ПРАВДА О ВОЙНЕ. Как врут мемуары


26. 11. 2013
Просмотров: 9 049
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Мне в руки попал партизанский бестселлер «Война в тылу врага» Григория Линькова, в которой легендарный партизанский командир Батя рассказывает о боевых действиях лесных воинов на территории Беларуси, в частности в Лепельском районе. Книгу эту мало кто читал, поскольку издана она в 1961 году Мордовским книжным издательством города Саранска, и в Лепель попала случайно.

Известное дело, бестселлер заинтересовал. Один зачитанный вид чего стоит!

Однако нашёл в книге и такие сведения, которые вызвали сомнения у меня и старожилов Гадивли. Имею в виду описание подрыва моста над рекой Эсой в этой деревне. Привожу очевидные ошибки в тексте и предлагаю действительные факты тех событий, которые основываются на точных географических и исторических данных. Знаю это потому, что от рождения в 1952-м и до ухода в армию в 1970-м жил в Гадивле.

Начну с самого малого и незначительного. Григорий Линьков был заброшен на захваченную фашистами территорию Лепельщины специально для организации партизанского движения. Он должен был наизусть изучить военную карту местности, а во время написания мемуаров проштудировать её повторно, чтобы без ошибок писать названия населённых пунктов. Правда, и на единственной в то время карте военных топографов Рабоче-крестьянской Красной армии в названии населённых пунктов сделана уйма ошибок. Откуда мне это известно? А у меня есть та карта! Вот она.

Не всматривайтесь в неё, поскольку я сложил секретный документ гармошкой, чтобы год издания поместился. Но всё равно его первую цифру «1» загнул на обратную сторону и слева видны только цифры «936». Но и так понятно. Так вот, название моей деревни безграмотные военные топографы революционной Красной армии написали на полурусско-полубеларуском языке «Гадзивля», вставив букву «з» в средину слова. Но никак не «Годивля», как пишет Линьков через букву «о». Убедитесь в этом.

Но эту ошибку можно по праву отнести к пустяковым по сравнению с ожидающими нас впереди. Линьков описывает конец 1941 года.

Прерываю повествование, чтобы внести уточнение. На самом деле по прямым теперешним дорогам, спрямившим прежние зигзагообразные, расстояние от начала Лепеля до Гадивлянского моста равняется 17 километрам. Сам собственным спидометром измерил сотни раз.В последнем абзаце содержится ряд ошибочной информации. Начну по порядку. Эса указанным местом действительно быстротечная потому, что мелкая - до пояса не дотянет, а не глубокая, как утверждает Линьков. Это я сейчас докажу фотофактами. Начну с показа современного моста, построенного в начале 70-х.

Он сооружён немного в стороне от Борисовского большака. Вот сейчас я стою как раз на брусчатом въезде на мост со стороны Лепеля.

Вот я спустился под мнимый старый мост.

Уже не разобраться, какому мосту принадлежат сваи: сожжённому партизанами довоенному, немецкому или же его заменившему в 1956 году советскому?

Когда в 60-х годах действовал мост 1956 года постройки, тогда по степени сохранности мы различали пни свай довоенного и немецкого моста. Когда добавились останки моста третьего поколения, уже не разобраться. Но мы остановились на утверждении Линькова, что под мостом глубоко, и это исключает возможность брода для немецкой техники. На слово ведь трудно поверить, если скажу, что в детстве мы возле моста переходили, задрав трусы. Полезли в реку сейчас!

Жалко, что осень - сапог, правда, немного не хватает, а голому лезть в круглый год ледяную Эсу как-то боязно. Так где же глубина Линькова?

На дне песочек могильный. Будто специально предназначенный для устройства немцами брода после уничтожения моста.

Сейчас сфотографирую старые сваи прямо с быстрины.

