ИНТЕРВЬЮ

ФЕСТИВАЛЬ В ПОЛСВИЖЕ: зачем он Шкиндеру?


20. 08. 2015
Просмотров: 4 446
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Хозяин агроусадьбы «Полсвиж» Василь Шкиндер попросил меня поместить на сайт афишу с программой его очередного фестиваля. Я сделал это. А потом задумался: зачем ему вся эта головная боль с организацией сложных мероприятий? И до того взвинтил себя непониманием его деятельности, что решил напрямую спросить об этом.

- Видишь, Василь, я твою просьбу выполнил.

А теперь, как говорится, зуб за зуб – дай мне интервью по поводу фэста, - Собственно говоря, интервью я уже начал по телефону с договора о нём. -Тогда встречай, коль согласился.

- Здароў, Васіль! Подстилку выносишь, чтобы её накрыть для интервью?

- Ты ещё вопроса по существу не задал, а уже требуешь траву накрывать. Посиди пока за пустым столом.

А я тем временем попробую подстилкой, о которой ты так размечтался, сцену оформить.

Ладно, завершу, когда ты уйдёшь. Валяй, спрашивай!

- Скажи ты мне, Василь, зачем тебе эта головная боль с организацией фэстов? Зачем они тебе вообще? Что с них имеешь?

- Начну отвечать на твои вопросы с конца. Ты что имел с Цмока, когда проект его скульптуры разрабатывал и что теперь имеешь, когда Цмок работает на имидж района? Нужно мне отвечать на твой последний вопрос? То-то же. На средний вопрос отвечу встречным: зачем тебе был Цмок? Вот и фэст нужен не мне, а моим и твоим детям, правнукам, их праправнукам, чтобы знали и помнили обычаи своего народа, ценили землю своих отцов и прадедов, их прапрадедов. А теперь отвечаю, зачем мне головная боль с фэстом. Ты прав в том, что она действительно есть. Если заметил, раньше проводил фэсты в начале августа, а теперь вот отнёс на конец месяца. Это потому, что шестой фестиваль думал вовсе не проводить. Причина в том, что поначалу мне и райисполком помогал с финансированием, и частные структуры расщедривались. А потом помощь заглохла. И я решил лучше на диване поваляться, в озере побултыхаться – затрат эти приятные дела не требуют. Но звонит мне из Чашник приятель: обойдёмся без помощи, своими силами сделаем, говорит. Корреспондентка радио “Рацыя” Таня Смоткина из Глубокого даже приуныла, что фэста не будет, она по традиции собралась на него вместе со своими единомышленниками-глубочанами. Витебские девчата из народного коллектива “Паўночная Сухадроўка” как узнали, что я не могу финансировать их участие, заверили, что автостопом в Полсвиж доберутся, только бы быть на фестивале. На прошлый фэст приглашал полоцкий народный коллектив «Варган», у них не получилось приехать, теперь сами напрашиваются, а узнав, что дорогу не смогу им оплатить, говорят, что за свой счёт приедут. Руководитель Лепельского клуба туристов и краеведов Василь Хацкевич сказал: «А зачем нам заказывать платные коллективы, если мы сами не хуже и споём, и станцуем? Мы же фэст для себя делаем». Наши художники, народные мастера готовы придти и делом поддержать фэст. Значит, нужен фестиваль людям. Хотят на нём окунуться в атмосферу пусть не совсём лёгкого, но самобытного, нашенского беларусского прошлого. И я сдался, вновь променял беззаботный диван со спокойным озером на полный забот двор моей усадьбы. Ну, как я могу не послушаться своих единомышленников? Нас же много: туристы, художники, журналисты, артисты, танцоры, народные мастера не только из Лепеля, но и из других районов едут к нам. На Гуканье весны полный микроавтобус заинтересованных людей приехало из Глубокого на наше Капище. На Купалу большой автобус из Новогрудка в Полсвиж привёз четыре десятка любителей народных традиций. Разве раньше было такое? Есть ещё вопросы?

- По организации нет. А чем гостей встречать собираешься?

