ГУКАНЬЕ ВЕСНЫ. Королевой обряда была Бона


27. 04. 2015
Просмотров: 5 116
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Транзитники с Оршанки на отрезке шоссе между базой минеральных удобрений и поворотом на Залесье ломали себе головы вопросами: «Что случилось? Кого подбили?» Поневоле думать так вынуждала припаркованная на обочине разнообразная техника: легковушки, микроавтобусы, мотоциклы, велосипеды. Разгадка же была куда прозаичнее и веселее.

Вряд ли кто из проезжающих сообразил, что сегодня День весеннего равноденствия, и поэтому лепельские почитатели народных обычаев подъехали к Перуновой горе звать Весну.

И надо же было такому случиться, что именно этот день стал самым холодным в марте. Ночью выпал снег. В девять часов утра столбик термометра показал пять градусов мороза. Поэтому-то восхождение на Перунову гору оказалось напрасным - колючий ветер не позволил расположиться ни на её пике, ни укрыться за его склоном.

Единогласно решили переместиться на Капище, к Камню-следовику. Это недалеко - какой-то километр от Перуновой горы. Но большинство из желающих приблизить Весну знали, что путь преградит по-весеннему полный мелиоративный канал.

Как быть? Топор есть, но деревья для сооружения кладки находятся далеко. Проблему решает овчарка Бона - начинает таскать из лесу готовые жерди.

Но, когда из заготовленного ей стройматериала кладка была готова, первой на неё не ступила - только после смелых людей. Хитрая бестия.

Вот и цель близка. Скорее в спасительные кусты!

На поляне действительно тишь и благодать - ветер не проникает сквозь густую поросль кустарниковую.

Удивлению Перуна нет предела - не ждал, не гадал, что уединение главного языческого Бога будет нарушено почти забытым им народным обычаем. Жив курилка, оказывается! Непременно радуется Бог богов многочисленных.

Несказанно рад и Следовик неожиданной доброй орде Зазывщиков.

В числе первых его приветствует Бона вездесущая.

Отдыхать после перехода по холодному полю некогда - нужно за дело браться неотложное.

Пока идут приготовления к обряду древнему, Бона заготавливает дрова для костра ритуального.

Она вообще сегодня стала Королевой обряда народного. По ходу дела, польщённая всеобщим вниманием, берётся акробатические номера демонстрировать интересные.

Всем находится занятие ответственное. Организаторы обряда чучело Зимы в предсмертные наряды наряжают старательно.

Зрители созерцают внимательно. Бесчисленные репортёры все действа на фотоаппараты и видеокамеры фиксируют основательно.

Исполнители народных песен Весну ублажают предварительно, чтобы не оттягивала своё явление на землю Лепельскую.

Слова, конечно, имеются в диктофонной записи, но вряд ли они всех заинтересуют. Поэтому опущу текст не только песен, но и зазывов как самой Весны, так и её предвестников Жаворонков. Да и проклятья Зиме коварной повторять будет ни к чему. Однако замечу, что хоть и дубасили её кольями основательно, однако одновремённо и хвалили за мягкость в прошлом и этом году снисходительную.

Но отлупцевать коварное время года мало - нужно ещё его испепелить окончательно. Запустить Красного Петуха под подол Зиме - хоть отбавляй желающих.

Огонь под Зимой извивается, а саму её трогать не решается. Не помогает и хоровод с песнями экзотическими.

Тогда люди обращаются к Волынке просительно:

- Заиграй, пожалуйста, Волынка звучная, может, твою музыку зазывную Весна услышит да мощи Огню придаст, чтобы скорее испепелил Зиму ненавистную.

Заиграла жалобно Волынка исполнительная.

И услышала её Весна - встрепенула языки пламенные, ярче и краснее их сделала. Но от Зимы они всё равно уклоняются, наброситься на неё не решаются.

Подкрепления просит Волынка первая. Приходит её выручать Подруга верная. Вместе просить помощи у Весны принимаются.

Разбудили Весну-красавицу. Взбудоражила она Стихию огненную. Вмиг запылала Зима злющая.