Да, а где же нарисованные Линьковым торфянистые и заболоченные берега? Я же свободно зашёл в воду. Так вот, торфянистыми и заболоченными берега здесь никогда не были. Наоборот они песчаные и твёрдые, использовались крестьянами под выгон, пастбище и колхозную пашню. Вон он, выгон, на гадивлянском берегу.

Может, с нового моста он будет более наглядно смотреться? И сразу пни старых свай увидим возле противоположного берега, и мель сквозь воду просветится.

Это перед новым мостом течение остров нанесло, который разделил русло на два рукава. А лет 30 назад острова не было. Люди издавна пользовались бродом вблизи моста, когда он перестраивался.

А для чего я отстаиваю брод возле моста? А для того, что уничтожение его партизанами практически ничем не навредило немцам. Ну, если только материально немного пострадала казна рейха. Оккупантами тут же был налажен брод, а в считанные дни построен новый мост, который верой и правдой служил Советскому Союзу до 1956 года. Потом, правда, от старости стал аварийным, и его перестроили.

Ну и чёрт с ним, с мостом - делов-то! Ну уничтожили, галочку в партизанском отчёте поставили… Если бы только этим всё ограничилось. Послушаем гадивлянку Ефросинью Гордееву (Мазго) 1931 года рождения.

- Мост через Эсу однажды сожгли партизаны. Поскольку Борисовский большак имел стратегическое значение для передвижения оккупационных войск, мост быстро отстроили и поставили круглосуточную до зубов вооружённую охрану. Гадивлян заставили выкопать поблизости окопы, а на строительный материал для возведения укрытий разобрали хаты Михалки Кунчевского, Юлика Тарнавского, Макара Мазго, нашу и ещё не помню, чьи.Если быть точной, то нашу хату не полностью разобрали, а разрезали напополам - жилую часть увезли в укрепрайон, а тристен без одной стены оставили. А что поделаешь? Всё же лучше, чем совсем ничего. Так и жили, заменив увезённую стену частоколом из жердей да всякого рода досок.

Вот где собака зарыта. Вот кому навредили партизаны уничтожением моста. Простым людям, а не фрицам. Но вернёмся к военным событиям, ведь это только цветочки обмана, ягодки нас ожидают впереди.

Такой фамилии, Мисник, в Гадивле отродясь не было. Ближе всего её имели жители Веребок, находящихся за 10 километров. Старостой Гадивли в 1941 году в принудительном порядке оккупационные власти назначили Петра Прусского, родного брата моего деда по материной линииИльи Прусского.

На этом месте рассказ Линькова нужно приостановить. Может он описывает действия старосты Прусского и ошибочно называет его Мисником? Мог ли Пётр Прусский верно служить немцам, или они насильно назначили управлять деревней здорового сорокалетнего мужика, как то до смерти утверждали его дочь Лиза Кунчевская (Прусская) и племянница, а моя мать, Ольга Шушкевич (Прусская), обе 1928 года рождения, и до сего времени утверждают гадивлянские старожилы Эмилия (Козловская) и Алексей Якубовские, соответственно 1937 и 1936 года рождения?

Все они заверяли и заверяют, что Пётр Прусский на должности старосты не успел сделать ничего плохого. А мог ли? С ответственностью заявляю, что мог!

Все мои предки по материной линии до смерти и я до армии жили в Гадивле. Свою родословную знаю хорошо. Мой прадед Захар Прусский и его сыновья Илья с Петром жили за три километра на хуторе Ляды отдельными хозяйствами (на карте Гадивли 1936 года слева вверх он назван Ляда, а Ляды 2-е - это современная Гадивля). В 1937 году их раскулачили. Хатыи хозяйственные постройки забрали себе колхозные активисты из Велевщины. Пуня моего прадеда Захара Прусского оказалась у бедного лентяя и активиста Папончика. Захар из-за переживаний вскорости умер. Его жену Домну по той же причине парализовало, и она, неподвижная, доживала свой век у сына, Ильи, в Гадивле, где он, как и Пётр, вынужден был строиться с ноля. Потому целиком вероятно, что Пётр, обиженный на советскую власть, взялся честно внедрять новые порядки. Но не успел проявить свое рвение - появление Линькова и К0 помешало. Снова ему слово.