- Вот казан для каши готовлю. Думаю, на всех хватит.

Для другого вида каши поменьше котелок задействую. Шашлычница готова.

Для чая на целебных травах выберу самого скорого из коллекции самоваров.

- А чем займёшь гостей?

- Я уже называл иногородние народные коллективы, местных артистов будет достаточно. Народные мастера будут собственные изделия показывать и продавать. Художники картины выставят и рисовать будут. Резчики по дереву начнут вырезать скульптуру языческой богини плодородия и судьбы Макошь, чтобы на Капище водрузить между скучающими Перуном и Вялесом. Коммунальщики вот бревно для того подарили, я его от ненастья жестью прикрыл.

Чем будут заниматься любители поесть, уже показывал. Для них даже классный рукомойник приготовил, хоть наши «паходнікі» и утверждают, что гигиена есть враг туриста.

Дети всегда от качелей не отходят.

И все заблаговременно готовящиеся на фэст мечтают мой музей истории и крестьянского быта посетить. Специально прореживаю аллею, чтобы лишние сучья уличные экспонаты не заслоняли.

Рассказываю историю предметов, заинтересовавших посетителей, а они удивляются, как мне они доставались. Вот, например, эта редукторная система с начала 19 века раздвигала ранкеты шлюзов для пропуска лав и суден по Березинскому каналу в поселении водников Городок. Её мужики на металлобазу тащили, а я перехватил и выкупил.

А эту конную сеялку прямо на металлобазе перекупил у приёмщика.

Она же бесценна. Бирка есть, по которой видно, что изготовлена машина в Германии в 1957 году.

Вот эта шестерёнчатая пара для размола зерна на муку изготовлена на предприятии какого-то еврея, если судить по отлитой фамилии владетельца.

Методом отливки навсегда увековечен польский город-изготовитель Люблин. Навсегда потому, что отсюда она ну никак не попадёт на переплавку, поскольку уже стала вечным экспонатом.

Умели раньше увековечивать себя предприятия-изготовители. Образованный в 1927 году Минский завод «Ударник» давно поменял профиль и перестал существовать как самостоятельное предприятие, а в произведённых до войны весах увековечил себя. Почему датирую изделие довоенным временем? А название города Менск написано через букву «е», что соответствовало беларусскому правописанию до 29 июля 1939 года.

А вот этому рыцарскому шлему и фрагменту алебарды по меньшей мере пять столетий. Уникальные вещи!

Вот-вот, именно так посетители всех возрастов, чинов и государств отбирают у рыцаря его доспехи и оружие, чтобы представить себя бравым воякой средневековья.

Все экспонаты интересны. Особенно вот этот. Увидевшие его в ужасе округляют глаза, думая, что огромной секирой палачи отсекали головы на плахе. А это ведь совсем мирный склют, которым обтёсывали железнодорожные шпалы.

Как только выставлю на улицу этот столетний тарантас, туристы обязательно впрягаются в него и катают друг дружку. Его у меня одалживали на съёмки фильма про Марка Шагала. Да и ты тарантас использовал в своём купальском репортаже «А была ли Кикимора?».

Увидев вот такую деревянную лопату, даже среднее поколение уверенно определит её предназначение: снег расчищать. Невдомёк людям, что раньше она была в каждой хате (не дворе) и применялась для закладки в печь сформированных из теста буханок хлеба-сырца.

За голову хватаются увидевшие такие огромные жерновые камни для промышленных мельниц. Их я привёз из давно несуществующего Забоенья, Ковалевичей и Чашникского района.

- Всё это очень интересно. А где расположишь столько иногородних гостей? Им ведь ночевать придётся…

- Места у меня предостаточно. Наиболее затребованными являются загруженные сеном сани под навесом. Ну, как, удобно?

На фэстах обычно нет отбоя от желающих ночевать на чердаке летней хатки.

Ну, и в меньшей мере фестивальщики стремятся под крышу агроусадьбы.

- И какой главный символ фестиваля?

