Разлив на станции Юшки железной дороги Лепель - Борисов


26. 05. 2013
Просмотров: 5 379
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Не спешите пальцем крутить у виска. Я сам знаю, что таких объектов нет и никогда не было. Но могли быть.

Построенная в 1925 году в связи с близостью границы с буржуинской Польшей железная дорога Лепель - Орша дала возможность развиваться городу. А представьте, что было бы, если бы вступила в строй ветка Лепель - Крулевщизна, начатая строиться в 1939 году. К сожалению, война не дала довести дело до конца. Его завершили немцы в 1943 году, положив на нашу насыпь узкоколейку. Может, мы и пользовались бы ей до настоящего времени, но партизаны разрушили железку до основания.

Поди, слышали про это? А вот теперь сообщу то, о чём вы вряд ли слышали. В связи с близостью границы в 1937 году началось строительство железнодорожной линии Полоцк - Борисов. Ну и что? А то, что проходить она должна была через Лепель. И наш райцентр перещеголял бы Оршу по значительности железнодорожного узла.

Откуда известия-то? Со слухов, вестимо. Фи! Если бы из архива или хотя бы музея…

Действительно, в музее сведений о железке нет. А где тот архив, в котором они есть? Может, чёрту и известно. Но я с ним дружбу не вожу, потому доказательства решил искать ногами.

С детства знал про строительство железки на Борисов. В 60-х годах мать мне показывала железнодорожную насыпь, которую рассекал старый Борисовский тракт между Вилами и Слободой. Позже видел её между Гадзивлей и Волотовками, чашникским Замошьем Латыголичского сельсовета и рекой Эссой.

Помнится, как мать говорила, что не война остановила стройку. Она прекратилась до нападения друга на друга, то бишь Гитлера на Сталина. Тогда в это не вникал. Уже в изданной музеем книге «Нарысы гісторыі Лепельшчыны» узнал настоящую причину отказа от прокладки железнодорожной линии Полоцк - Лепель - Борисов - Елизово. Вот что о несостоявшейся железке сообщает автор исследования "Железнодорожное строительство на Лепельщине" Татьяна Шлег: «Она должна была стать продолжением меридиальной линии Ленинград - Псков - Идрица - Полоцк. Были начаты работы по возведению насыпи полотна по направлению Лепель - Борисов (следы этого строительства частично сохранились до наших дней). На участке Полоцк - Лепель в строительстве принимали участие подразделения 5-го железнодорожного полка, находящегося в Витебске. Однако с присоединением Западной Белоруссии в 1939 году надобность в этой линии отпала…». Вот где собака зарыта!

Но даже не это сообщение толкнуло меня на исследование состояния железнодорожного полотна. Мысль пройти путём военных строителей возникла во время лыжного похода минувшей зимой. Пробираясь с озера Заднее в Юшки, неожиданно наткнулся на явную дорожную насыпь.

Зная о недостроенной ветке, сразу сообразил, что это она и есть. Захотелось обследовать недострой. Но зима… Отложил дело до весны. А весна-то никак не приходит.

Дотянул до 15 апреля. Больше не выдержал, хотя весна и задержалась где-то. Оседлал «Дракона» и в Юшки примчал. Зашёл к местному старожилу Фёдору Фролову.

От него узнал, что в строительстве железки был замешан немецкий шпион - заказали точно такой же железный мост, который в Бочейково или же ещё куда-то привезли из Германии. Значит, немцы заранее для себя готовили ветку. В это я, конечно, не поверил и, поскольку в лесу лежал снег, пешком пошагал к насыпи.

Долго ли, мало ли шёл, поплутал маленько даже, но к насыпи пришёл. Смотрится она совсем как зимой.

Отсюда насыпь начинается. От Лепеля и досюда её не существует - то ли разобрали на песок и гравий, то ли строительство вели отдельными участками. Это понятно. Ветку Орша Лепель за год без техники построить могли только десятки, если не сотни тысяч человек. Не могли же они все толпиться в одном месте. Значит, строительство велось на многих участках одновремённо, которые потом состыковались. Но, война войной, а обед по расписанию.

…Вот теперь можно и путь продолжить по самой насыпи. Тянули её по болоту. Фёдор Фролов говорил, что землю брали из ям, сохранившихся в самом лесу. На полотне успели большие деревья вырасти.

