ДЕНЬ СПАСАТЕЛЯ

Лепель больше не сгорит


18. 01. 2016
Просмотров: 4 420
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

История знает два больших пожара, когда Лепель выгорал почти дотла. Было это в 1833 и 1921 году. Повтор получился через 88 лет. В этом году последняя большая трагедия отметит своё чёрное 95-летие. Возможно ли её возрождение? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я пошёл в лепельскую службу спасения накануне Дня спасателя Беларуси, который отмечается 19 января.

Не буду вас утруждать чтением истории пожарного дела с постнаполеоновских времён, описанием Лепельской трагедии 1921 года. Очень интересные факты, но не всем могут понравиться. Поэтому предлагаю желающим самим посмотреть про это здесь и здесь. А мы сквозь пургу попробуем прорваться в главное логово лепельских спасателей.

Давно пожарных не упрекают в круглосуточном сне. Понял народ, что служба их опасна и трудна, поэтому не заслуживает необоснованной критики. Интересно, какие средства укрощения огня мне покажут? И покажут ли вообще?

Меня встречает инспектор группы пропаганды и взаимодействия с общественностью Лепельского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Александр Садовский.

Идём к начальнику районного отдела МЧС подполковнику внутренней службы Валентину Ловцу.

Валентин Эдуардович не против показать посетителям нашего сайта боевую мощь спасателей. Поручает Александру Садовскому показать мне всё, что пожелаю. С чего начнём? Пожалуй, с главных врагов огня – пожарных машин. Но сначала узнаем, каким образом машины бросаются на борьбу с пожарами. Если вдруг в эту минуту сложится чрезвычайная ситуация, сигнал обязательно поступит в диспетчерский Центр оперативного управления.

Обычно в Центре дежурит один диспетчер, но нам повезло – старший сержант внутренней службы АлёнаДальчанина сдаёт смену прапорщику внутренней службы ВикторуБумаге. Итак, на пульт управления поступает сигнал о ЧП. О том, что происходит дальше, рассказывает начальник караула Игорь Демид.

После поступления сигнала у наряда имеется 30 – 40 секунд, чтобы в полном снаряжении покинуть территорию базы. С места трогается сразу два расчета. Но на пожаре должны присутствовать четыре. Поэтому моментально оповещаются ещё два ближайшие к месту возгорания пожарные аварийно-спасательные посты, располагающиеся в Боровке, Домжерицах, Камне, Волосовичах, Слободе. Но если происшествие случилось близко от границы с другим районом, на выручку спешат ближайшие соседние посты. Также поступают и наши – такова взаимовыручка.

Конечно же, мне стало интересно, сколько человек дежурит в смене. Суточный караул состоит из начальника караула, диспетчера, двух командиров отделений, двух водителей пожарных машин, двух старших пожарных, трёх пожарных, водителя-инструктора.

А технику мне покажут? Технику мне покажут.

И даже подробно объяснят назначение каждой машины и приспособления. Вот только начать с лучшей машины сложновато, поскольку каждая имеет определённые преимущества. Собственно, можно начать показ с главной, на которой ездит сам начальник караула. Она стоит первой. Имеет повышенную проходимость. Перевозит 10 тон воды. Оснащена осветительной мачтой. Но самое интересное – гидравлическая станция, с помощью которой освобождают людей из сплющенных автомобилей. Здесь и домкрат, и растяжки, и цепи, и много всяких других невидалей. Игорь Демид показывает гигантские гидравлические кусачки, которые будто спички перекусывают покорёженные стойки салонов.

У пожарных на выездах всегда при себе костюм «Drager» для работы в непригодной для дыхания среде.

Объяснений не требуется, что это лодка. Понятно, что не для рыбалки она здесь находится, а для спасения на водах. Применялась по назначению? Всяко было… Пример? Согласен, печальный не нужен. Вот успешный - лодка с мальчиком перевернулась в осеннем Лепельском, а эта лодка спасла ему жизнь.

Как-то с первого взгляда и не определил бы, что эта с виду обычная машина самая интересная. АСА называется, что значит «аварийно-спасательный автомобиль». Выезжает не только на пожары, но и на автомобильные аварии, техногенные катастрофы, ликвидацию последствий природных катаклизмов. Это АСА лодку таскает.

