КЛАДБИЩА. Репортаж с того света


25. 01. 2014
Просмотров: 7 842
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Ещё никто не описывал историю кладбища! Эта неожиданная идея пришла в мою голову не сама. Мне её подсказал мой брат Васька. Я оценил эту идею как неординарную и взялся за разработку сюжета фоторепортажа.

Какое кладбище взять? Есть древние, с каменными крестами. Но кто мне подробно расскажет их историю? Старики, которые привносили в современность исторические сведения, умерли. Их дети в рассказы родителей не очень и вникали - тому претила большевистская пропаганда отсутствия местной истории. Ну, а большинству молодёжи история по фигу. Заметьте, большинству, но не всем. Иначе я бы сюда и не писал.

Так какое же всё-таки кладбище взять для создания его истории - ведь кладбище и есть сама история, только зацепись за него. Думал я, думал, и пришёл к заключению, что лучше всего у меня получится описать историю молодого кладбища - от первого его вечного жителя до последнего. А это - погост в деревне Гадивля, где я знаю практически всех его жителей.

Думаю, нужно вас в первую очередь познакомить с создателем идеи - моим братом Васькам. Вот он, под этим памятником лежит.

Это в годовщину смерти моего брата мы посетили его могилку. Вот его образ и подсказал мне воссоздать историю кладбищенского поселения. Сам он родился в 1957 году. Практически всю жизнь прожил в Гадивле. Поселился на Гадивлянском кладбище, как вы уже поняли, год назад. К сожалению, он не последний поселенец. Но о таких - по ходу повествования. Начать же историю нужно с первого поселенца. К сожалению его нет. Как так, если есть кладбище? - удивитесь вы. А вот так. Гадивля на этом месте - деревня молодая, созданная из сталинских изгнанников с насиженных хуторов. До этого небольшое поселение находилась на противоположном берегу Эсы. Крестьяне отвозили покойников в Рудню, на древнее Рудницкое кладбище. И первыми поселенцами на этой Лысой горе стали сразу 28 жителей, но не Гадивли, а временного концентрационного лагеря, основанного немцами для пленных красноармейцев, перегоняемых в неизвестность по старому Борисовскому тракту. Одни пленные умерли в лагере во время ночлега, других убили немцы за кучу-малу, образованную вокруг бросаемых гадивлянами в колонну съестных припасов. Потом люди стащили 28 тел убиенных и закопали на пустой Лысой горе. Таким образом одновременно 28 покойников стали основателями Гадивлянского кладбища.

Чуть позже возле них по-братски похоронили нескольких погибших партизан.

Раньше на этом месте были просто два бугорка. Это моя мать, Волька Шушкевич (прошу не смеяться с правописания имён - так записано в её свидетельстве о рождении, ведь в то время проходила повальная беларусизация Беларуси), организовала памятники. Поэтому должен показать и её.

Дальше имена привожу так, как в Гадивле людей звали при жизни. Левую руку я положил на памятник матери (1928 - 2008), правую - отца, Косці Шушкевича (1924 - 1965). Далее идут моя тётка Нінка Прусская (1933 - 2003), баба Ганна Прусская (1898 - 1987), дед Іллюк Прусский (1896 - 1955). О каждом - предложение. Мать всю жизнь учительницей проработала. Отец умер от приступа астмы. Тётка упала в колхозных яслях с печки, отчего всю жизнь прожила инвалидом первой группы по психике. Баба прожила достаточно - 89 лет. Дед в окопах Первой мировой надышался применённого немцами отравляющего газа фосгена и зачах в 59 лет.

Есть ещё одна могила с указанием смерти в 1941 году. Но под ней покойника нет. Вернее, есть покойница Аўдакея Прусская (1902 - 1987). Её муж Пётра Прусский (1901 - 1941) не лежит с ней рядом. Его в указанном году партизаны Линькова закололи штыками за то, что немцы назначили бедолагу старостой деревни. Но похоронили его в Рудне, поскольку в Гадивле кладбища не было (братская могила пленных в счёт не бралась). А на памятнике сделали надпись да поместили фотографию, чтобы баба думала, будто дед рядом. Вон их памятник, за зятем Міцькам (1933 - 2005) и дочкой Лісутай (1928 - 2006) Майзусами.

Согласно надписи на кресте первой гражданской вечной обитательницей Лысой горы стала Насця Стельмах (1925 - 1943). О ней ничего не знаю.

