоцка.

     

 Мной интересуется группа судей. Узнав, что я репортёр сайта LEPEL.BY, облачают меня в световозвращающий жилет с логотипом «Пресса» на спине.

    

 На шею вешают мету.

    

 Теперь мне открыт путь на временно перекрытую трассу, на всём протяжении оцепленную спецназом внутренних войск и обтянутую ограничивающей лентой. Судьи приветствуют меня.

     

 В пункте дислокации зрителей получаю инструктаж от приятного пресс-секретаря ралли Оли.

     

 Уточняю наиболее душещипательную точку на всей дистанции. Как я и думал, Оля называет мост над Березинским каналом. До него несколько километров. А гравийка – мама, роди меня обратно. Для ралли это хорошо, а вот для моего «Мата»…

 Наконец прикатил на место. Поставил «Мата» за мостом, слева по ходу.

   

 Там дежурит участник оцепления младший сержант внутренних войск из Полоцка.

     

 Иду знакомиться с местностью. Мост лучше всего смотрится с барсуковской стороны.

    

 Сооружён он над самим шлюзом. Даже лаги шлюзового помоста сохранились.

   

 Когда построили мост, не знаю, а вот когда рабы царя Павла І соорудили шлюз – знаю. Ликбез №2. Березинскую водную систему для сплава леса и других товаров в Балтику и Черноморье соорудили не по приказу самодержавки Екатерины ІІ, как ошибочно считает местное население, а согласно рескрипту её сына Павла в 1797 – 1805 годах после смерти матери в 1796 году. Тем Павлушем, которого писатель Пикуль в несколькокилограммовом историческом романе «Фаворит» показал этаким дебильным юношей, играющим в куклы. Вот вам и дебил! За что и поплатился жизнью. Дебилом управляют как марионеткой, а он был неуправляем – гнул свою линию. Её остановила подушка в 1801 году. Великий водный путь достраивали без него…

 Прошу прощения, зовут к столу.

      

 - Большое вам спасибо, мужики! С радостью бы, да вот за рулём…

 Это болельщики из Витебска со вчерашнего дня болеют в палаточном лагере. Хорошие ребята, меня угостить стараются из доброты душевной…

 Видимо, скоро начнётся заезд – на «Шкоде» примчал офицер и строго в энный раз инструктирует оцепление.

Пока с трассы не сгоняют, нужно ещё раз перенестись в старину. Пойду на мост и в очередной раз смотрю на шлюзовой помост.

       

 Как всё прочно сделано – два столетия дерево не гниёт. Впрочем, покажу вам останки сооружения с близкого расстояния. Только сначала спущусь в фарватер.

      

 Все гидросооружения строились из привозной лиственницы, которая в воде почти не гниёт.

      

 Скажете, что шлюзы позже перестраивались? Да, перестраивались. Ликбез №3. По причине обветшалости действующих в средине 19 века были построены новые шлюзы вместе со шлюзовыми камерами. Но в ином месте. В паре сотен метров ниже моста до самой войны действовал шлюз смотрителей Ардыновичей. А в полукилометре выше находился шлюз смотрителей Буртылей. Между ними действовала шлюзовая камера для подъёма и пропуска лав. При шлюзах были служебные жилые дома смотрителей – караулки. Вместе с другими служебными постройками шлюзовой системы они образовывали населённый пункт Городок. В войну жители оставили его из-за боязни ответственности перед оккупационными властями за бесконечные посещения посёлка водников пронырливыми партизанами. После переезда последних из могикан – Буртылей – в Валову Гору, немцы сожгли Городок, чтобы лишить лесных тихарей пристанища. Даже язык не поворачивается называть императора Павла І оккупантом. Впрочем, он и не оккупант. Нас ведь оккупировала его мать в 1793 году, а её отпрыску наша земля досталась в наследство, которым не разбрасываются. И ко Дню города самодержец Павел І имеет самое непосредственное отношение – благодаря сооружённой им Березинской водной системе населённый пункт Лепель получил развитие и в 1805 году возымел статус уездного города.  

 Ха, даже уж примостился на гравийке, чтобы на ралли поглазеть!

      

 Забегали операторы – наверное, на старте пуск произошёл.

      

 Предупреждающая о скором прибытии гоночных автомобилей мигалка «Шкода» промчалась.

      

 Началось! Первыми в Городке гоночный автомобиль приветствуют витьбичи.