В комплекте АСА имеет вакуумные костюмы для фиксации раненых в неподвижном положении, приборы для обнаружения, ионизирующего излучения, паров ртути и всякой прочей отравляющей гадости.

Говорят, что в АСА есть защитный костюм для работы в условиях химической среды. Это что-то вроде армейской химзащиты? А как бы его увидеть на человеке? Облачиться в спецкостюм соглашается водитель Александр Аксенович.

А что это за надувная лодка жёлтая в АСА разлеглась? Оказывается, что это никакая не лодка, однако отчасти я отгадал – надувается и тем самым поднимает опрокинутые автомобили, обрушенные бетонные плиты, под которыми находятся люди.

Ну, автолестница в особых комментариях не нуждается. Все её применение видят чуть ли не каждый день по телевизору.

Да и с трактором «Владимирец» всё понятно – вон снег на отвале ещё не растаял. Смена не принимается, пока вся территория не будет очищена от заносов.

Кажется, всю технику осмотрели. Хотя, нет, к этому автомобилю не подходили. Он как бы запасным считается. Так сказать, на всякий случай. Хотя «всяким» вряд ли назовёшь торфяной или свирепый лесной пожар. Когда они случаются, запасной автомобиль перестаёт быть запасным и заводит свой 12-цилиндровый мотор, способный приводить в действие пожарно-насосную станцию производительностью 110 литров в секунду. Может подавать воду аж из чёртовых куличиков – два километра пожарных рукавов с собой возит. Вмиг осушит затопленный резервуар при ликвидации техногенной аварии.

А почему это водитель облачился в космический костюм? Вот видите, как плохо быть несведущим – аж в космос меня занесло. Человек в таком облачении вообще не лазает выше крыши, потому как заинтересовавшая меня защита всего лишь охраняет его от укусов ос и шершней, гнёзда которых он разрушает по заявкам населения. Чтобы лучше показать посетителем сайта противонасекомный костюм «Страж», в него влез уже знакомый нам старшина внутренней службы Александр Аксенович.

Я понимаю, что это большая резиновая лодка для спасения утопающих. Понимаю также, что утопающего мне под заказ не подгонят. А спасателя возле средства спасения можно показать? Можно даже водолаза. Им становится так кстати оказавшийся под рукой Александр Аксенович.

Весь гараж осмотрел. Что ещё мне могут показать? Ещё могут показать «Штиль». Ба, эка невидаль - бензопилу с таким названием знает каждый. Но я снова опростофилился. Этим «Штилем» не дрова режут, а смесью воды с воздухом под давлением сбивают пламя там, куда пожарный рукав не достанет.

Дааа! Экскурсию мне сделали интересную – более захватывающую, чем в ином музее. Так это ещё не всё. Ещё и в музей меня поведёт Александр Садовский. Вот только передохнуть бы малость – запарился на осмотре техники. В один момент старший лейтенант внутренней службы Садовский решает и этот вопрос – отводит меня в комнату отдыха. Удобно усаживаюсь на кожаном огромном диване. Перед глазами – не менее огромный телевизор. Такой как раз хорошо смотреть с дивана.

Дорога в музей лежит через класс теоретических занятий по плану пожарно-технического минимума. Александр Садовский объясняет, как усовершенствуют знания пожарные.

Музей очень интересный. В нём как бы две экспозиции: одна состоит из конкурсных работ юных спасателей на противопожарную тематику, вторая – из источников возгорания, собранных на месте пожаров. Экспонатов столько, что им нужно посвящать отдельную тему, что я в скором времени непременно сделаю. А теперь покажу не снимки отдельных музейных предметов, а видео всех их сразу.

Последние кадры просто шокируют. Я знаю тот баллон. Во время Великого даликского пожара где-то на стыке тысячелетий как будто малая планета он над деревней пролетал, поджигая под собой усадьбу за усадьбой.

После посещения музея заглянули в комнату психологической разгрузки. А может мне так её и не называли? Может, это я сам по ходу придумал. Тогда переназову комнату тренажёрным залом, поскольку в ней стоят спортивные тренажёры, теннис, бильярд. Сам на велосипеде прокачусь.