Тесно соединились крест Валодзькі Юхновского (1928 - 1944) и памятник Нічыпару Казаку (1905 - 1944).

Возможно, они даже лежат в одной могиле. Возможно, и не одни они. А дело было так. В 1944 году заминировали партизаны Борисовский большак между Гадивлей и Калаур-горой. Немцы подорвались на первой мине, возвратились, согнали гадивлянский мужиков и пацанов, заставили обняться и идти по заминированной дороге. Разлетелись по пуще Зимник останки двух выше названных, а ещё Мішкі Пытько и Косці Передни.

Уже в мирное время первым поселился на Лысой горе, наверное, Масей Шушкевич (1945). Покоится он за могилой своей жены Ганны Шушкевич (1985 - 1948).

Итак, кладбище основано. Дальше вести хронологию смертей нет смысла. Буду рассказывать о покойниках по принципу родства. Вот это сын Масея и Ганны, Сцёпка (1914 - 1968) со своей женой Шуркай (1913 - 1990) Шушкевичи. Сцёпка был одноногий, болел эпилепсией. Жил на берегу Эсы. Пошёл утром умываться. Стал коленом на бревно. Схватил приступ болезни. Уронил голову в воду. Так и захлебнулся, лёжа на берегу.

Давно покоится на Лысой горе зять Масея и Ганны Шушкевичей, Мішук Пытько (1931 - 1986), а жена Дунька Шушкевич пришла к нему только прошлой осенью.

Мішук вышел из дому на работу и в своём дворе умер. Дунька жизнь доживала у дочери Светки в Белгороде. Хоронить привезли гадивлянку на родную Лысую гору.

Сяргей Шамшур (1915 - 1978) переселился из Гадивли в Черницу, но похоронили его на родине.

Балагуром был. Любил повторять: «Мальцы, яй-богу я заспіртаваўся - памру, буду, як Ленін ляжаць, не згнію». С мотоциклом насмерть машина сшибла на Минском шоссе.

И это не факт, что Мікіта Мазго (1885 - 1938) столько лет ждал жену Лісавету (1988 - 1970). На самом деле Лісавета грустит одна, поскольку мужа её большевики убили в Куропатах. Дочь Тамара Земко, которая сейчас живёт в Камне, это точно установила. Памятник поставили здесь лишь для того, чтобы душу бабы Лісаветы успокоить.

И зятя Віцьку Пытько (1927 - 1971) по другую руку Лісаветы положили, а чуть дальше - сына его Лёньку (1956 - 2009).

Віцька Пытько, понимая, что умирает, просил жену Фядору: «Ты цялушку на памінкі не рэж, няхай лепш пасля дзеці з’ядуць, чым цяпер пяная налля». Сам молодой умер и сына его Лёньку рак съел задолго до старости.

Матруну Мозго (1903 - 1985) ничем примечательным отметить не могу. А вот её муж Ліксандра (1903 - 1982) 10 лет ни за что в ГУЛаге отсидел, выжил лишь благодаря тому, что фурманом к начальнику лагеря определили. Возвратившись, говорил: «Благодаря Колыме живой остался, а так на войне бы погиб».

Недалеко лежит брат Ліксандры, Паўлік Мозго (1923 - 1999) с женой Анютай (1924 - 1994).

Про Паўліка можно книгу писать. Партизан, потом фронтовик. Ранен. Был мастером Гадивлянской смолокурни. Исчез накануне новогодних праздников. Летом мой брат Васька обнаружил его в Эсе. Анюта - учительница первая моя. Инсульт свалил. Не сразу. Помучилась.

Невозможно измерить горе Анькі Пшенко. Сын Сяргей (1968 - 2009) на стройке с крыши свалился и насмерть разбился 23 августа. У мужа Мішкі (1942 - 2009) сердце отказало, когда с кровати вставал после утреннего сна 31 августа. А сын Ігар (1969 - 2009) умер 12 сентября. На протяжении 17 дней втроём умерли.

Іван Хамичёнок (1928 - 1989) работал водителем смолокурни. Машина дома стояла. Так всю Гадивлю ей обслуживал. До сих пор люди поминают его добрым словом. Кажись, туберкулёз свёл в могилу. Его жена Полька (1924 - 2002) намного пережила мужа, под конец жизни старость перегнула её в пояснице под прямым углом.