Азаронки в Гадивле никогда не жили, ближайшие носители такой фамилии находились за четыре километра в Слободзе, за шесть километров в Волотовках, за 10 километров в Веребках.

Прошу читателя обратить внимание на место расстрела старосты.

На этом интересный рассказ Линькова останавливаю. Даже в последнем предложении он наврал, сказав, что движение немцев между Борисовом и Лепелем было прекращено на несколько недель. Я с детства помню показанный матерью брод, где немцы уже на следующий день после сожжения моста оборудовали переправу, и сам лично продавал мальцам из Слободы за рыболовные снасти мины от немецкого миномёта, выкопанные на месте укрепительных сооружений для защиты моста, построенных из разобранных хат гадивлян. Плюс ко всему издавна и до сего времени в двухстах метрах от моста существует брод, который гадивляне использовали для перегона скота и переезда на телегах.

Всё же имело место уничтожение моста, хоть и бессмысленное, даже трагическое для местного населения. Была и казнь старосты, если учесть, что под фамилией Мисник всё же был Прусский. Но происходила она совсем не так.

Про последние минуты жизни старосты Петра Прусского я с детства знал из рассказов Елизаветы Кунчевской и Ольги Шушкевич. Но всё же они были ему дочкой и племянницей. Может врали в свою сторону? Тогда даю слово Эмили Якубовской:

- Партизаны завели Петра Прусского за деревню, в сторону Велевщины и на обочине Борисовского большака закололи шомполами. То место находится рядом с домом, в котором мы сейчас живём.

- Бедолага кричал на всю деревню, - вторит жене Алексей Якубовский. - Я после прибегал смотреть на труп дядьки Петьки. Весь исколотый. А кровищи!..

- Дядька Лёшка, - спрашиваю, - может Петра Прусского закололи другие партизаны, а линьковцы на мосту подорвали другого старосту?

- Нет! После убийства Петра немцы за всю войну иного старосту Гадивли не назначали. Да и никакого подрыва моста не было. Сам наблюдал, как партизаны таскали смолу из смолокурни, чтобы поджечь его. А взрыва не было и быть не могло, поскольку в конце 41-го года у партизан взрывчатка была на вес золота, и тратить её на то, что можно легко сжечь, мог только враг сам себе. И про самоотверженную службу старосты немцам - неправда. Петька не хотел им быть, отказывался. Но кто его слушал? И тебе или мне приказали бы возглавить деревню, и мы против своей воли подчинились бы.

Может супруги Якубовские и уже умершие родственники Петра Прусского сговорились клеветать на партизан и приписать им средневековую казнь ни в чём не повинного старосты? Тогда давайте послушаем нейтральную гадивлянку Ефросинью Гордееву, которая не является родней ни одному из названных мной персонажей:

