УПАДОК и ВОЗРОЖДЕНИЕ

Памятники перезимовали. Как они?


05. 03. 2017
Просмотров: 4 591
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY

Прошла зима колючая, злобная и злючая. Люди её пережили. А каково памятникам? Причём, не официально контролируемым, а оными не считающимися, однако по своей сути такими являющимися. Они пущены на произвол судьбы. С каждым обрушением на них ненастья разрушаются. И если есть кому дело до таких интересных объектов истории и природы, так это горстке энтузиастов, которым небезразлична земля родная. Но они мало что могут, если только донести до общественности состояние нужных ненужностей. Впрочем, последуем за ними на ревизию послезимнего состояния некоторых непризнанных памятников.

Ещё в тринадцатом году я разгадывал тайну старой мельницы в Зелёном Острове.

Тогда я разгадал, что загадочное сооружение на совхозной пилораме никакой не доисторический объект, а послевоенное сооружение, воздвигнутое для размола общественного зерна на муку, которая служила расчётом с колхозниками за работу – деньгами ведь не платили. И своё зерно селяне не выращивали – на 40 дозволенных сотках бульбу да бураки посадить бы, кабы с голоду не окочуриться…

Сейчас нас запустят в таинственное здание. В 13-м я уже объяснял технологический процесс размола, сейчас вкратце повторю его.

Сердцем размола была рядом стоящая кирпичная коробка - в ней стояла дизельная электростанция.

Вырабатываемый ей ток питал приводной двигатель. Он широким пасом раскручивал огромный маховик.

Регулировка и натяжение приводного механизма производились примитивным устройством.

Приводной вал крутил жернова, расположенные на нём, но на втором этаже.

Размолотое зерно по лотку ссыпалось вниз.

Стандартное жерновое колесо сделано на предприятии. Весит не менее полтонны. Как оно монтировалось колхозниками? Всё продумано. Жернов захватывался примитивным приспособлением.

Довершала монтаж допотопная консольная балка.

Процессом руководила ласточка из капитально отремонтированного гнезда.

Для того, чтобы понять, как жернов затаскивался наверх, и в узкую трубу засыпалось зерно, нужно проследовать на третий этаж. В нём – два люка. Через первый электрическая таль поднимала камень.

А на третий этаж подъёмное устройство доставляло зерно с далёкой земли.

Оставалось на салазках подтащить мешки к люку над жерновами и опрокинуть в загрузочную лейку.

Процесс пошёл. Все механизмы находятся в таком состоянии, что за день их можно запустить, и мельница будет работать. Почему тогда это не делает совхоз? Ответ прост: потому что процесс послевоенного размола будет в десятки раз более энергоёмким и дорогим, чем помол на современных электромельницах. Почему тогда совхоз не восстанавливает мельницу как туристический объект? Ответ прост: стоимость посещения интересующимися может и окупит расходы на восстановление лет так через тысячу. Это сельхозпроизводителям нужно? Самим бы выжить. А мельница-музей лишь ускорит процесс их неминуемой кончины. Почему тогда сельхозпредприятие не продаст пустующий объект? Ответ прост: потому что нельзя - мельница находится на территории действующего деревообрабатывающего объекта. Но не будем пилораму заочно хулить, не разобравшись. Важное дело деревообработка или же пустяковое – не суть. Важно, что пилорама сохранила мельницу. Не будь её – давно бы растащили строение на дрова, стройматериал и металлолом. К тому же пилорама сохранила и ещё один исторический объект – себе под столярку перевезла из Тадулино амбар последнего хозяина Царь-дуба, землевладельца Михаила Чаховича.

До сих пор верой и правдой служит людям панская постройка. Ай-я-яй, дыра зияет в крыше мельницы!

Через неё атмосферные осадки попадают на третий этаж и гноят внутренние стены и пол.

Совхозные строители залатали было дыру, но шиферина снова съехала. А сейчас они заняты заготовкой дров для совхозной котельной. А может, мы сами что-нибудь сделаем?

Мальцы не ахти какие спецы, но и не лыком шиты, сообразительные. Потому вмиг раздобыли электродрель, плоскогубцы, проволоку и сообща взялись за дело.

Вот и чёрной для мельницы дыры уже нет. Закрепить основательно шиферину нержавеющей проволокой нужно.

Ещё кое-где крышу можно подправить. Ну, вот, дело сделано. На наш век хватит.

Как будто так и было всегда.

Вот уж не ожидали! Экскурсия на мельницу прибыла. Есть, оказывается, кроме нас интересующиеся местной стариной.

Пусть узнают, как их земляки, а может и предки – Санька из Шубник и Шурка из Лутища - в 50-х годах эксплуатировали не такую уж и старую мельницу.

