ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сад Надежды вселяет надежду в Надежду


20. 05. 2016
Просмотров: 5494
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY.





 Прослышал, что в школах района проходит операция «Цветы Победы». Может, и не операция, а акция, но первый вариант мне больше нравится – звучит грознее, увесистее, громогласнее…

 Придумал нынешнюю «садовую» операцию заместитель председателя райисполкома Виктор Азарёнок. Сначала для того, чтобы заполнить пустырь в саду Победы Боровской школы, который заложили в 2005 году.

 Тогда посадили 105 яблонь. За 11 лет сад разросся, расцвёл.

 Но оставалось пустое место. Бурьяном, конечно, ему зарасти не давали – косили. Но всяко место пусто быть не должно. Вот и решил Виктор Азарёнок досадить сад Победы в Боровской школе, которую до недавнего времени возглавлял.

 Подсчитали: 90 яблонь не хватает. Обратились в крестьянское хозяйство Викторов Славецкого и Быкова. А Викторы не 90, а 390 саженцев пожертвовали. Вот тогда и покатилась операция «Цветы Победы» по всем школам: Боровской – 90, Слободской – 80, Полсвижской – 40, гимназии – 30, Старолепельской – то ли 30, то ли 40, Матыринской - 30… С Боровкой всё уладили быстро – сад Победы пополнили успешно.

 Тот процесс я прозевал. Куда податься теперь, чтобы запечатлеть для истории важный и интересный момент закладки сада, которому цвести долгие года? Казалось бы, логика сама подсказывает – туда, где больше деревцев посадят. Но я выбрал как раз наоборот. И не просто наперекор очевидной логике, а в том была иная, более важная логика. Это сложно понять, но попробую объяснить.

 Каждая школа своему саду дала собственное имя. Боровская – Победы, Матыринская – Надежды, остальные – не знаю. Но мне было достаточно того, что знаю. Во-первых, директора Матыринской школы зовут Надеждой. Есть аргумент! Символичный, радостный, но не главный. Главный в другом, и он совсем не радостный, даже печальный, я бы сказал. Раскрываю и его.

 Школа в Матырино огромная, двухэтажная. Проектировалась на две сотни учеников. А учится в ней 35 плюс пять воспитанников в пришкольном детском саду мечтают скорее забросить за спину модный рюкзак с книжками. Приятная мечта, правда? Но осуществится ли она? Нет, дошколята в любом случае пойдут первый раз в первый класс. Вопрос только - куда? В Матыринскую, Боровскую или Бобровскую школу? Это не одно и то же, не всё равно. Одно дело ухватить со стола недоеденный блин и бежать к первому звонку прямо в класс, и совсем иное – толочься на остановке в ожидании школьного автобуса… Похожим рисуется и обратный процесс возвращения из школы…

 Думаю, поняли из нагромождённых мной картинок-страшилок, что Матыринскую школу будут закрывать. Не в следующем учебном году, может, даже и не в следующим за следующим. Но всё равно закроют. К этому вынуждает государственная политика оптимизации. Что это такое, объяснять не входит в мои планы – если интересуетесь, наберите в интернет поисковый запрос «оптимизация системы образования». Я лишь коротко поясню, что ни одна «зация» к добру не приводила (например, коллективизация, химизация, политизация…). На первый взгляд всё логично: один учитель в энном классе Боровской школы учит 20 учеников химии и биологии, один учитель – семерых в Бобровской школе и один – пятерых в Матыринской, а будет одна боровская химичка-биологичка одним махом обучать 32 ученика (числа с потолка). Экономится две зарплаты. А что матыринские и бобровские учителя будут с вожделением ждать скорейшего ухода на пенсию или в мир иной единственной почтальонки, чтобы наперебой занять её место, руководство страны не волнует. Да и винить его вроде бы не за что, деревню убило не оно, а это сделали до него, ещё в 17-м году, хотя агония её и началась значительно позже – в эпоху раскулачивания и коллективизации. Скажете, что усугубил положение дорогой Леонид Ильич, введя обязательную паспортизацию сельского населения? Но он был вынужден это сделать, чтобы не допустить народного взрыва доведённых до отчаяния селян. Я не далеко ушёл от сада Надежды – это всё о нём.

 Директор Матыринской средней школы Надежда Ивановна Галай садит сад не своего имени, а воплощает в него надежду на сохранение родной школы.

