ТРАДИЦИИ

Наши учат женить Терешку


22. 01. 2017
Просмотров: 5 757
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY

Зарекался: не буду никогда женить Терешку после моего полсвижского сватовства – там нужно плясать, а я танцую примерно так, как заяц играет на барабане. Но сдался. Уговорили: будет интересно, ехать далеко - знали ведь, что путешествовать люблю.

В прошлом репортаже с женитьбы меня один читатель упрекнул, что начал с описания действа, а не объяснил, что за обряд «Женитьба Терешки». Хм! Я-то посчитал, что такой известный ритуал не нужно объяснять, вроде как причину маёвки в репортаже со Дня Победы или Нового года – все ведь и так знают, что это такое. Зачем попусту загромождать показ лишним текстом? Но, так и быть, отошлю тех, кто сам не сообразит, в Википедию – лучше ведь никто не объяснит: жмите сюда: женитьба терешки.

Едут в Глубокский район 10 лепельцев: Василь Шкиндер, Василь Хацкевич, Ольга Гончар, Андрей из рода Ласких, Анатолий Телятко, Наталина Миронович, трое Эн и Блукач Валацуга. Не ради прогулки в даль далёкую энтузиасты прорываются сквозь снежные заносы, а распространять по миру древний народный обряд. Но не у всех такая благородная цель. Я сразу предупреждаю компанию, что у меня несколько иная миссия. Они хотят внедрить на Глубоччине женитьбу Терешки, а я хочу ухватить сенсацию: как лепельцы учат глубочан. Поэтому женить меня не нужно, я сам этого не хочу – народные танцы для меня страшнее самого ржавого серпа, и женихание будет мешать ловле составляющих сюжета для репортажа. Вроде поняли, хотя и промолчали.

Уже возле Глубокого позвонили в машину, что путь держать нужно в деревню Володьково на агроусадьбу «Родны кут» Юлии Бука. Вот когда я встрепенулся и в действительности обрадовался поездке – я ведь в 2010 году 10 дней отдыхал в «Родным куце». Попал туда потому, что хозяйка Юля говорящим па-беларуску постояльцам значительно снижает и без того очень низкую стоимость проживания. А сейчас пройду, так сказать, по старым следам.

Приехали.

Наши девки сразу полезли на экзотическую печь греться.

Я мгновенно обратил внимание на раритетные сапожки Наталины и заставил её высунуть ноги из-под юбки. Где взяла?

Так я и знал. Бабушка её из Жарцов в молодости хиповала в этой модняцкой обувке. А бабуле-то уже 91 год. После такого открытия стал всматриваться в обувь остальных женильщиков. Как в позапрошлом веке! Куда мне до них…

В пустой хате устроили перекусон с дороги.

Вот и хозяйка явилась. Думал, промолчу, что мы знакомы, так она первая меня признала. Ну, здравствуй, Юля!

Но, где же люди? В Володькове-то, знаю, их раз-два и обчёлся. Может, приедут? А пока можно самим порепетировать…

…и подурачиться.

Наконец участники повалили – приезжие они.

Знакомит всех глубочанка Таня Смоткина – журналист радио «Рацыя». Это она организовала женитьбу Терешки в Володьково.

Подумать только: съехались сьвядомыя всех мастей - художники, культработники, рабочие, учителя, хозяева агроусадеб, предприниматели, журналисты, тунеядцы, пенсионеры, постояльцы - из Лепеля, Глубкого, Полоцка, Шарковщины, Браслава, Витебска. Ой, прошу прощения, отвлёкся, а процесс пошёл. Наши матка з бацькам взялись пары формировать. Никто не знает, но я вам по секрету скажу, что это переодетые Василь Шкиндер с Наталиной Миронович.

Глаз у них набит – в момент определяют, кого с кем соединить нужно. Не молча, а с народными частушками, прибаутками подводят созданную пару к угощению для закрепления факта женитьбы.

Ну вот, теперь вы полноправная семейная пара. К сожалению, всего лишь постановочная, к тому же экспромтом срежиссированная.