Не более полукилометра тянется насыпь. Вот она опускается, расплывается по сторонам. Догадываюсь, что приближаюсь к реке Палевеже, притоку Эссы.

Ну вот, конец моей экспедиции. Разлившуюся речку-невеличку ни в каком рыбацком комбинезоне не одолеть.

Всматриваюсь в заречную пойму. Низкая. Не видно, чтобы на том берегу насыпь продолжалась. Придётся месить снег до Юшек. Есть бобровая плотина, но она затоплена. Вода с шумом переливается через звериное ирригационное сооружение.

Дойти до моста и вернуться сюда по тому берегу сил не хватит - продвижение по снегу вконец вымотало. Придётся подождать, пока он растает.

Исследования продолжил 21 апреля. На «Драконе» заехал аж за Юшки - дальше огромная лужа талой воды не пустила. Пошёл вдоль реки в надежде, что набреду на насыпь. Но что-то долго иду, а её всё нет и нет. Кажется, прошёл уже насыпь на том берегу. Наверное, нужно прорваться сквозь тростник к Палевеже и берегом возвращаться назад, взглядом исследуя заречное болото.

Берег хоть и залит водой, но её уровень не выше сапог. А на том берегу что-то не угадывается насыпь. Вот уже и знакомая мне бобровая плотина - прошёл, значит, земляное полотно, просмотрел его в кустах. Что же делать? Как узнать, где заканчивается оставленная мной в прошлый раз правобережная насыпь, чтобы напротив отыскать левобережную? На мост объезжать? А, может, попробовать штурмовать звериное гидросооружение? С виду оно надёжное.

Да-а, исправно потрудились грызуны. Хворост так сцементировали песком, что по нему возле гребня из сучьев можно свободно идти. Только в самом фарватере кол упирается в мягкое дно на полутораметровой глубине.

Семь дней назад я здесь толок снег по колено, а теперь его и в помине нет. Вот и знакомая насыпь сбегает к Палевеже.

Возвратившись назад таким же образом, внимательно обследовал левый берег напротив полотна. Нет продолжения насыпи. И нигде её поблизости нет - раньше исходил эти места. Нужно ехать за Вилы, потом свернуть на Свядицу. Там полотно точно есть, знаю наверняка. Вот и «Дракон» мой меня поджидает.

Вот она, насыпь! Обрывается на обочине дороги в деревню Свядицу. Тянется от реки Свядицы. Продолжения по эту сторону дороги не имеет.

И зачем было такую высокую насыпь делать по твёрдому боровому грунту? Понятно, технология строительства железных дорог того требует. Может, тогда и леса здесь не было? А теперь вон какие сосны великаны на полотно взобрались.

Через несколько сотен метров насыпь резко снижается в пойму Свядицы и упирается в весенний разлив. Нечего и думать преодолеть его. Внимательно всматриваюсь в зареченскую чащу. Ничего определённого не видно. Да и хаживал я тем берегом с удочкой и спиннингом. Земляного полотна не видал.

Поворачиваюсь и от неожиданности цепенею. Уж медленно и так вкусно заглатывает лягушку, что аж слюна с уголков его рта течёт. Тут же прихожу в себя и не только фотографирую, но и снимаю на видео весь процесс. Занимает он целых семь минут.

Снова всхожу на насыпь.

Песок на полотно брали рядом. Бор с обеих сторон изрезан правильными прямоугольными выемками метровой глубины, на четверть заполненными коричневой талой водой. Прихожу к исходной точке. Решаю обследовать лес в сторону Слободы. Но пришло время отобедать. Где, если не на объекте моего обследования? До чего вкусны на природе жареное на прутике сало, бульон «Knorr», чай…

…Еду, где лесной дорогой, где бором. Он до того чист и относительно редок, что пни и деревья почти не мешают продвигаться на второй передаче. Внимательно всматриваюсь в лес справа. Если и будет насыпь, то только там.

Есть! Вон тянется параллельно моему маршруту.

Но полотно также неожиданно, как и началось, обрывается всего через пару сотен метров. Снова бор. Выезжаю на асфальт. Еду в сторону Слободы. Высматриваю лесную дорогу влево - авось пересечёт насыпь.

Насыпь она не пересекла, но полотно увидел.

Начинается оно справа и направляется на Слободу. Широкое. Расползшееся. То, которое помню с 60-х. Вот и еле приметный старый Борисовский большак его разрезает.