Раман Рудак (1914 - 1986) был колхозным бригадиром. Все потребности гадивлян решал своей властью. Уважали. Перед смертью настолько занемог, что раздражался даже на тиканье часов. Уносили от него. Его жена Яніна (1917 - 1999) ничем особенным не запомнилась.

Валодзька Стельмах (1960 - 2008) женился, уехал в Башкирию, развёлся, приехал в Лепель, чтобы заболеть и умереть. Лежит рядом с отцом Шуркам (1935 - 1993), лесником, не дождавшимся пенсии из-за болезни.

Вот и Натальля Козловская (1912 - 1972) одна покоится в земле сырой. Памятник её мужу Баляславу (1914 -1945) дети поставили из-за любви к родителям. Их отец похоронен на поле брани в Латвии, где сложил голову под конец войны.

Помните подрыв гадивлянских мужиков на заминированном партизанами Борисовском большаке? Так вот, сын одного из них, Нічыпара Казака - Віцька (1941 - 2009) - расположился недалеко от отца.

Віцька лесником был. Как бы это обозвать нашу с ним дружбу? Во, придумал - собутыльничали. За рюмкой он любил повторять слова из песни Газманова: «Гуляй, казак!», поскольку фамилию имел Козак. Рядом с ним лежит его жена Нінка, умершая почти одновременно с моим братом Васькам. Запомнилась работой продавщицей в Гадивлянском магазине. Жила через дорогу. За спиртным ходили к ней домой в любое время суток.

Запомнился старый дед Юлік Тарновский (1922 - 1977) постоянно опёршимся предплечьями на свой забор и наблюдающим за Борисовским большаком. А теперь гляжу на даты рождения и смерти Юліка да всякий раз думаю - до чего неумолимо время: совсем не старым дедом был Юлік, а всего лишь 55-летним мужиком. Я теперь старше на семь лет получаюсь в сопоставлении с его предсмертным возрастом.

В 60-х годах почти вся трудоспособная Гадивля рванула на строительство Новолукомльской ГРЭС в надежде получить квартиру и семью из медвежьего угла в цивилизацию перетащить. Всем это удалось, кроме Івана Якубовского (1919 - 1965). Приехал домой на побывку. Обратно вместе с дочерью сел в автобус. А в Лепеле Фенька обнаружила, что сидящий рядом отец мёртвый.

Брат Лёшкі Пытько (1961 - 1988) служил в большевистской Германии. Мать пошла в военкомат просить, чтобы второго сына туда не отправляли - тяжёлая служба у немцев. Пообещали. И слово сдержали - отправили Лёшку в Афганистан. Но вернулся живой. Нашли его возле дороги из Велевщины на Борисовский большак, раздавленным колхозной машиной, водителем которой был. Рядом валялось охотничье ружьё. Ходили слухи, что будто бы на ходу открыл двёрку, чтобы салютнуть, и потерял управление…

Вот как обычное кладбище может воссоздать историю деревни - ни один старожил того не сделает. А ведь я многих покойников опустил из-за громоздкости фоторепортажа. Закругляясь, покажу самую старую крестьянку. Прожила Юлька Юхновская (1906 - 2007) 101 год. Это её сына Валодзьку разорвала партизанская мина на Борисовском Большаке.

Но, тогда нужно показать и могилу самого молодого жителя Лысой горы. Ему всего три дня отроду. Умер в атомграде Снечкусе. Мать Ірка Круглик привезла его тело в родные пенаты.

И осталось показать мне последнего новосёла Лысой горы. Но начинать нужно немножко издалека. Вот Сашка Круглик стоит возле могилы своего отца Валодзькі (1929 - 1977), колхозного пастуха, добровольно ушедшего из жизни.

Вот Сашка с женой Наташкай перешли к могиле матери Зінкі Круглик (1932 - 2001), которая легла в районную больницу, пошла мыться, поскользнулась, упала, головой ударилась о край ванны и убилась.

За одной с ней оградой лежат Тацяна(1908 - 1978) и Тамаш (1908 - 1980) Вашкевичи. Это родители Зінкі Круглик. Их она привезла из Велевщины, чтобы потом лечь рядом. А брат Зінкі и сын Тамаша с Тацянай, Валодзя, пришёл к своим прошлой осенью. Так сказать - новосёл он Гадивлянского кладбища.