Ну, всё кажется прошпионил в РОЧС. Хотя, нет! Людей мало показал – начальника отдела, инспектора пропаганды, начальника караула да водителя-пожарного. А где среднее, так сказать звено? Проведи меня, Александр, по кабинетам. Здравствуйте, Юрий Владимирович!

Мы в кабинете первого заместителя, подполковника внутренней службы Юрия Локтева. Он сообщает, что осуществляет государственный пожарный надзор, курирует деятельность инспекций надзора и профилактики, пропаганды и обучения, функционирование государственной системы контроля за чрезвычайными ситуациями, а также - гражданской обороны.

Дело заместителя начальника по оперативно-тактической работе, майора внутренней службы Михаила Хацкевича – ликвидация чрезвычайных ситуаций и организация службы боевой подготовки.

Инспектор инспекции надзора и профилактики лейтенант внутренней службы Игорь Григоренко занимается проверкой оформления протоколов об административных правонарушениях.

Его коллега лейтенант Андрей Тимашков исполняет контроль нормативно-технического состояния строящихся объектов.

Пожалуй, хватит, поскольку даже половины из девяти десятков сотрудников РОЧС я показать не в состоянии. Хотя ещё с одним познакомиться стоит. В поисках его облазил все лабиринты теплодымокамеры, чуть не свалился с качающегося моста, но так и не нашёл.

Наверное, отошёл куда-то. Имею в виду манекена Яшу, которого во время учебных тренировок начальство прячет где-нибудь в укромном уголке теплодымокамеры, а спасатели ищут бедолагу в кромешной дымовой завесе, чтобы спасти. Ну что ж, как-нибудь в другой раз познакомлюсь с Яшей. А теперь пора и честь знать. Но безостановочно с территории РОЧС уйти не удалось. Поневоле ноги задержали возле символа огнеборства.

Видимо, поставлена эта каракатица здесь как памятник пожарному делу. В автопарке такой не видел. Наверное, ручная помпа для перекачки воды устарела и снята с производства. А её бы да в 1833 год! Глядишь, и четверть Лепеля не выгорела бы. Не записала бы тогда комиссия по расследованию пожара в свой отчёт, что «противопожарная оборона обставлена до комизма слабо». Ещё бы, если сам городничий письменно отчитывался перед губернским стряпчим: «Никаких более пожарных инструментов, кроме двух крюков и двух вил…» Позорище, иначе не скажешь. Одну бы машину из тех, которые мне сегодня показывали, забросить не только в 1833-й, но и в 1921 год, то и пожары закончился бы там, где начались – на усадьбах мещан Лурье и Якубсона.

Вот внимательно осмотрел пожарную технику лепельских спасателей, ознакомился с нынешней организацией пожарного дела и могу спать спокойно с уверенностью, что Лепель больше не сгорит.

2016







ОБСУЖДЕНИЕ



18 янв 2016 в 11:54 — 4 года назад

Блукач Вапачужный, твои бы слова да Богу в уши. Пожары были, есть и будут, ни куда от них не деться. Хорошо, чтобы было меньше, быстро приходила помощь, не было жертв и убытков. Алексадр Садовский хорошую дал справку о пожарах в Лепеле, интересно было читать. Мне запомнился пожар в 1938 году, горел двухэтажный дом по ул. Пролетарской. Горящий гонт летел во все стороны. Загоряний было много, в памяти осталось как милиционеры заливали крышу милиции по Вокзальной улице. До войны уже была техника. Помню как горел Шпаков дом по Пушкинскому переулку через улицу и наш дом вот-вот должен был загореться, но примчались три пожарные машины город, городок, Боровка, в миг всё залили. Спасибо пожарным. Дед-всевед.


20 янв 2016 в 13:04 — 4 года назад

а какая ЗП у бойца пожарной охраны ? Как то этот важный вопрос в очерке упущен.Молодые люди выбирая профессию должны знать, как государство оценивает их опасный и благородный труд... как мне видится. :)








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Copyright © 2007 - 2019 — Леонид Огурцов


Пользовательское соглашение

НА ГЛАВНУЮ