На том экспедицию сворачиваю. Цель достигнута. Удостоверился, что следы строительства железной дороги Полоцк - Борисов сохранились относительно хорошо. Не такой уж и малый объём работ выполнен. Впустую. Жалко. Успокаиваю себя мыслью, что в БАМ не столько вбухано.







ОБСУЖДЕНИЕ



23 апр 2013 в 21:18 — 6 лет назад

Вспомнились вагонетки по Суворову. Уже не помню, вроде со стороны Сталина легенда, лет семь назад читал.



24 апр 2013 в 15:01 — 6 лет назад

При написании "Воспоминаний" в главе "Лепель" я заметил, что как будто кто-то мешает городу развиваться. Хорошее начало переходит в плохой конец. Почему так? Незная ответа, назвал это явление злым роком. О строительстве ж-д на Брисов знал, так как ходил к матери на будзавод гдг она работала.Стройка шла рядом, а строили её ж-д рабочие и ребята из железнодорожного РУ. Было такое в Лепеле. А про ж-д с Полоцка на Лепель узнал сейчас от Валацуги. Теперь--то я представляю, что это было . Дорога с Полоцка на Лепель должна была связать два укреп района Полоцкий и Лепельский и быть железной с остановкой на станции Лепель. Построенный через р. Уллу Баневский мост был узкий и подвесной , как все ж-д мосты через реки. От моста дорога, выгибаясь дугой влево шла прямо на станцыю. Дорогу эту выложили пленные красноармейцы шпалами , благо их на станции была тьма. Сожжённый нашими при отступлении мост, немцы не востанавливали. Во время оккупации немцы построили ж -д узкой колеи в 1943г. Может и воспользовались нашей насыпью, но со станцыи Лепель они сами строили по огородам Тракторной улицы укрепили мост и дальше погнали ж-д по Пышнянскому большаку. Не могу сказать , что это была узкоколейка или узкая ж-д по западному образцу, так как они сузили всю дорогу от Орши до Лепеля. Может хотели возить грузы без перегрузки с Орши до Парафиянова. Время строительства очень хорошо помню, так как я часто бегал к своему другу Жернасеку Васи, который жил на Тракторной улице,писал стихи и одно даже посвятил новой железной дороге. Так что, Владимир злой рок над городом витает, и не быть в Лепеле узловой станции, а могло всё осществится если бы не сговор двух антихристов. Дед всевед.



25 апр 2013 в 10:40 — 6 лет назад

Как всегда - СПАСИБО :) Очень даже интересно... а Knorr - это отрава, не стоит её покупать....



06 мая 2013 в 22:50 — 6 лет назад

Дорога Борисво - Лепель - Полоцк была бы очень выгодна. ведь поезд с Полоцка ходит тока по кругосветке! и то ночами не выгодно а так была бы возможность все это ускорить! плюс хотят строить дорогу от полоцка до россон! а вот счас смысл в дороге на крулевщизну - не знаю даже! раньше когда был выход на Балтику через Поставы - то ДА! а теперь нам особой выгоды не будет! Ну только региону западных районов области! через Лепель ехать прямо на оршу !



27 мая 2013 в 07:48 — 6 лет назад

Нашёл на просторах интернета (военно-исторический форум):



«О плане железнодорожного строительства на дорогах Юго-Запада, Запада
и Северо-Запада СССР и обеспечении его выполнения»


г. Москва 14 февраля 1941 г.

Совершенно секретно

Считая важнейшей задачей железнодорожного строительства 1941 г. увеличение про¬пускной способности дорог Юго-Запада, Запада и Северо-Запада СССР Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:


...


33. Построить новую ж.-д. линию Лепель—Крулевщизна протяжением 65 км для создания дополнительного выхода по направлению Орша—Вильно. Ассигновать на это строительство в 1941 г. 20 млн. рублей.



14 янв 2015 в 23:26 — 5 лет назад

Автору хочу сообщить, что возле д.моисеевщина борисовского района сохранился дорожный тунель в прекрасном состоянии если есть интерес звоните , покажу...это до войны строили украинцы мне рассказывал отец что планировалась жд.дорога...тлф.80291233489 80296113489 пётр николаевич



16 янв 2015 в 16:33 — 5 лет назад

усё было не так



17 янв 2015 в 21:29 — 5 лет назад

Вася, дык як жа яно было на самой справе?








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Copyright © 2007 - 2019 — Леонид Огурцов


Пользовательское соглашение

НА ГЛАВНУЮ