Кто следующий поселится на Лысой горе? Неизвестно. Пусть это время наступит нескоро.

P.S.Уже распрощавшись с населением Лысой горы и приехав в Лепель, вдруг опомнился, что, излазив всё кладбище, не нашёл пристанища четырёх юных гадивлян, одночасно умерших на Пасху 1970 года. Все они были первоклассниками и кандидатами в первоклассники. Их в один день и хоронили, даже решался вопрос положить в одну братскую могилу. А случилось вот что. Пошли друзья к Эсе, нашли корень веха ядовитого, приняли за морковку и съели. Падать начали на околице Гадивли. Были это Генька Юхновский, Стельмах (имя не помню), Слаўка Бондарь и его брат (имя не помню). Вот лежали бы в братской могиле, как первоначально думали, каждому в глаза бросались бы. А так по одиночке я их и не обнаружил.







ОБСУЖДЕНИЕ



Показать ещё 28 комментариев


Последние 27 комментариев



27 янв 2014 в 13:26 — 6 лет назад

Не, ну это уже прям подбешивает! А с чего бы это я должен комментировать только исходя из того, что пишут люди? Я имею своё мнение, и оно отличается от мнения Валацуги, Томагавка и Сварога. Не вижу смысла его стесняться! Как бы это тебе , Сварог, объяснить попроще? Ты же у нас не ИДИОТ?Нет? Ну, тогда должен понимать , что все люди разные...Репортаж Валацуги (особенно фото!) затрагивает определенные струны души (пишу про себя!), которые считаю очень интимными ( вера-слишком интимно, чтобы о ней кричать на весь мир ИМХО). И меня просто коробит от фотографий памятников. И да, любящими родственниками я не обделён, и не вижу сответствия между моим неприятием репортажа и моим посещением могилок дорогих и близких мне людей.



27 янв 2014 в 13:47 — 6 лет назад

Не, ну это уже прям подбешивает! А с чего бы это я должен комментировать только исходя из того, что пишут люди? Да и вообще какая-то мрачная тема...Фотографии с памятниками...Не понимаю...ИМХО
Потому как не понимаешь, сам написал. Про пакойников или хорошо или ничего.



27 янв 2014 в 13:48 — 6 лет назад

Chik - +100000!!! Поддерживаю.



27 янв 2014 в 13:53 — 6 лет назад

Чик создай тему ,сделай репортаж. А мы посмотрим какой ты умный. Макошь это итебя касается. Время судя по вашему присутствию на сайте вам позволяет. Не в обиду.



27 янв 2014 в 13:55 — 6 лет назад

Сварог а что я должна осмыслить и понять? ЭТО?:"чтобы понять эту тему у некоторых мозгов просто не хватает ,или не у всех были любящие родственники и не все получали тепло и радость при жизни от своих близких .А те кто получал родительское или родственное тепло ,они и зимой или когда появляется возможность идут на кладбище отдать долг памяти и сказать слова признательности.." - так это внутреннее дело каждого, своя память свои чувства!!! Или ЭТО?: "А вот то что идут открытые нападения на Валацугу - это перешло все границы." - про это Чик написал, комментарии о репортаже а не о Валацуге, не передергивайте. Или ЭТО?: "Не понимаеш этой темы ,так не лезь, подажди ,почитай что люди скажут,а потом делай выводы ,но нет дуракам закон не писан и надо впереди паровоза бежать и везде своё жало сунуть.." - вообще без комментариев, хочется вернуть Вам комплимент, потому как судя по всему перечисленному вы мало отличаетесь от тех для кого кое-чего не писано. Или это?: "Валацуга я согласен что несколько идиотов какой репортаж ты не напишеш ,будут вставлять тебе палки в калёса нравится тебе это или нет, не знаю по какой причине. " - вообще из области всемирных заговоров, общения с инопланетянами и т.д. Извините но осмыслить бред - это не ко мне.......