 Хотя ей, извините, по барабану должна быть школа – на пенсии она уже. Но школа ей не по барабану, поскольку Матыринский храм науки – вся её жизнь. Благодаря школе ей родными стали матыринцы, а она – матыринцам. Она в деревне и командир, и судья, и воинский начальник – авторитет, в общем. Это благодаря своему характеру и депутатству. Но депутатом её ведь избирали благодаря директорству. Круг сомкнулся. Не станет школы, Надежда Ивановна всё равно останется окружным авторитетом, с нормальной пенсией. Но ведь в школе работает 12 учителей и десяток хозработников, которым до пенсии трубить да трубить. Что делать им? Про мечту насчёт пенсии или смерти почтальонки я уже писал. Вот почему директор школы так верит в сад Надежды, считая его надеждой на нормальную работу в Матыринской школе своих подопечных.

 Будет сад – будет и школа? Несколько наивная, я бы сказал, мечта. Но хоть что-то. Сегодня - сад, завтра - победа в олимпиаде, послезавтра – реванш в спортивных соревнованиях… Глядишь, и школа прозвенит на область, страну… А если каждая так сделает – нарисуется проблема, решать которую нужно будет в обратную сторону. Сажай свой сад Надежды, Надежда Ивановна! Он непременно принесёт удачу. Только отвлекись на несколько минут и расскажи мне про школу, учеников и учителей более подробно.

 Здесь я не буду приводить рассказ Надежды Галай – это долго. А вот самостоятельно его прочитать в моём блоге вы сможете запросто, нажав курсором на заглавие её рассказа: «Про лучших учеников, учителей и школу». Читайте, это интересно, а я тем временем приму участие в закладке сада Надежды.

 Минуточку, сейчас зафиксирую, как и Виктор Азарёнок помогает Надежде Галай осуществлять её мечту. Наверное, и он хочет, чтобы Матыринская школа жила.

 К каждому дереву привязана бирка с указанием сорта яблок. Правда, я толком не разобрал его, но это не столь важно. Главное, что здесь будет яблоневый сад. Пусть пепинки, пусть белый налив или антоновки это – все важны и вкусны в определённое время.

 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Валерьевна Клундук явилась в сад с веером и раздаёт его лепестки ученикам. Один из них достаётся восьмикласснику Евгению.

 Покажите-ка, Елена Валерьевна, что за веер разъёмный у вас. Ба, да это же бирки с именем ученика и указанием его класса. Посадит 10-классник Игорь яблоню, нацепит бирку, и отныне пепинка, белый налив или антоновка получит имя «Игорь».

 Будет нынешний 11-классник Михаил учиться в каком-то учебном заведении и вдруг икать начнёт. Станет водой прогонять икоту и знать не будет, что причиной её стали воспоминания о нём младших друзей, которые в этот момент стоят возле дерева «Михаил» и добрым словом поминают старшего друга.

 А девятиклассник Михаил не надеется, а твёрдо уверен, что и в 11-м классе он будет ежедневно видеть, как расцветает и сгибается под тяжестью урожая его «Михаил».

 Посадил яблоню «Евгений» десятиклассник Евгений и с удовлетворением любуется проделанной работой.

 Но дело не сделано! Ввиду малочисленности учеников каждому нужно посадить по три «Михаила», «Игоря», «Евгения» и т.д. Всего 27 ямок выкопано под яблоньки. А где ещё три? – спросит внимательный читатель. А недостающие три саженца ученики унесли в детский сад – и там пусть живёт краюха Надежды.

 Перед посадкой площадь под будущую Надежду скосили. Траву не выбросили в кусты, а удобряют ей саженцы. Конечно же, биологи научили школьников пользе сидерального удобрения.

 Вместе работают и ученики, и учителя. Бывший завуч, директор, биолог, а теперь учитель обслуживающего и общественно-полезного труда Зоя Романовна Ковель одновременно руководит, поправляет и сама сажает деревца.

 Ей в рассказе Надежды Галай, на который я активировал ссылку выше, отведёно важное место. Её рук дело - не только цветы возле школы, но и по всему Матырино. Помните название акции-операции? Правильно: «Цветы Победы». Тюльпаны Зои Ковель как раз кстати.

 Дело сделано. Сад Надежды посажен. Чувствуя, что дело подходит к расставанию, кручусь с фотоаппаратом возле главных его зачинщиков, чтобы зафиксировать для завершения репортажа момент их прощания дружеским рукопожатием. Видимо, они раскусили моё намерение, поэтому попрощались вопреки моему ожиданию значительно круче.

 От хорошей погоды, участия в добром деле у меня было прекрасное настроение. А после такого прощания руководящих кадров оно стало вообще великолепным. Пусть же сад Надежды успешно сыграет предназначенную ему роль!






коммент