И приветствовали люди обряд сожжения восклицаниями громкими под падение Зимы поверженной.

Теперь можно всем желающим погреться у костра успокоившегося.

Но не все могут отрешиться от дел будничных. Вон Таня неугомонная про обряд расспрашивает Зазывщиков лепельских для передачи на радио «Рацыя».

Завладело небом Солнце красное - знать Весна согревает землю Лепельскую. Чтоб сильнее её от Зимы защитить, заиграли музыканты мелодии древние, в пляс пустились люди съехавшиеся.

А на Костре, Зиму уничтожившем, чай готовится для сугреву собравшихся.

Галия хозяйственная всех согревает чаем целебным, на травах луговых приготовленным.

А ещё она пирог испекла яблочный, от вкуса которого язык не догнать убегающий.

Бросай микрофон чувствительный, Татьяна глубокская, да согрейся чаем Галии полсвижской.

Впрочем, не одна Таня прибыла из Глубокого далёкого Весну встречать на землю Лепельскую, а с собой ещё шестерых глубочан привезла, Беларусь любящих.

Но есть Зазывщики и более дальние. Сам Василь Терешка из Столицы пожаловал. А с собой ещё Лену-племянницу из града Борисова к Перуну привёз.

Наливай, Василь, вина красного, из винограда молдавского самим изготовленного.

Пусть хозяева и гости отметят Весны представление.

Не забудь, Галия гостеприимная, Королеву обряда Бону верную, угостить чем-нибудь вкусненьким.

Как бы мне, Блукачу Валацужному, на хоровод взглянуть с высоты взора Перуна сурового?

Высоко сидит, далеко глядит Бог богов времён давних языческих.

Потихоньку близкие по домам расходятся. Прощаюсь и я с друзьями новыми.

Не просто гостили у нас люди дальние. Они о нас видео сделали. Посмотрите его, Читатели верные.

Р.S. Бона (1493—1557) — польская королева, дочь герцога миланского Джиованни-Галлеаццо Сфорца, вторая жена короля Сигизмунда I.







ОБСУЖДЕНИЕ



28 мар 2015 в 09:37 — 5 лет назад

Жизнеутверждающий древний обряд " Гуканне Вясны" снова пришёл на землю Лепельскую порадовать белорусский народ наступлением весеннего тепла, которое будет излучать всё больше и больше красное СОЛНЫШКО. Хорошего Урожая Вам, люди добрые ! Дед-всевед.



28 мар 2015 в 11:20 — 5 лет назад

Ёптель, опять сектанты собрались.


Бо́на ( Bono, сапраўднае імя Пол Дэ́від Х´ю́сан,: Paul David Hewson, 10 мая 1960, Дублін, Ірландыя) — ірландскі рок-музыкант, вакаліст рок-гурта U2, у якім часам іграе таксама партыі рытм-гітары і губнога гармоніка. Акрамя музычнай дзейнасці, Бона вядомы сваёй гуманітарнай актыўнасцю ў Афрыцы і сваімі гамаганнямі спрыяць адмене даўгоў бедных краін трэцяга свету. Быў пасвечаны ў рыцары ў 2007 годзе[1].



28 мар 2015 в 11:28 — 5 лет назад

Опять сплошное выпили и закусили.Ржу-нимагуГде хоть что-то про историю обряда и то как он проводился на Лепельщине?Выстроить повествование вокруг собаки конечно "потрясающий" прием,но рассказ то не о ней.



28 мар 2015 в 11:31 — 5 лет назад

На этой фотке сокака думает, что самоконтроль- единственный способ выжить среди идиотов. По ходу Бона там умнее всех.




28 мар 2015 в 11:32 — 5 лет назад

Нужно больше Википедии.Ржу-нимагу

Бона, Юрген (1829—1897) — немецкий философ-кантианец; с 1868 — профессор в Бонне.


28 мар 2015 в 12:06 — 5 лет назад

на шабаш ведьм похоже!да уж!