27 янв 2014 в 14:01 — 6 лет назад

Сварог, по поводу репортажей - каждый должен заниматься своим делом. Если человек пишет статьи или произведения (речь не только о Валацуге а вообще о тех кто пишет и публикует) то он должен понимать что будут как поклонники так и те кому определенное произведение не понравится. А поскольку, так уж повелось, интернет ресурсы предусматривают комменитирование той или иной публикации, нужно понимать что напишут и положительные отзывы и отрицательные, причем каждый исходя из своих впечатлений. Истерики неуместны в данном случае, тем более истерики тех кто к авторству и отношения не имеет. Если Вы, Сварог, были внимательны то я вообще избежала комментирования репортажа как такового, но вот критика некоторых а вдрес тех кто так или иначе не похвалил репортаж, причем приправленная откровенной ерундой, сподвигла написать по этому поводу. Вы, уж занадта наиграно пытаетесь наболтать пены на воде на стоячей воде, не пенится она, не старайтесь........



27 янв 2014 в 14:14 — 6 лет назад

А ты чего ко мне пристаёш ,цепляться к женатым мужчинам ,не прилично. Создай лучше тему или репортаж, а критиков ,цензоров и без нас хватает. Хоть о чём нибудь.



27 янв 2014 в 14:14 — 6 лет назад

Вначале не хотел, но всетаки вставлю свои пять копеек.


Мне всегда были интересны статьи Валацуги. Сколько живу в Лепеле, а многого, как выяснилось, не знал. Но в данном случае у меня было непонимание - не история, не расследование. Просто фото могил. Говоря по другому, перепись покойников. Понятно, что для Валацуги многие из них близкие люди, но для большинства читателей никакого интереса не представляют. Если бы было описание не могилы, а жизни человека - совсем другой разговор. А так я бросил читать, наверное, после третьей или четвертой фотографии.


Так что, дело не в наездах (палках в колесах), а в элементарном интересе. Две предыдущие статья, на мой взгляд, были интересны. Эта - нет.


По поводу "Memento more" - для этого не нужны фото памятников.



27 янв 2014 в 14:21 — 6 лет назад

Сварог, я к тебе пристаю? Мдя..... Все намного хуже чем я думала)))))Клизма Раз набрался смелости разглогольствовать и понукать то имей смелость ответить на вопросы, а не сливаться с фразой типа : "А ты чего ко мне пристаёш ,цепляться к женатым мужчинам ,не прилично" Очень смешно



27 янв 2014 в 14:24 — 6 лет назад

Хахах, Макошь, тебя еще и в приставании к мужикам обвинили, гулящая ты наша !!!!!! Мужики, вы вообще в своем уме? Я понимаю, возраст, головка слабенькая, но уже до такого маразма дойти, когда нечего сказать - обвинять оппонента в домоганиях, это уже край.



27 янв 2014 в 14:28 — 6 лет назад

Сварог,тебе (не идиоту) объяснить, что я не понимаю? Что я имел в виду, когда ставил многоточие ? Объясню ещё раз. Не понимаю: когда на главной странице городского сайта фотографии кладбища; когда людей(мёртвых) называют Маньки-Таньки( этот вопрос уже закрыли); когда люди фотографируются около памятников; когда всякие топоры и недобоги( Макошь , не про тебя, так что без обид))))) указывают, что комментить, а что нет .И если уж придираться( хоть и не хотел!), то с какого перепугу этот репортаж находится в разделе "Наши новости" и что за название "Репортаж с того света"??? Автор побывал на "том свете"???? Кладбище----это как раз "этот свет", мариальный.



27 янв 2014 в 14:42 — 6 лет назад

Студент, я уже привыкла))))))) раньше немного передергивало от высосанных из пальца обвинений а сейчас улыбает)) Чик, без обид!)



27 янв 2014 в 14:42 — 6 лет назад

По поводу соответствия статей разделу - так бери через одну и попадешь. Половина материала должна была быть в отклике "Прырода лепельскага краю". Т.е. на своем месте.



27 янв 2014 в 15:38 — 6 лет назад

Валацуга дзякуй вялiкi ,мне вельмi спадабалася ....Асаблiва шкада Аньку Пшенко.I немаулятка маленькага шкада ....ЛюдзI будзьце дабрэй ,як Вы пiшыце не цIкава ,я вось для сябе адзначыла ,што смерць можа наступIць у любы момант ,будзь гэта аутобус ,цi бальнiца I г.д. Шануйце сябе i родных................