- После захвата района немцы взялись устанавливать оккупационную власть. Зная, что у Петра Прусского раскулачили отца, назначили его старостой Гадивли. Пётр не хотел, отказывался, понимая серьёзность ситуации, в которой может очутиться. Но его слушать не стали, поскольку понимали, что добровольно никто не возьмётся за опасное управление деревней. Пётр не успел совершить ни хорошего, ни плохого дела, связанного с его руководящей деятельностью. Через короткое время после назначения его старостой в Гадивлю заявились партизаны и схватили Петра. Понимая, что ему пришёл конец, несчастный ухватился за забор и начал слёзно проситься не убивать его. Однако обречённого силой оторвали от изгороди, завели в конец деревни и в лощине перед Зимником закололи штыками. Многие слышали, как Пётр кричал от предсмертной боли. Говоришь, что в своих мемуарах основатель партизанского движения на Лепельщине Линьков писал, будто очень рьяного старосту Гадивли партизаны изловили, связали, затащили на мост и взорвали вместе с ним? Это самая настоящая ложь. Одна из дочерей Петра, то ли Зенка, то ли Тонька, украдкой огородами последовала за партизанами, уводящими отца. Видела, как его резали. Весь кровавый процесс смотрела молча, от ужаса даже боясь дышать. После обо всём увиденном рассказала матери Евдокии, которая не стала скрывать от односельчан правду о смерти мужа. Да многие и сами были свидетелями убийства. А партизаны в оправдание потом распустили слух, что Пётр будто бы заявил немцам на одного из них, который находился поблизости Гадивли. В эту ложь никто не поверил. Все были уверены, что закололи человека всего лишь за то, что его назначили старостой.

Место кровавой расправы над безвинным старостой Гадивли Петром Прусским находилось на противоположной от реки окраине деревни. Линьков же утверждает, что старосту расстреляли на мосту, и взрыв вознёс тело предателя в воздух. Кто-то врёт. Кому бы вы поверили: какому-то мемуаристу или же всей деревне? Зачем немецкого прислужника вели колоть с обратной стороны Эсы за целый километр через всю деревню и зачем тянули назад труп, чтобы запустить его в воздух вместе с мостом? Абсурднейший абсурд получается.

Петра Прусского никто не подрывал. Его труп жена Евдокия с детьми на телеге завезла в Рудню и похоронила на деревенском кладбище, поскольку у молодой Гадивли своего тогда не было. После того, как умерла Евдокия, на её могиле уже на Гадивлянском кладбище дочь Лиза поставила памятник и отцу, которого на самом деле под ним нет.

Плохо читается далёкая надпись?

Говорят, что победителей не судят. Легендарный Линьков-Батя - победитель. За свои действия он заслуживает не суда, а многочисленных наград. Однако в описании некоторых действий, в частности подрыва моста вместе со старостой в Гадивле, он допустил, мягко говоря, неточности, а говоря прямо - враньё. Этого делать было нельзя, поскольку книга документальная, а не художественное произведение. Да, воспоминания он сочинял через два десятка лет после описанных действий, забыл подробности, немного перепутал «мелочи». Но это его не оправдывает. А может Линьков перепутал мосты и деревни, оттуда взялись и Мисник с Азаронком? Но Гадивлянский мост единственный над Эсой на Борисовском большаке. И факт его уничтожения имел место.

Не рассчитывал Линьков, что его мемуары, изданные в далёком мордовском Саранске, попадут в руки досужему Валацуге из захолустной белорусской Гадивли и будут развенчаны в пух и прах. Так это я уличил партизанского командира во вранье только относительно одной Гадивли, а в книге на 600-х страницах описываются сотни действий в десятках деревень, положение дел в которых я не знаю… Вот на какой «правде» о войне воспитывалось моё поколение.

Я осознаю, что этим многолетним журналистским расследованием вызову на себя гнев сторонников советской системы воспитания патриотизма, что соответствующие органы занесут очередную запись в моё досье, но я не имею права не пополнить историю правдивым штрихом боевых действий на оккупированной территории обеих враждующих сторон. Правда должна быть только правдой, какой бы горькой она ни казалась.







ОБСУЖДЕНИЕ



26 ноя 2013 в 09:48 — 6 лет назад

Спасибо! Сильно написано.



26 ноя 2013 в 09:59 — 6 лет назад

молодец Владимир! С удовольствием все прочитал.Спасибо так держать!



007
26 ноя 2013 в 12:39 — 6 лет назад

Теперь пану Шушкевичу нужно,наконец,сделать вывод,что немцы в 1941 году пришли с освободительной миссией,а русские(ах да не русские,а угро-финны) оккупанты!!!