А мы поспешаем к памятнику природы, правда, таковым официально не считающимся, но людьми почитаемом. Это родник в старобинской набережной на дримовщинской окраине Зёлёного Острова.

Он ухожен. В бетонное кольцо заточён. Крышкой из дорожного знака накрыт. Даже ручка к крышке приделана. Положены мостки над руслом родникового оттока. Довольная река Старобинка с радостью принимает пополнение своего потока добавкой из криничного притока.

Долго будет жить криница при таком отношении к ней людей. Что не скажешь о следующем памятнике, людьми уничтоженном. Он находился на окраине Поддубья и назывался Старым Кладбищем.

Жители Великого Княжества Литовского были захоронены в склепах. Над могилами стояли мраморные отшлифованные плиты с высеченными эпитафиями. Но пришли жители Страны Советов незадолго до её издыхания и взялись из кладбищенского грунта строить дорогу между Поддубьем и Зелёным Островом. В дорожную насыпь закатали надгробные плиты, склепную кладку, трупы собственных предков… Советские шутники собирали вдоль дороги человеческие черепа и ставили их в ряд выгнившими глазницами в сторону проезжей части, что приводило в ужас водителей и пассажиров. Смешно!

После уничтожения кладбища на его месте оставалось лежать восемь надгробных камней. Но приехали ушлые гробовых дел мастера и увезли ценное сырье для производства памятников. Даже из обочин повыдирали торчащие монолиты. Одну такую плиту обнаружил в придорожных кустах житель Великого Полсвижа Василь Шкиндер. Привёз на свой участок. Однако мистические силы не давали ему покоя, сверля мозг утверждением: не место памятнику на твоём огороде, верни на место. И Василь вернул, только не на место в кустах, а на место разрушенного кладбища. Пока памятник лежит, не сворован.

Четка, хотя и почти не читаема эпитафия.

С наскока удалось разобрать лишь слово «Elrzbiety» и год «1876».

Уму непостижимо, что мы лишь сегодня дважды проехали по горемыке Альжбете. Но нам дальше.

Красив подход к уже официальному памятнику. В запрошлом году он капитально отремонтирован.

Весь сознательный лепельский мир знает, что на этом месте оккупанты расстреляли свыше 2000 узников Лепельского гетто. А на памятнике про евреев – ни слова. Установлена стандартная красивая плита, отштампованная на массовом производстве.

Вроде бы и не придерёшься – евреи ведь тоже были советскими гражданами. Но, как о конкретном происхождении погребённых узнать созерцателям памятника после смерти последних сведущих людей? А об этом и знать не нужно будущим поколениям, ведь евреи не наши люди. А то, что евреи развили наш город, и после их уничтожения в войну и бегства в Израиль он начал хиреть, не в счёт? И об этом нечего знать наследникам беларусов. В общем, это тонкая политика – попробуй, саргументируй, что это на самом деле так.

Ну, хорошо, пусть злой умысел соорудителей монумента сглажу определением, что им далеко по барабану, кто лежит под ничего не объясняющей, не говорящей и не определяющей стелой. Но, в таком случае, зачем сзади на стелу налепили вот этот охранный знак? Чтобы безразличные потомки думали, будто здесь лежат освободители Лепельщины от оккупантов, тоже советские граждане?

Неужто мы до того тупые, что у одних нас возникает непонимание, какое отношение братская могила убиенных мирных евреев имеет к воинским захоронениям? Может, коль трупы закопаны в войну, они должны считаться военными? Что нам на это скажет всезнающая Википедия?

Получается, что и главный кладезь интернет-толкования не понимает, что лепельские евреи есть военные. Ну, хорошо, сильных мира сего не проймёшь, они найдут убедительный контраргумент. А где сами наследники трупов под нами? Их же в Израиле полно. Почему не соберут средства на установку на могиле предков соответствующей шыльдачкі? Думаю, что власть выделит для этого пару квадратных сантиметров кладбища. Как они могут спокойно сносить то, что, давших им жизнь родных евреев причисляют к обезличенным советским гражданам?

Но, давайте исходить из того, что увековечение обезличенных советских граждан – уже хорошо. Даже в первые послевоенные годы советская власть соорудила массивные памятники над ямами с евреями. Не верите? Тогда давайте вместе проследуем пару сотен метров длинной моренной грядой, на которой находится братская могила. Три одряхлевших старых монумента-близнеца лежат в лесной яме.

В отдалении врастает в землю пик одного из них.

Видите, как почитали убиенных евреев в давние времена? Возводимые над ними бетонные глыбы – не чета примитивной дешёвенькой стеле-каланче…

…Водонакопитель родника «Церамок», сломанный и превращённый беларусами в мусоронакопитель, прошлой осенью лесники отремонтировали. С того времени будущее поколение на нём не побывало – всё цело-невредимо. Вода есть.