27 янв 2014 в 16:38 — 6 лет назад

"Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!" М.Булгаков, Мастер и Маргарита.
Открываем tut.by, раздел "Происшествия":
- В Осиповичах водитель увидел гаишников и стал скрываться: Peugeot врезался в дерево, мужчина погиб.
- На "Светлогорск-Химволокно" погиб рабочий - его тело намотало на вал
- 32 человека погибли при пожаре в доме престарелых в Квебеке
- На Курильских островах утонули десять пограничников


Дальше копировать не буду. А Вас на мысли о смерти вдохновили фото памятников. Нет, тоже повод. Спорить и уж, тем более, осуждать, не буду. Только как-то, на мой взгляд, избирательно - тут вижу, тут не вижу.


А на счет "Шануйце сябе i родных" - абсолютно согласен. тлько еще и любите!



27 янв 2014 в 19:28 — 6 лет назад

Что за странности с Вами происходят ,мало того ,что все всем недовольны , уже противно заходить и читать ,противно зная ,что каждый коментарий обсосут с разных сторон ,льете грязь ,сегодня по вашему статья не удалась ,а завтра может другая была бы лучше ,только Вы своими высказываниями всю охоту отбиваете работать человеку ,не нравиться не читайте ,не пишите ,а уж если и чешется ,то пишите более тактичней ,так как сказали бы в лицо, а не за несколько десятков километров и через монитор .......



27 янв 2014 в 19:29 — 6 лет назад

P.S. Любiце ,шануйце сябе i родных!!!!



27 янв 2014 в 19:39 — 6 лет назад

чего вы истерите как малые дети? критики неприемлете? нафига тогда выносить на всеобщее обсуждение? создал бы свою страницу и закрыл бы комментарии, делов-то. а то мученика сделали из профессионального журналиста, пипец какой-то. не нойте, господа.



27 янв 2014 в 20:16 — 6 лет назад

Если рассмотреть данный репортаж с точки зрения морали, то ее суть сводится к тому, что бы каждый прочитавший вспомнил, что где-то есть одинокий холмик, давно не омывавшийся слезами. На мой взгляд, репортаж направлен больше на тех лепельчан, которые таковыми являются лишь по рождению и уже давно не были там, где было их детсво. Конечно, для многих, живущих в Лепеле, репортаж Валацуги не подтянул "струны души", но я больше чем уверен, что у находящихся сейчас вдали от Родины, эти струны отозвались острым звоном. А причина негатива к материалу кроется в тексте Валацуги: " Какое кладбище взять? Есть древние, с каменными крестами. Но кто мне подробно расскажет их историю? Старики, которые привносили в современность исторические сведения, умерли. Их дети в рассказы родителей не очень и вникали - тому претила большевистская пропаганда отсутствия местной истории. Ну, а большинству молодёжи история по фигу. Заметьте, большинству, но не всем. Иначе я бы сюда и не писал..."




27 янв 2014 в 20:36 — 6 лет назад

Нет, конечно же причина не в этом. Простая психология - никто не отнес себя к столь широкому понятию, как "большинство молодежи". Тем более, что далее следует "иначе я бы сюда и не писал" => Валацуга аудиторию сайта в большинстве своем считает интересующейся местной историей.


А вот перед выделенной красным фразой есть действительно конфликтная: "Их дети в рассказы родителей не очень и вникали - тому претила большевистская пропаганда отсутствия местной истории".


Впрочем, я не обратил при чтении на обе фразы. Большинство в столь пестрящем могилами репортаже, уверен, тоже не обратила на это внимание.



27 янв 2014 в 20:50 — 6 лет назад

Досыць! Сапраўды, неяк слова сказаць, бо на яго накінуцца ў любым выпадку з сабачай злосцю. Стаўлю ўсе кропкі над "і". У мяне гатовы адзін рэпартаж. Яго выкладаю 29 студзеня і спыняю сваю дзейнасць. На колькі? Не ведаю. Мне надакучыла працаваць. Я стаміўся пісаць рэпартажы паўтара года без перадыху. Мне абрыдлі сайтныя склокі. Залягаю ў бярлогу, а дакладней - у гарачы пясок Егіпетскага ўзбярэжжа Чырвонага мора. Вось сюды:


http://www.tury.ru/hotel/id/5820


Які ў мяне будзе настрой па вяртанні - не ведаю. Вельмі прашу сайтных штатных актывістаў не чапаць мяне болей. Я вам не раўня, а таму не мячык для біцця. Івана, Проста, Сцяпана, многіх іншых вы ўжо забілі. Не дабівайце мяне, яшчэ раз прашу. Я здаюся! Я абяцаю не чапаць вас. Не накідвайцеся на гэты мой зварот, быццам сарваныя з ланцуга сабакі. Праігнаруйце яго. Напісаў я выключна дзеля таго, каб пазбегнуць усялякіх крыватолкаў вакол сваёй асобы. Прыміце пальцы ад клавіятуры. Не трэба болей каментрароў. Хацеў як лепей, а атрымалася як заўсёды - не дагадзіў купцы занадта "правільных" карыстальнікаў.