- Если заметил, все мои фестивали проводятся в конце лета, один был осенью, и посвящаются урожаю, осенний – хлебу. А составляющими плодородия издревле заправлял Цмок. Твоё детище снова ведь стало всему голова. Вот Цмок и будет символизировать наше благополучие и процветание. Вернее, два Цмока. Они пока прохлаждаются в теньке, а на праздник выставлю их на почётное место. Напиши, что всех желающих на фэст приглашаю. Буду рад встретить каждого. И сам приходи.

- Дзякуй вялікі! Ты мне шмат на што расплюшчыў вочы. На фэсце буду абавязкова.

P.S. Василь Шкиндер родился в уже несуществующей деревне Воболочье Волосовичского сельсовета в 1962 году. По образованию учитель физики и математики. Работал в Бобровской и Полсвижской школах. Десять лет занимался предпринимательством. После того, как в Беларуси начал развиваться сельский агротуризм, построил агроусадьбу “Полсвиж” по месту жительства - в деревне Великий Полсвиж. По хранящемуся в краеведческом музее единственному на Лепельщине народному музыкальному инструменту – волынке, на которой играл житель Веребок Мисник, создал аналог и исполняет на нём народную музыку, участвует в различных культурно-массовых мероприятиях. Шесть лет работает хозяином агроусадьбы. Занимается туризмом, краеведением, сбором фольклора. Организовал и содержит собственный музей истории и сельского быта. Пропагандирует национальное достояние беларусского народа. В Великом Полсвиже организовывает фестивали на народную тематику, древние обряды - Жаніцьба Цярэшкі, Купальле, Гуканьне Вясны.Один из инициаторов создания капища со стодами языческих богов.







ОБСУЖДЕНИЕ



21 авг 2015 в 10:48 — 4 года назад

Меня больше всего впечатлила комната для сна туристов!на этих кроватях наверное 5 бабушек умерло!Какой кошмар и за отдых в этом убожестве еще и деньги берут!Вижу агротуризм процветает!
Плачу



TIA
21 авг 2015 в 15:25 — 4 года назад

Виктория - а нигде и не говорится, что в АГРОусадьбе вам предлагается 5-ти звездочный отель. Туристические условия с сельским колоритом - потому и называется такой отдых АгроТуризм.




21 авг 2015 в 17:46 — 4 года назад

На мой взгляд, туристические условия с сельским колоритом - это не значит, что надо поселить людей в такой ужас и выдавать это за белорусскую аутентичность.



22 авг 2015 в 00:44 — 4 года назад

Услуги, предоставляемые в рамках программ сельского туризма, обычно включают в себя:



проживание в уютных частных усадьбах;
питание на заказ из экологически чистых продуктов;
знакомство с историей края;
походы за грибами и ягодами;
участие в народных обрядах;
катание на лодках и лошадях.

*Вики*


22 авг 2015 в 16:16 — 4 года назад

Виктория, а у нас на селе сплошь мебель от итальянских и финских дизайнеров,стены обшиты сосновым блок-хаусом,потолки вагонкой и т.д.?Валацуге надо было ещё написать про "удобства" на улице,возможно,отсутствие водопровода и газа.Это мы присытились природой,а они за этим сюда и едут.Вообще слово туризм исключает наличие удобств.



22 авг 2015 в 19:02 — 4 года назад

О чем спор? Это всего лишь бизнесс и посетители решат своими кошельками. Если записываются за несколько месяцев вперед и нет свободных мест, то значит устраивают и кровати, и удобства во дворе. А если посетителей не густо, то условия не устравивают и бизнесс скоро зачахнет



22 авг 2015 в 20:23 — 4 года назад

Астап, я бы ещё добавил в + к удобствам на улице отсутствие туалетной бумаги (как дело принципа) , агротуризм же ?
Ржу-нимагу



23 авг 2015 в 07:02 — 4 года назад

Когда ко мне приезжали друзья, я предупреждал их, что у нас не агротуризм, а агроэкстрим. Но им очень понравилось!








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Copyright © 2007 - 2019 — Леонид Огурцов


Пользовательское соглашение

НА ГЛАВНУЮ