«Игра в города: по результатам экспедиций в малые города Беларуси»


17. 03. 2009
Просмотров: 2 422
Татьяна Водолажская
Агентство гуманитарных технологий

В течение последних двух лет Агентство гуманитарных технологий и Центр социальных инноваций вели исследования малых городов Беларуси – образа и качества жизни, развития местных городских сообществ.

В ходе этих исследований было накоплено много материала, который лег в основание книги «Игра в города: по результатам экспедиций в малые города Беларуси». Но кроме материалов и результатов были обнаружены новые вопросы и проблемы развития городов и регионов. Поэтому исследования продолжаются. И в частности – это исследования сайтов и блогов, посвященных малым городам и регионам Беларуси. И такое исследование было бы бессмысленным, если сразу не включать его в Интернет-пространство, если там не ставить проблемы роли и места этих средств коммуникации и взаимодействия в городском развитии.
Что развивается вместе с сайтами городов?


За последние годы белорусские города, села и регионы вдруг переместились с периферии внимания и интереса в самый центр. Для того чтобы увидеть это, нет необходимости в цифрах и ссылках – такой рост интереса виден невооруженным взглядом. На полках книжных магазинов можно не только найти, но и выбрать из нескольких вариантов книги о «нестоличной» Беларуси. Причем сразу несколько книжных серий претендуют на энциклопедичность и всеохватность. На телевидении помимо некогда одиноких «Путешествий дилетанта», одна за другой появляются передачи об известных и не очень уголках Беларуси, куда с завидной регулярностью оправляются то журналисты, то «поп-звезды». Но все это не идет ни в какое сравнение с Интернетом, где просто как грибы после дождя растут сайты отдельных городов, местечек, регионов и сел, блоги, специально посвященные путешествиям, да и просто разнообразные повествования, зарисовки и отчеты туристов и исследователей родного края.

Интерес и популярность очевидны, но неочевидны причины и движущие силы. Здесь может быть много объяснений: от технического прогресса до пробуждения любви беларусов к своей родине. И каждое из объяснений имеет свое право на существование и несет в себе долю объективности. Но еще куда более интересна и неочевидна связь между тем движением и развитием, которое наблюдается в информационном пространстве, и тем, что происходит в жизни тех самых регионов, городов и сел, которые все более активно в этом пространстве представлены. И в особенности это относится к Интернет-пространству. Книги и телевизионные передачи, по крайней мере, те, что наиболее распространены – по истории, краеведению, архитектуре, этнографии, фото и видео зарисовки, – решают задачу отражения. Поэтому в отношении их можно спорить и задаваться вопросом, насколько точно и правдиво они это делают.

Иное дело сайты, блоги и Интернет-страницы. Их смысл не только и не столько в информировании и отражении. Они представляют собой отдельное пространство, где разворачивается активность, коммуникация и взаимодействие людей. Зачастую это «параллельная жизнь», куда попадает то, что не находит себе формы или места в реальной жизни, или же наоборот, где усиливается и еще раз воспроизводится то, что есть в реальности. Вопрос в том, какое место и значение в жизни и развитии регионов, городов и сел имеют их виртуальные двойники? И этот вопрос становится самым интригующим в условиях буйного роста интереса к региональной малой Беларуси. Особенно для тех, кто непосредственно причастен к этому росту.

Ведь на большинстве сайтов и блогов, посвященных белорусским городам и регионам, указывается, что они создавались именно для развития и процветания родного края, активизации жизни, соорганизации жителей и т.д. В общем, именно для того, чтобы жизнь в «реале» изменялась.

Но думаю, что не ошибусь, если предположу, что, ставя такие задачи и цели, мало кто всерьез задумывался о том, как именно Интернет-коммуникация участвует в местном развитии. Это предположение не относится к способностям создателей, оно указывает на проблему стереотипности ответов на такого рода вопросы, а также на неготовность задаваться ими всерьез - в особенности это касается тех, кто озабочен «практическими» задачами. Среди них не принято предаваться пустым размышлениям, эта роль отводится исследователям, интеллектуалам и экспертам.

Но вот тут-то и возникает проблема. Дело в том, что ответить на вопрос о том, какую роль выполняет, например, сайт города в его развитии, с помощью исследования невозможно. Этот ответ определяется тем, каким образом видится развитие города, в чем оно и т.д. А это вопросы политического характера. Политического в том смысле, что они предполагают субъекта или субъектов с волей, деятельностными установками и целями по отношению к городу и его развитию, а не объективное, «научное» представление о развитии, роли и месте и т.д. Исследователь в данном случае может только говорить о выполнении или невыполнении, о наличии или отсутствии развития. Получается, что сначала ответы на вопросы должны давать деятели, те, кто занят практическими задачами, и в частности те, кто создает и наполняет сайты и блоги.

Именно такой вопрос о роли и месте сайтов и Интернет-коммуникации возник у меня и моих коллег в ходе собственных исследований малых городов, которые ведутся в рамках культурной политики. Возник он тогда, когда, собирая материалы для своих экспедиций, мы обнаружили, что почти никогда впечатление, полученное от знакомства с материалами в Интернете, не совпадает с тем, с чем мы встречались в самих городах. Но тогда мы смотрели на то, что помещено в Интернете, скорее как на предварительную информацию. Столкнувшись с тем, что в малых городах Беларуси, несмотря на объявленные государственные программы и частные инициативы, нет никакого развития, мы задались вопросом: как связано то, что происходит в Интернет пространстве и в «реале».

В чем же состоит развитие городов, как его понимать? В рамках культурной политики развитие городов связывается не с ростом экономических или социальных показателей. Развитие городов проявляется в том, что расширяется и усложняется взаимодействие и коммуникация между различными субъектами – отдельными людьми, группами, сообществами и организациями – всеми теми, кто имеет собственные цели и программы действий по отношению к городу и обустройству жизни в нем. То есть под развитием мы понимаем такую организацию жизни, при которой все и любые преобразования этой жизни являются предметом взаимного согласования тех, кто принимает на себя ответственность за собственное будущее.

Таким образом, развитие городов лежит в сфере коммуникации. Однако, в ходе наших экспедиций мы обнаружили, что коммуникация даже между представителями разных слоев и групп имеет большое число барьеров и преград, которые не позволяют людям даже начать разговаривать друг с другом по поводу городских проблем. Они мешают даже увидеть среди живущих и работающих рядом тех, с кем следует и можно решать общие проблемы, не говоря уже о том, чтобы действительно выходить на согласование интересов и совместных действий. В таких условиях Интернет-простанство становится объектом пристального внимания.

Может быть, на него не распространяются имеющиеся в реале проблемы и барьеры коммуникации? Может быть, именно там лежит потенциал местного развития? Это, конечно, очень оптимистически заданные вопросы. Но если это не так, то чего стоит все это бурное развитие?






ОБСУЖДЕНИЕ








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