Пакуль!



01 фев 2014 в 18:55 — 6 лет назад

Спасибо Валацуге! Я в детстве почти постоянно находилась в Гадивле, и Лёшку Пытько я прекрасно помню, ведь я часто находилась у его родителей. Вот только жаль, что я не могу навестить их. В 80-е годы они были моей семьёй



Mr
19 фев 2014 в 23:09 — 6 лет назад

"Ты на их могилах пляшешь свои танцы..."



20 фев 2014 в 13:27 — 6 лет назад

Исаак Левитан был на седьмом небе,когда узнал,что его картину "Над вечным покоем"берёт Третьяков в свою галерею.Левитану ещё и сорока не было,когда он взялся за эту тему. А на картине то, что? Покосившиеся, замшелые кресты да гнилая церквушка. Ну и кому это нужно смотреть?Так может подумать пышущий здоровьем крепыш. Да вот и нужно,да ещё как. Созерцая картину смотрящий размышляет о бренности человеческой жизни. Был и нет. Между началом и концом прошёл один только миг. У Волоцуги на вечном покое, не только кресты, но и люди, которых многие ещё помнят. Вот 28 военнопленных красноамейцев, умерших от голода и похороненых сердобольными сельчанами в начале ВОВ. Рядом братская могила партизан. "Товарищи" по борьбе забыли о них и на памятнике, установленным сельским Советом нет их фамилей. Тут же четыре парня подорванных на партизанских минах. Ставили их на дороге рядом с деревней, одна вражеская машина подорвалась, а дальше, что бы сберечь машины, немцы погнали по дороге людей,Результат на погосте. Остальные все Гадивленские. Что бы быть среди своих привезли покойную старушку даже с Российского Белгорода. Дед всевед.


03 апр 2014 в 22:00 — 6 лет назад

Согласно надписи на кресте первой гражданской вечной обитательницей Лысой горы стала Насця Стельмах (1925 - 1943). О ней ничего не знаю.



Я даведаўся пра Насцю Стэльмах! Яна з вёскі Стайск, што знаходзіцца за пяць кіламетраў ад Гадзіўлі. Вёска глухая, лясная. У ёй часта знаходзілі прыстанішча партызаны. За гэта акупанты спалілі паселішча. Ад знішчэння людзі схаваліся ў суседніх вёсках. Насця Стэльмах знайшла прыстанішча ў Гадзіўлі. Але была хворая на сухоты. Ад гэтай тады невылечнай хваробы і памерла.



03 апр 2014 в 22:08 — 6 лет назад

Палічыў неабходным паказаць Насцю Стэльмах буйнейшым планам.




18 мая 2014 в 13:28 — 6 лет назад

Анна Крицкая(Круглик)
15:27
Володя привет! Посмотрела твой репортаж про наше кладбище и все никак не доберусь тебе написать,какой ты молодец. Мне очень все понравилось,как будто побывала дома,я ведь очень скучаю по дому, когда приезжаю,не зоходя домой бегу на кладбище.
15:33
И тут я посмтрю этот сайт и как будто побывала дома,и дом мой виден.Смотрели и все наши родственники с Узловой и Сибири,и Ростова,общем все написали что ты молодец.И все знают теперь далекие где похоронен наш последний дядя
15:58
Да,я вот хочу только немного тебя поправить.Ты пишешь что это Юлик Торновский,наш Гадивлянский,но это на самом деле его сын,его тоже так звали,он жил с семьей в Лепеле,а хоронить привезли в Гадивлю,он умер молодым,по моиму болел,(он умер после отца) а наш Юлик,который целыми днями стоял облокотивши на заборе ( так мы его запомнили) был на много старше когда умер,и похоронен рядом,магилка без памятника,это я знаю точно,там и сама Юличиха рядом,








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Copyright © 2007 - 2019 — Леонид Огурцов


Пользовательское соглашение

НА ГЛАВНУЮ