После остограмливания счастливцы должны засвидетельствовать процесс крепким поцелуем и станцевать беларусский народный танец. Вот что меня убивает. Ещё какой-нибудь рок-н-рол я бы бессистемно сбацал, но лявониху… упаси меня, Перун. Поэтому и спрятался в тристене. Но долго там не усидишь – фактуру для репортажа копать нужно. Выполз из укрытия и сразу был схвачен бацькам – мужчин для женихания не хватает. Как ни упирался, как ни просился – не помогло. Бацькi схватили меня под мышки и потащили к суженой. Ею я, конечно, остался доволен. Юля Бука это. Даже в момент целования было подумал: как хорошо, что меня поженили!

Правда, через несколько приятных секунд я уже так не думал, в танце ковыляя костыльными ногами. Но убежать не получится – окончательно оконфужусь.

Если бы на этом было всё… Однако надрывная дуда, душещипательная скрипка, оглушающий бубен с новой и новой силой испускают для счастливых пар падыспань, рэчаньку, польку… Закончится ли когда-нибудь эта танцевальная вакханалия? И Перун услышал меня - на игру переключились. Созданные семейные пары под музыку садятся на скамейку спинами друг к другу. Как только музыканты смолкают, сидящие поворачивают головы в сторону. Если в разные – уходят.

Если в одну – встают и целуются.

Как много, однако, несмышлёных. Ведь целоваться хотят все, а синхронно повернуть голову в одну сторону редко кому удаётся. Мы с Юлей не такие профаны. Мы с Юлей загодя договорились поворачивать головы на дверь.

Ай да молодцы мы!

Блин, снова танцы. По парам. Своей невесте я объяснил, что в танцах – слон, но ведь зрители этого не знают. Думают, поди: пьян он или протезы вместо ног имеет? Наконец, снова приятная игра. С разгона нужно заскочить на скрещенные руки подкидальщиков и с их помощью вознестись к потолку, где летящего поцелуя жениха уже дожидаются жаждущие губы невесты.

Вот такие игры я люблю. Целоваться мне нравится. Поэтому и забаву вроде «ручейка» одобрил. Это когда жених с невестой поочерёдно убегают друг от друга, а когда словят беглеца - целуются. Но проделывают это с мыслью удирающей от петуха курицы: не слишком ли быстро я бегу? В общем, за время существования женитьбы Терешки ещё ни разу невеста всамделишне не убежала от жениха и наоборот. Вот и Юля сейчас будет дурачиться, делая вид, будто собралась от меня улепётывать. Только ты, Юлечка, секундочку постой, пока я засниму игру.

Что за чёрт! Невозможно ни на миг невесту оставить. Не успел затвор взвести, как моё место занял Толя. А Юльке, кажется, по барабану с кем целоваться. Тоже мне, друг с невестой называются. Вот и верь после этого близким людям…

А может это и к лучшему? Танцевать больше не придётся. Усерднее буду на репортаж работать. Начну, пожалуй, с призыва:

- Спадары маладажоны! Просьба затрымлівацца ў пацалунку – не паспяваю фіксаваць.

Не знаю, призыв мой подействовал или я спроворничал, но Таню Смоткину затвор мой застал в самый подходящий момент.

Даже её сокровенное желание удалось передать. Впрочем, она сказала: жалеет, что не предусмотрела приз за лучший поцелуй – его непременно заработал бы я. А ещё мне многие сулили приз как лучшему папарацци женитьбы. Ну, кто бы ещё, скажите, догадался стать на колени и фотографировать ноги танцующих?

Согласен, может, кому и неприятно их видеть, а мне очень даже вздыхательно. Предполагаю, что я не одинок в таких мыслях. Особенно, когда танец «таўкачыкі» исполняют.

Это я рысью проскакал по женитьбе, поскольку нужно было и самому женихаться, и процесс папараццить. А на самом деле хата долго ходуном ходила от всеобщего галопа. Наконец утихомирились и на общую свадьбу стали расходиться.

Погода хоть и была кстати, весёлая, но тревожная – как в Лепель добираться?

А свадьба наша ещё долго пила, ела и пела.

Когда все раззнакомились, выяснилось, что нелепельцы думали, будто из Лепеля приехал отрепетированный народный коллектив от районной культуры – очень уж гладко женитьба проходила, все в вышиванках, только бейджиков и не хватало…







ОБСУЖДЕНИЕ








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