28 мар 2015 в 12:42 — 5 лет назад

Медвед, об истории этого обряда, уже писано довольно много, в предыдущих откликах. А сейчас это репортаж о том, что его не забыли, и уже гости с других городов на него съезжаются! Остается только порадоваться, ЖИВЕТ ГУКАННЕ ВЯСНЫ!



28 мар 2015 в 14:13 — 5 лет назад

Терентий,но в тексте никаких отсылок на это почему-то нет.И постороннему читателю разобраться в сумбурном тексте, да еще снабженном фотографиями с телефона ,совсем уж затруднительно.Стыдно за такие материалы на главной странице.



TIA
28 мар 2015 в 14:46 — 5 лет назад

Медвед: - может, научишь и покажешь класс? ) Или как всегда: абы потрепаться?..



28 мар 2015 в 14:48 — 5 лет назад

То есть представленный набор букв по вашему класс?Здравствуйте!Вопросов больше не имею,простите за беспокойство.:)



TIA
28 мар 2015 в 15:06 — 5 лет назад

Я предлагаю тебе показать твой класс - достойный в твоем понимании. похожу - зря. Вопросов больше не имею,простите за беспокойство.:)



28 мар 2015 в 16:28 — 5 лет назад

Гуканне вясны, гэта старадауни славянски абрад . Гисторыя нашых продкау дайшла и да нас у таких вось празненствах и як бы прышлые людзи ци юды ,ци тыя хто не ведае што и сам друкую, не жадали сапсаваць гисторыю славянскага народу у их гэта ничога не палучыцца , таму як абрады нашых продкау выкладаюць и у садках ,школах и так далей Вось таки абрад прайшоу у школе Вицебскага раёну. Вяликая хвала тым хто не забывае продкау, сваёй Радзимы.



28 мар 2015 в 20:16 — 5 лет назад

Этот следовик не понятно как найти с дороги....(



28 мар 2015 в 22:39 — 5 лет назад

Гуканне Вясны вачмі Глубачан

http://www.racyja.com/kultura/na-lepelshchyne-gukali-vyasnu/


https://www.youtube.com/watch?v=Lr68_0bMNqU




28 мар 2015 в 23:05 — 5 лет назад

Закину и я фотографий










28 мар 2015 в 23:08 — 5 лет назад











28 мар 2015 в 23:10 — 5 лет назад










28 мар 2015 в 23:11 — 5 лет назад

Не хочется никого обижать, но мне кажется , можно было-бы все это действо организовать поприличней,тем более что были гости из других регионов. Помнится давным давно проводили в Лепеле обласной турслет школьников, с подобной организацией, стыдно а наш район до сих пор. (((



28 мар 2015 в 23:13 — 5 лет назад











TIA
28 мар 2015 в 23:47 — 5 лет назад

Дети цветов:


Что ж вы все ждете, что для вас кто-то что-то должен? Не задумались, что именно эти встречи - не "организованная акция", а просто встреча друзей и единомышленников. Люди сами организовывают свой досуг - приглашают друзей и хорошо, с пользой и удовольствием, проводят личное время. И вам показывают, как это можно сделать, не дожидаясь никаких санкционированных турслетов.


Когда вы приглашаете к себе гостей, Вам ведь не стыдно за то, что вы не закупили фейерверков и заезжих артистов. Вы говорите: - мы по простому, будут все свои... Вот это именно тот случай.



29 мар 2015 в 07:40 — 5 лет назад

С чего вы взяли что я жду что мне кто-то должен? Даже встречу друзей , принимающая сторона могла продумать, а не на ходу чегото соображать типа гати чере канал. Это мое субьективное мнение, кто-то возможно думает по другому Здравствуйте!



29 мар 2015 в 08:09 — 5 лет назад



29 мар 2015 в 10:37 — 5 лет назад

Tia,а давно мы на "ты"? И вы всегда переходите на личности в процессе обсуждения?


А встреча друзей вынесенная на общее рассмотрение,явно соберет не только восторженные отклики друзей и знакомых.Или же это культурное мероприятие направленное за сохранение фольклорного достояния нашей страны?Я что-то запутался.НедовольныйТак может стоит представлять такие вещи в более положительном ракурсе,а то не будь других фото казалось бы и впрямь сход какой-то секты.