       

 Это место притянуло много зрителей потому, что перед мостом дорога делает поворот на 90 градусов. Ждут – авось улетит машина с дороги.

      

 Но машины пока не улетают, а мчатся соответственно радиусу закругления поворота, поднимая собой пыльную завесу.

       

 За долю секунды проносятся по мосту и несутся на Оконо.

      

 Ловя мгновения, я по мосту просачиваюсь между двумя очередными авто и бегаю с берега на берег, чтобы показать ралли с разных ракурсов и одновременно – ликбезовский ландшафт.

     

 А вот так спринт смотрится от водного уреза.

     

 Если отбегу ещё назад, канал предстаёт перед объективом всей своей первоначальной шириной.

     

 Но вот пошла пожарная машина. Только не пугайтесь – ничего не случилось, так нужно по правилам, чтобы за последним гонщиком следовала скорая помощь и пожарка. Так, на всякий случай.

     

 Проехали все 13 автомобилей. Теперь в Оконо гонщики отдышатся, перестроятся и стартанут в обратную сторону. Можно самому взбодриться.

    

 Пока на трассе затишье, можно и к шлюзу Буртылей стаскаться. Эх, канал-канал, что с тобой сталось! Мало того, что постоянно тебя время штурмует, так ещё и нынешняя засуха издевается – высасывает воду, словно вампир кровь. Все крепящие дамбу берёзы на иных каналах исчезли бесследно, а на твоих берегах лежат до сих пор. Это потому, что скелеты их никому здесь не мешают, и их не трогают.

    

 Ликбез №4. Не верьте аборигенам, которые называют старые берёзы екатерининскими и утверждают, что Екатерина ІІ их сажала для укрепления корневищами грунта в дамбах. Она это делать не могла, поскольку при её жизни не было ни каналов, ни дамб. Берёзами дамбы укрепляли при императоре Александре 1-м.

 На меня напал рой. Не пчёл, а лосиных вшей. Облепили всю мою любимую лысину, позалезали за шиворот, под майку, в рукава…

     

 Ликбез №5. Не верьте тем ягодникам и грибникам, которые утверждают, что лосиные вши не кусаются. Они кусаются, хотя редко, зато метко. Так жалят, что вскакивает твёрдый волдырь, вокруг него распространяется краснота, место укуса раздирает зуд. Меня уже дома две твари ужалили в грудь. Не дали паразиты дойти до Буртылёва шлюза, заставили ретироваться. Кстати, вовремя. Гонки уже начались в обратную сторону.

     

 Пулей пролетали автомобили через Городок.

    

 Зрители едва успевали вслед головами водить.

     

 Снова пошли скорая помощь и пожарка - обратный заезд закончился. Пока гонщики снова пойдут из Валовой Горы в Оконо, можно переехать на барсуковский берег, чтобы вскорости ретироваться.

    

 На этом берегу машин зрителей скопилось ещё больше.

    

 Если отойти к месту, где стояла караулка Ардыновичей, а потом возвращаться, из тоннеля, образованного нависшими над дамбой деревьями, величаво будет выплывать временная автостоянка.

     

 Пока таскался по издавна знакомым местам, проворонил, как одна машина третьего заезда задним бампером проскребла по правому отбойнику моста с оконской стороны. Пока как всегда чухался, второй автомобиль стал поперёк моста с барсуковского берега, и я не успел вытащить из кармана камеру… Ну хоть что-нибудь да сниму.

     

 Не буду ожидать открытия движения по гравийке, а покачусь домой лесным просёлком.

     

 По лесным колеям ехать намного удобнее, чем по запущенному гравийному покрытию.

    

 Вечером в амфитеатре Урочища Цмока будут подбивать результаты ралли и премировать победителей. Не пойду. Всё равно ни я, ни 99 процентов читателей гонщиков не знаем, и нам безразлично, что победил дуэт минчан Вязовича и Ахремчика. Ну, а если только я такой не интересующийся, то смотрите здесь.

    

 Было ли интересно на ралли? Очень! Тому способствовала бездождевая погода. А ещё – историческое место. Хотя, о том вряд ли кто из приезжих знал.

 Что наиболее понравилось в гонках? Отвечу с помощью очень умного советского анекдота. У мальчика спрашивают: «Вася, что тебе больше всего понравилось в театре?» «Как шторы сами раздвигаются», - отвечает Вася. Так вот, если у меня спросят, что больше всего понравилось на ралли, я отвечу: «Как канал сам сражается со временем»…






коммент