007
26 ноя 2013 в 13:45 — 6 лет назад

А это из книги моего отца......в колхозном саду под охраной партизан,сидело несколько сот пленных немцев.А вокруг сада гудела людская толпа.В немцев женщины и дети швыряли палки и камни.Тогда пленные,чтобы спасти свои головы,выкинули из своих рядов бывших сов.граждан,которые воевали на их стороне с возгласами:Матка,мы солдаты,а вот ваши"бобики".И что интересно,люди больше не бросали камни в немцев,а с ненавистью начали лупить ПРЕДАТЕЛЕЙ!!!Это было в Руденске под Минском в 1944 году.



26 ноя 2013 в 17:56 — 6 лет назад



007
26 ноя 2013 в 18:57 — 6 лет назад

Из воспоминаний......Но особенно пьянство,мародёрство процветало в спецотряде "Москва".....партизаны в одиночку и группами появлялись в ближлеж.деревнях пьяными,приставали к людям,отнимали скот и хлеб...боясь ответственности,группа с одним из командиров,перешла к немцам......Пришёл приказ из штаба парт.движения,данный отряд разоружить,команд.отряда отзывался в Москву.



26 ноя 2013 в 20:58 — 6 лет назад

Бабуля моя рассказывала: "немцы харошыя были, шакаладки децям давали, старыкоу паважали, а вось палицаи девак нашых цискали ды хлеб, яйки и сала адбирали у нас"



26 ноя 2013 в 21:49 — 6 лет назад

Ну что, в таком настрое осталось только на 22 июня день освобождения перенести?Немецкая листовка из музея обороны Брестской крепости.



007
26 ноя 2013 в 22:17 — 6 лет назад

Виктор,немного осталось.Украина,Польша,страны Балтии уже около 20 лет считают Россию оккупантом,а Германию освоботительницей.А лагеря уничтожения официальные лица государств,называют исправительно-воспитательн.лагерями.Как?



007
26 ноя 2013 в 22:19 — 6 лет назад

Наш Зенон Позняк так же считает!



27 ноя 2013 в 01:48 — 6 лет назад

Господа коментаторы, а зачём всё так передергивать? Зачем делить события ВОВ по принципу: всё что делалось советскими войсками это либо хорошо либо была необходимость, а всё что делалось немцами это очень-очень плохо. Ну не бывает только чёрного и только белого в жизни. В книгах бывает, и это называется пропоганда. Тема ВОВ для меня очень актуальна, и я, когда были еще живы мои родственники- свидетели того военного кошмара, постоянно побеседовала с ними о войне. Ни один, повторю, ни один из них не расказывал в той манере, в которой пишут патриотические книжки. Как то всё страшнее и неоднозначнее. Но все мои родные, кто перижил оккупацию довольно негативно относились как к полицаям так и к партизанам. И Валацуге я верю больше чем книжке, но при этом сама знаю кучу примеров зверств как немцев так и полицаев в нашем районе. Просто надо как то смириться с той мыслью что было всякое. Посмотрите фильм "Иди и смотри" а затем "Окупация мистерии" и получится в голове приблизительно та же картина, что и после расказов живых свидетелей.



27 ноя 2013 в 06:37 — 6 лет назад

Читаю, вообще стыд и совесть потеряли. Уже за ВОВ взялись. Что б вы так жили как фашики нас освобождать пришли. Моральные......... . Деды и прадеды небось в гробах ворочаются без остановки.



27 ноя 2013 в 09:15 — 6 лет назад

Как говорил Козьма Прутков "Зри в корень". Если бы "культурные европейцы-немцы" не пришли на нашу землю с оружием, то "дикие большевики" не убили бы дядюшку Валацуги и жил бы он не очень богато и счастливо, но долго. А так на войне как на войне. Вспомните, например, послевоенные годы когда литовские, украинские, да и западнобелорусские патриоты убивали тех, кто сотрудничал с "советскими оккупантами"



27 ноя 2013 в 11:51 — 6 лет назад

Командующего 1 Украинским фронтом Ватутина убили такие патриоты в 1944-м году на западной Украине.