Осталось найти удобный берег бушующей Эсы для обеденного привала.

Задача не из лёгких. Пришлось полетать.

Место ништяк, но как-то на виду…

А вот здесь будет в самый раз.

Можно и поразмыслить над сегодняшней миссией. Она удалась. Продлили жизнь на несколько месяцев, а может и лет, одному из обследованных объектов. Засвидетельствовали состояние убитых, умирающих, здравствующих и развивающихся неформальных памятников истории и природы. Авось оценят наши наблюдения соответствующие лица, поймут и исправят возможное. Понимаем, что действа наши не всем будут в нос, и кто-то с удовольствием за них повредил бы наш нос. Но, наше дело правое, победа будет за нами…







ОБСУЖДЕНИЕ



06 мар 2017 в 08:47 — 3 года назад

Валацуга, а чем евреи лучше других народов, которые объеденены понятием "совветские граждане" ? Вроде и ничегочиталось, пока не началось...



06 мар 2017 в 09:29 — 3 года назад

То есть, если бы остались евреи, а уехали не все, то Лепельщина сейчас бы процветала.



06 мар 2017 в 11:26 — 3 года назад

Круто! Пан Валацуга заговорил сталискими лозунгами. С чего это?
Улыбаюсь



06 мар 2017 в 12:40 — 3 года назад

Леонид (админ) запуталси он))))))



06 мар 2017 в 13:33 — 3 года назад

Кто может дать гарантию того, что в Черноручье расстреляны и похоронены только евреи? Плита на памятнике видно, что не "отштампована на массовом производстве", а сделана с дущой нашим Лепельским мастером. Согласна с Дамой, началось.....



06 мар 2017 в 19:16 — 3 года назад

Вот что я думаю по данной теме. Я с глубоким уважением отношусь ко всем народностям и национальностям. Герои Советского Союза есть среди Евреев и среди Белорусов разницы никакой. Но есть разница между захоронениями жертв ХОЛОКОСТА и ВОИНСКИМИ захоронениями. Жертвами ХОЛОКОСТА являются Евреи ,Цыгане , Белорусы ,Русские ,Советские Военнопленные , Украинцы и многие ,многие другие народы и народности . Поэтому неважно кто и какой национальности там расстрелян . Определение написано правильно. Советские граждане . К ним мы относимся с жалостью и состраданием. ВОИНСКИЕ захоронения . Это захоронения - где покоятся погибшие в борьбе с врагом, идя на борьбу во имя нашей с вами свободы ,осознанно ,понимая что шансов выжить у них почти нет. В первую очередь это ДОБРОВОЛЬЦЫ ,ПАРТИЗАНЫ, СВЯЗНЫЕ ,ПОДПОЛЬЩИКИ, СОЛДАТЫ, СЕРЖАНТЫ, СТАРШИНЫ, ОФИЦЕРЫ,ГЕНЕРАЛЫ , ВСЕ ТЕ КТО ВСТУПИЛ В СМЕРТНЫЙ БОЙ с фашизмом кто не смирился и не склонился. И каждый народ или народность желает чтоб эти герои были их национальности . Поэтому на воинских захоронениях мы салютуем в "ДЕНЬ ПОБЕДЫ" , поэтому мы относим к ним с глубокой благодарностью и уважением. Невзирая на их национальность и народность. Кто мог допустить эту грубейшую ошибку, это наплевательство на ВОИНСКУЮ СЛАВУ. Не я с вами , а чиновники из райисполкома , а точнее те кто занимается памятниками, а это по моему идеологический отдел. Подчеркнув свою полную неграмотность, ведь даже дети в школе знают про Холокост ,и про Подвиги.



08 мар 2017 в 14:03 — 3 года назад





НЕМЕЦКИЕ СОЛДАТЫ О РУССКИХ. А КТО- ТО ЕЩЕ ЗАИКАЕТСЯ ПРО РУССКОЕ РАБСТВО....







Из книги Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев»:

«Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!» /Артиллерист противотанкового орудия/

«Мы почти не брали пленных, потому что русские всегда дрались до последнего солдата. Они не сдавались. Их закалку с нашей не сравнить…» /Танкист группы армий «Центр»/

После успешного прорыва приграничной обороны, 3-й батальон 18-го пехотного полка группы армий «Центр», насчитывавший 800 человек, был обстрелян подразделением из 5 солдат. «Я не ожидал ничего подобного, – признавался командир батальона майор Нойхоф своему батальонному врачу. – Это же чистейшее самоубийство атаковать силы батальона пятеркой бойцов».