29 мар 2015 в 10:58 — 5 лет назад

Что б вы там не писали и не говорили,дорогие.Но данное мероприятие доказывает,что в среди нас есть настоящие энтузиасты радеющие и продвигающие фольклорные традиции."Гуканне Вясны" является одним из важнейших обрядов нашей культуры,и жаль что вы способны лишь на критику,а не приобщаетесь к сохранению и преумножению фольклорного наследия нашего народа.Эта маленькая группа,ежегодно проводящая "Гукканне Вясны" и другие фольклорные обряды достойна только уважения.И спасибо им за это.



29 мар 2015 в 12:38 — 5 лет назад

Кочевник, проблема в том что разделяют и желают продвигать фольклорные традиции наших отцов не только эта маленькая группа людей . В том что эта группа большие молодцы , в этом никто и не сомневается . Может ли эта группа принять в свои ряды и других Лепельчан . А принимая других жителей нашего края в свои ряды - этот праздник может разростись до уровня Ивана Купала. Вон как в Лепеле празднуется "Ивана Купала", а ведь по значимости "Гуканне Вясны" ничуть не меньше.



29 мар 2015 в 14:31 — 5 лет назад

Кошмар!Что за идолопоклонство?



29 мар 2015 в 14:57 — 5 лет назад

Друг ты прав. Моська лает а слон делает свое дело. Это не ограниченный круг друзей. Они заинтересованы в большом количестве участников. Меня приглашали только дела не позволили быть с ними. Прорекламировать же заранее подобное мероприятие скажем на сайте они не могут поскольку получится несанкционированное сборище и на него придет много органов и идеологов а то и превентивное задержание организаторов будет применено. токого правда в лепеле не наблюдалось а вот в других городах примеров предостаточно. А недовольные гуканнем и другими акциями это не люди определенного мышления а злобные мстители возрожденцам национального достояния. Посмотрите это же одни и те же лица во всех постах за исключением Василины. Она индивидуум. Чтобы ни говорить лишь бы было против сказанного не важно кем. Такая позиция безнравственна и хуже даже врагов национального возрождения. Те хоть имеют свою антибелорусскую точку зрения - белорущину ненавидеть. А у Василины ее нет. Как Дети и только что вылупившийся на свет Медвед цепляются к мелочам. Кладку не положили загодя. А то что несколько предложений перед тем было написано что собирались гукать весну в ином месте а погода не позволила поэтому его и поменяли они не заметили. Вернее не захотели заметить. описание обряда им подавай. а кто приводит объяснение что это такое при описании празднования дня победы дня молодежи купалы паски нового года коляд? это настолько устоявшиеся праздники что не требуют цитирования википедии. Ганьба отщепенцам! В мусорный ящик их! титушки они подсадные утки



29 мар 2015 в 15:56 — 5 лет назад

Я к мелочам не цепляюсь, высказал то что думаю Фольклор дело хорошее и обряды интересные . А то что не все поют диферамбы группе активистов, так критика тоже полезна бывает, ненужно так в штыки все воспринимать. А если нехотите чтобы шло обсуждение то либо не вылаживайте пост либо блокируйте коментарии.



29 мар 2015 в 16:25 — 5 лет назад

Все правильно! В споре рождается все,что хочеш! Даже после Василинкиного впрыска, как она думает ЯДА, еще больше Лепельчан заинтересуется, гуканнем вясны! И я могу с уверенностью сказать, что в следующем году, жаждущих встретить весну будет вдвое, ато и втрое больше! Кто по старше, вспомните купала тоже когда то был антисоветский праздник, и пришли к выводу, что лучше его сделать всенародным! Чем каждый год страдал город и деревни от безконтрольного веселья молодежи (скамейки, заборы, калитки, костры) Я за ГУКАННЕ ВЯСНЫ!!



29 мар 2015 в 18:05 — 5 лет назад

А вот в какой день этот праздник празднуется в наших краях ,мы запомнили. Это 14 марта.