27 ноя 2013 в 13:18 — 6 лет назад

Постараюсь дополнить Валацугу как я понял его . В начале семидесятых я с отцом любил ходить на встречу ветеран 9 мая ,у них была своя группа ,никто из них никогда не был ни большевиком ,ни комсамольцем ,но у каждого из них были боевые ордена и медали, я не буду пересказывать их расказы ,если их осмыслить ,то волосы дыбом встанут у любого. Среди них ходила пословица. Ваньке за оттаку ,хера в сраку ,осабисту подлецу красную звезду. В подтверждение своих слов я приведу только один подвиг, подвиг Николая Сиротинина . Героя ему так и не присвоили ,за то что немцы его похаранили как героя ,воздав все воинские почести. Валацуга раскрыл очяередную брехню , а настоящие многие герои и сегодня не имеют могилки 17 июля 1941 года. Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он один стоял у пушки, долго расстреливал колонну танков и пехоту, так и погиб. Все удивлялись его храбрости… Оберст перед могилой говорил, что если бы все солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Все-таки он русский, нужно ли такое преклонение?



Один в поле воин. Подвиг 41-го


27 ноя 2013 в 20:03 — 6 лет назад

Для Беларусов как и Поляков война началась 1 сентября 1939 года об этом свидетельствует парад в Бресте советско-фашистских войск( по случаю уничтожения польских войск),братьев по оружию, но братья называли себя националсоциалисты и социалисты или люцифер и сатана. А как всем нам известно слуги дъявола никогда не живут в мире, потому и случилось 22 июня 1941 года. Если ссср вел освабодительную войну тогда почему отправляли большевики ни в чём не повинных граждан на растрел или лагеря, отнюдь не пионерские.. А как называть вот этим героям большевистко-фашисткую клику? Так и не вернувшим награды отнятые по возвращению дамой, а их семъи были сосланы в лагеря, за что? http://www.youtube.com/watch?v=HQHMjkJJnZ4



226.Обратный отсчёт. Монте-Касино.Долгий путь домой


27 ноя 2013 в 20:18 — 6 лет назад

Я с глубоким увожение отнашусь ко всем народам сражавшимися с фашизмом и слава богу что большевизм разрушить удалось.



27 ноя 2013 в 21:50 — 6 лет назад

Из прочитанных откликов понимаю,что некоторые,жили б они в то время-встречали бы Доблестную армию Вермахта цветами! Но следующими в муфельных печах горели бы именно они! Позор! Без всяких комментариев!



27 ноя 2013 в 22:27 — 6 лет назад

Степан напиши ники и укажи их коментарии кто здесь в данном посте приветствует солдат вермахта.



27 ноя 2013 в 23:00 — 6 лет назад

Из откликов не только по этой теме! Сами знают!



27 ноя 2013 в 23:11 — 6 лет назад

Так покажи Степан. Даже если это написано в другой теме. Хоть я и не понимаю зачем другую тему переть в эту тему . Или нечего сказать не только тебе Степан ,а и другим .



27 ноя 2013 в 23:17 — 6 лет назад

Мы здесь не на псарне,чтобы гавкать друг на друга в открытую! Читай и анализируй! А переходы на личность,тем более на оскорбления-не цивилизованны и не допустимы! Тем более,кого ты переубедишь?



27 ноя 2013 в 23:18 — 6 лет назад

Нет идиологии! Нет и патриотизма! Мне понравилось интервью одного пацана в военкомате, ему говорят почему ты не хочеш Родину защищать, а он отвечает какую Роину, Чубайса или Миллера с его Гаспромом! Или мою бабушку с пенсией в 2500 рублей жующую сухари голыми деснами (челюсти дорого)! Вот и возникают у людей мысли о цветах для вермахта!



27 ноя 2013 в 23:22 — 6 лет назад

Неудобно Степан ,когда свои слова подтвердить нечем.



27 ноя 2013 в 23:35 — 6 лет назад

Ты,повторюсь,анализируй,а тупорыло цитировать мы все горазды!



28 ноя 2013 в 00:06 — 6 лет назад

А тебе цитировать нечего,потому и грубишь.



28 ноя 2013 в 00:48 — 6 лет назад

Цитируй ты хоть хоть Mein Kampf,хоть выступления Геббельса,но при их победе твое фамильное древо окончилось бы в крематории.



28 ноя 2013 в 01:06 — 6 лет назад

Для тупорылых коментариев Степана, он сам так писал.







друг: 27.11.2013 (20:18) — 4 час. назад

Я с глубоким уважение отнашусь ко всем народам сражавшимися с фашизмом и слава богу что большевизм разрушить удалось








007
28 ноя 2013 в 16:34 — 6 лет назад

Друг ,я тоже так думаю!Две кровожадные диктатуру-фашизм и коммунизм!Большевики приграли войну в 1941 году.Войну ,по большому счёту,выиграл народ!



28 ноя 2013 в 17:16 — 6 лет назад

Да 007 выиграл народ многих стран, а вот какой ценой ,сколько крови и слёз пролилось по всей земле ,детям и внукам нужно наказывать что б не допускали большевизм-коммунизм, фашизм-национализм. А этих не добитых эсесовцев в эстонии, латвии, бендеровцев на украине свастику на шею и живьём в магилу ,что б духу от этой погани не осталось. А зомбированных коммунистов запречь и пусть они тянут памятники своего главного зомби ленина в своё светлое будущее. А мы потихонечку начнём из дерьма вылазить ,да своё настоящее обустраивать, да памятники настоящим героям ставить и не важно какой они национальности, важно что они кровь за нашу землю пролили.



007
28 ноя 2013 в 17:48 — 6 лет назад

Отлично



29 ноя 2013 в 12:45 — 6 лет назад

Администратору и модераторам. А почему вы не раскрываете фильм шедший по белорусскому каналу ОНТ о героях белорусах которые начали воевать с окупантами с 1 сентября 1939 года http://videoloom.ru/watch?v=zoft7n8BPF1


226.Обратный отсчёт. Монте-Касино.Долгий путь домой


03 дек 2013 в 23:36 — 6 лет назад

Мост у Гадзіўлі: фота з Бундэсархіву


Я атрымаў пісьмо з Польшчы:


most w Gadiwli

От кого: troick1 <troick1@o2.pl>

Исходный текст для перевода

Dobryj den Pan Walaciuga ! Perechital ja Wash artykul o moste w Gadiwli i paetomu peresilaju Wam foto nemeckogo soldata. Mozhet eto Wash most ? I est eshcho prosba,esli eto dla Was ne budet prablem. W muzee w Lepele (za sceklom) est kartina katoraja predstawliaet cerkowku (zgarela w 1944) w Nowye Wolosowichi. Dyrektor Selmah abeshchala (i nawerno zabyla,prashlo uzhe dwa goda) skanirowat i pereslat mne na elekronnuju pochtu. Jesli mozhyte-budu obwiazan. Wsewo dobrowo zhelaju-Tadeusz Kołpak,Opole,Polska.

--------------------------------

Переведённый текст

Добрый день Господин Валацуга! Перечитал я Вашу статью о мосте в Гадивле и поэтому пересылаю Вам фото немецкого солдата. Может это Ваш мост? И есть ещё просьба, если это для Вас не будет проблемой. В музее в Лепеле (за стеклом) есть картина, которая представляет церковку (сгорела в 1944) в Новых Волосовичах. Директор Стельмах обещала (и наверно забыла, прошло уже два года) сканировать и переслать мне на электронную почту. Если можете - буду обязан. Всего доброго желаю - Тадэуш Колпак, Ополе, Польша.