29 мар 2015 в 21:56 — 5 лет назад

Гуканне Вясны, праздник языческий, а у язычников календарь был как и сейчас по новому стилю.солнечный, Праздники отмечали по Солнцу. Зимнее солнцестояние 25 декабря, самый короткий день 7,01часов. Гуканне Вясны - весеннее ровноденствие , смотрим календарь где-то 20 марта.день равен ночи 12, 04. Летние солнцестояние где-то 20 июня самый длинный день.а ночь самая кароткая . Вот Вам купалье. Дяды в день осеннего ровноденствия Деннь и ночЬ по 12 часов это где- то 25 сентября.точно узнать можно в интернете. Республика Мари --Эл-- языческая. Дед-всевед.



30 мар 2015 в 10:10 — 5 лет назад

Из репортажа понял,что группа единомышленников провела старославянский обряд "Гуканне вясны".Нет ни слова о особенностях проведения его на лепельщине.Проведение такого действия предусматривает главным образом историческую реконструкцию, которой не было.Собрались единомышленники,поиграли с собакой,попели(что?),поводили хороводы(какие?),сожгли чучело,хлебнули кто чая,кто винца(и того и другого в те времена не было),пофоткались и домой.


Извините спадар Шушкевич,но популиризовать данное действо у Вас не совсем получилось.Про "Женитьбу Терешки" было написано так, что хотелось самому посмотреть на всё происходившее.А здесь...



30 мар 2015 в 14:27 — 5 лет назад

Извините, а вы песнями и плясками не ошиблись??? Вы что там нахороводили??? Почему я приехала из Европы, а здесь снег. Кого вы там гукали???



30 мар 2015 в 21:33 — 5 лет назад

Астап вот и мое мнение. Лепелю вон сколько лет ,а до сих пор строится. Так и здесь , со временем все отшлифуется, наладится благодаря вот таким инициаторам . Христианство существует на нашей земле многие столетия и поэтому этот праздник стал языческим и христианским вот что мне понравилось и отцов не забываем и христианство не забываем.


Гуканне весны - 14 марта

В белорусской языческой традиции существует красивый и светлый праздник, посвященный весне - "Гуканне вясны". Перевести название можно, как зазывание весны на землю. В дохристианские времена этот праздник выпадал на начало года, а в современном календаре он занял 14 марта. Однако как таковой определенной даты у этого обряда нет, ведь "гуканне" вясны - это те дни, когда уже невооруженным взглядом видно - весна пробивается, снег тает, метели остаются лишь в памяти и, хоть на улице грязно и сыро, но все знают, что пришла весна. Так что неделя вправо, неделя влево ситуации не меняет. Ритуалы, связанные с "гуканнем" весны продолжались у наших предков, пока землепашцы не выходили на поле подготавливать почву под весенние посевы.



Несомненно, весну везде и всегда ждали. Ждали тепло и солнце. Неудивительно, что с приходом этой поры года народ связывал различные магические действия и ритуалы. Человек просто очень-очень хотел приблизить, ускорить приход тепла и весны, которая представлялась ему красивой молодой девушкой. В весенних обрядах её звали на землю, ей приносили жертвоприношения, для неё, и только для неё, играли в различные игры, водили хороводы, пели, а также просили солнце быстрее согреть земельку. Такие многогранные, сложные и нам непонятные действия у восточнославянских, в ту пору - ещё языческих, народов получили довольно распространенное название - "гуканне вясны".



Однако не секрет, что христианство существует на наших землях уже много столетий. Одна из мировых религий естественно и самым естественным образом повлияла на местные языческие традиции, смешивая и оттесняя их. Всё больше и больше. Поэтому нередко "гуканне" весны совпадает с Добровещеннем или Сороками, которые являются уже христианскими или частично христианизированными праздниками. Отмечаются они во время поста, что немного противоречит языческой традиции, ведь, наверняка, наши предки, устраивали пышные застолья в честь юной девушки - весны. Слишком велик повод. Однако на нашей территории есть исключения - в южных районах Гомельской и Брестской областях где-нигде зовут весну и до начала поста. Именно тут и сохранились данные традиции в более "чистом" виде, нежели на всей территории нашей страны.