Гэта Гадзіўлянскі мост! Я пазнаў па наваколлі. Справа з-пад мосту бачныя хаты Гадзіўлі - яна да вайны знаходзілася на ўзвышшы абрывістага берага лепельскага боку. Пад мостам на левым беразе ў аддаленні бачна ўзвышанае поле ўрочышча Язэпіха. Унікальныя, сенсацыйныя здымкі!



03 дек 2013 в 23:41 — 6 лет назад

Танкі ідуць з Барысава на Лепель. На маім павялічаным здымку добра бачная дата: Juli 1941. А лынькоўцы спалілі гэты мост напрыканцы 1941 года.



05 дек 2013 в 16:51 — 6 лет назад

Партизанами руковадило НКВД для них человеческая жизнь не стоила ломаного гроша. Главное показать себя героями - партизанами в борьбе с оккупантами. Как ещё не написали в книжке, что перед расстрелом старосты зачитали приговор за измену Родины. А зачем если можно убить человека, чтобы не повадно было другим, да не просто убить, а ещё заколоть штыком, показать напарникам своё садистское нутро. В годы оккупации в селе нов Волосовичи убили 75 лет. старуху Рачинскую, искали золото, перерыли всё,не нашли, вывели на улицу и под предлогом, что у неё внук палицай , который ,хотя, и жил в Лепеле своей семьёй, расстреляли. Молодого парня из Губина Качана расстреляли за то, что отказался итти в партизаны. Сапожника Плюгача с системы днём задушили в его квартире и скрылись, за что никто и не узнал. И это свои, что ждать от немцев - завоевателей,хорошо ещё, что они не сожгли деревню за взорванный мост , убитого старосту, своих охранников , да ещё выведенную из строя телефонную линию. Конечно, это самое начало войны тагда они ещё и пленных отпускали до матки. Не винно страдали от немцев евреи только за то, что они евреи. Юзик с Адиком договорился не пускать евреев с оккупированной части Польши в СССР. Пограничные войска НКВД и не пустили , оставив еврейский народ на съедение вернее на смерть Гитлеру. Дед всевед.



10 дек 2013 в 22:04 — 6 лет назад

не понятна мне обида на автора книги, да не совпадают какие то географические названия и даты. Но это художественная литература, а неисторические факты или документальная литература. Кто вам запрещает писать фантастику? мне Лепельчанке, например все равно где стоял мост или какая дорога куда вела, мне интересен сюжет. А широкому кругу читателей и подавно все равно. По тем временам важно было рассказать о героизме правильно



21 авг 2015 в 18:54 — 4 года назад

Душа. Обращаюсь к Вам. Эта книга - не художественная литература, а МЕМУАРЫ, она же книга воспоминаний. Чувствуется разница? Поэтому Ваши соображения некорректны. Врать не надо в мемуарах в угоду кому-либо. Хотя я больше чем уверен, что не последнюю роль при издании 50-го года сыграли главред, редактор и корректоры. Далее по книге форумчанам. Я хочу внести одно существенное уточнение. Дело в том, что книга эта была впервые выпущена как минимум в 1950-м году. У меня в отличном состоянии второе издание книги 1951-го года. Что касается моего личного отношения к партизанщине, то оно звучит так - "Героизм на грани бандитизма". Было все и наш многострадальный народ страдал больше всего. Пусть не повторится страшное.



13 фев 2019 в 12:20 — 8 месяцев назад

Я тут на сайте "Бундесархив" обнаружил фотографию, по территории "Советский Союз. У Лепеля." По дате - апрель-май 1944 года. Ранее Гадивлянский мост опознали с архивных фотографий (там же размещены), но тут лес, наверное вряд ли? http://www.bild.bundesarchiv.de/cross-search/search/_1550048340/?search[page]=60









Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