Ритуальные весенние празднества повсеместно начинались сжиганием чучела зимы. На высоких погорках, за селами молодежь разводила огни, на которых "палілі зіму": сжигали льняное "мелле", которого было достаточно в каждом дворе после обработки льна, старую одежду и обувь, и просто старые ненужные вещи. Около огня играли в разные игры - догонялки, салочки, фанты. Я привожу только современные названия тех стародавних игр, чтобы было просто понятней. Также молодежь перескакивала через огонь, для того, чтобы избавиться от всего плохого, от болезней и от присутствия зимы в душе, т. е от депрессии. Этот огненный обряд имеет много общего с масленичной обрядностью и Купалем. Что и неудивительно, ведь Масленицаприходилась на начало года и совпадала с весенним солнцестоянием,Купале же отмечается также в честь солнцестояния, но только летнего.



Параллельно со скачками через огонь, который представлял собой образ тепла и солнца, молодые люди пели "песні - вяснянкі":



Благаславі, маці,


Вясну гукаць, у-у!


Вясну гукаць,


цёплага лета


Дажджа..., у-у!


Дажадаць.


-Ой, вясна, вясна


Вясняна…, у-у!


В некоторых районах белорусского Поднепровья, кроме зажигания большого костра, с давних времён был известен обряд сжигания колеса. Молодежь шла на берег реки или озера. Парни делали небольшой плот, на котором закрепляли старое колесо от какой-нибудь повозки. Затем колесо поджигали и пускали плот на воду. Огненное колесо, как можно догадаться, символизировало собой Солнце, которому поклонялись наши предки-язычники. Пока пылающее колесо было в поле зрения молодежи, все пели весенние песенки, в которых обращались к солнышку:



Сонейка на прыпечак скацілася,


І зямліца ўсміхнулася


- Вазьмі, сонейка, у Бога дазволу


І спусцісь да долу.


Мы табе спяваемі,


Мы цябе ўсхваляем,


Прыходзь, мы цябе чакаем!



Наиболее интересный момент обрядов в честь весны - это хороводы, в которые молодые девушки зазывали весну. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, представляют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость. Есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. (Речь всё идет о солнце.) Выбирайте, что вам больше по душе, берите друзей, выходите на чистое поле, только не завязните в весенней грязи, и водите хороводы, пока всем не станет плохо. Может весна и солнце прислушаются к Вам, и согреют побыстрее наши бренные тела. Сто процентов - остальные жители нашей страны скажут Вам спасибо.



Кроме хороводов, в первые дни весны молодые люди признавались в любви друг другу, ведь недаром весна в народе ассоциируется с чистотой, красотой и любовью. Она, как бы дает возможность на полных основаниях попросить руки милой девушки или признаться ей в своих самых сокровенных чувствах. Кстати, дерзайте, ведь весны всего три месяца, а сделать надо, ой, как много.



Параллельно со всеобщим чувством любви, человека в эти ранние, но еще довольно холодные дни переполняли заботы о своей земельке, о будущем урожаи. С приходом весны запасы у наших предков скудели. "Прыгожа вясна ды галадна" - говорят в народе. Наши предки-земледельцы связывали с этим периодом все свои надежды на будущий урожай, который обязательно должен быть больше предыдущего. Поэтому весенние песни часто содержали просьбы к Богу, чуть раньше - к Солнцу, чтобы жить стало лучше, светлее и богаче. Что ж, совсем естественное желание любого нормального человека.



С ранней весной связывали многие приметы и поверья: "Калі сакавік сухі, у красавіку травы яшчэ не чакай", "Калі на лёд грыміць, тады вясна будзе халоднай" и т.д.



Человек ждал весну, как и мы, ведь она приносит долгожданное солнце, загар, теплые дни, когда без опаски можно скинуть надоедливые шубы и дублёнки, насобирать кучу весенних цветов и сплести себе красивый, разноцветный венок.




Приходи весна - нам так холодно без тебя.







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Copyright © 2007 - 2019 — Леонид Огурцов


Пользовательское соглашение

НА ГЛАВНУЮ