«На Восточном фронте мне повстречались люди, которых можно назвать особой расой. Уже первая атака обернулась сражением не на жизнь, а на смерть». /Танкист 12-й танковой дивизии Ганс Беккер/

«В такое просто не поверишь, пока своими глазами не увидишь. Солдаты Красной Армии, даже заживо сгорая, продолжали стрелять из полыхавших домов». /Офицер 7-й танковой дивизии/

«Качественный уровень советских летчиков куда выше ожидаемого… Ожесточенное сопротивление, его массовый характер не соответствуют нашим первоначальным предположениям» /Генерал-майор Гофман фон Вальдау/

«Никого еще не видел злее этих русских. Настоящие цепные псы! Никогда не знаешь, что от них ожидать. И откуда у них только берутся танки и все остальное?!» /Один из солдат группы армий «Центр»/

«Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись». /Генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии/ А вот чиновник из Лепельского райисполкома известного нам отдела наплевал на всех нас и на подвиги наших дедов ,прадедов . Решил увековечить своих по видимому родственников , сделав их при этом героями за наш с вами счет. Вы думаете виновные будут наказаны, можете даже и не мечтать. С мнением народа уже не считаются.


10 мар 2017 в 17:08 — 3 года назад

Леший и Сварог. Вас не смущает, что по разным данным, в том числе и из материалов на блоге Валацуги, в Черноручье расстреляно и похоронено около 1000 граждан не еврейской национальности. Знак воинского захоронения единого образца и в паспорте воинского захоронения учитываются военнослужащие, жертвы войны и участники сопротивления. Справедливо ли было писать на табличке, что тут похоронены только граждане еврейской национальности? В чем не правы власти и "известный вам отдел". Это не ваша тема для обсуждения. Противно, когда святая память к павшим используется с другой целью. Очень противно и мерзко.



11 мар 2017 в 07:56 — 3 года назад

Такая тонкая политика, хрен поймёшь.... почему евреи убежали? пусть бы и дальше развивали город. Задолбало уже это деление на наших и ваших, своих-чужих, это трупное копание, этот гнилой подтекст. Мне казалось, я далека от политики, но... достали.... правдоискатели, вашу мать....



11 мар 2017 в 13:56 — 3 года назад

Gloria Gloria, действительно Очень противно и мерзко когда в наглую вы пытаетесь приписать мне нацизм . Вы бы хоть удосужились прочесть что писал я . Напоминаю вам что нет никакой разницы между Белорусами и Евреями или другими национальностями. Захоронение Жертв Холокоста - это одно захоронение . Воинское захоронение - это совершенно другое захоронение. Если вы этого не знаете или не понимаете то это не ваша тема , это ваша беда . А вот трогать святую память павших в борьбе с коричневой чумой не смейте.



11 мар 2017 в 19:47 — 3 года назад

Gloria: По видимому облаяв меня вы надеетесь скрыть неграмотность своего отдела , зря надеетесь. А вот в какой теме мне писать ,или не писать ,я буду решать сам . В ваших советах не нуждаюсь. Вот небольшой список статей о жертвах Холокоста. Часть серии статей о


Холокосте


Идеология и политика


Расовый антисемитизм · Нацистская расовая политика · Расовая гигиена · Нюрнбергские расовые законы · Программа T-4



Шоа


Погромы


Хрустальная ночь · Бухарест · Дорохой · Яссы · Каунас · Едвабне · Львов · Кельц · Краков · Рига



Гетто


Брест · Будапешт · Варшава · Вертюжаны · Вильнюс · Калуга · Каунас · Краков · Краков · Лодзь · Львов · Несвиж · Новогрудок · Пинск · Рига · Слуцк · Трохимброд · Шанхай



Айнзацгруппы


Бабий Яр · Бутримонис · Одесса · Понары · Румбула



Окончательное решение еврейского вопроса


Ванзейская конференция · Операция Рейнхард



Лагеря смерти


Белжец · Дахау · Майданек · Малый Тростенец · Маутхаузен · Освенцим · Саласпилс · Собибор · Треблинка · Хелмно · Юнгфернхоф · Ясеновац



Сопротивление


Восстания в еврейских гетто · (Варшава)



Жертвы Холокоста


Евреи · Славяне (русские, сербы, поляки, белорусы, украинцы) · Цыгане · Советские военнопленные · Свидетели Иеговы · Чернокожие · Политические противники · Гомосексуалы см. также: Нацистские концлагеря · План «Ост» · Компенсации жертвам



Виновные


Третий рейх


Гитлер · Эйхман · Гейдрих · Гиммлер · СС · Гестапо · СА



Коллаборационизм


Последствия


Нюрнбергский процесс · Денацификация


Отрицание Холокоста



Списки


Спасатели · Обвиняемые Нюрнбергского процесса · Отрицатели Холокоста



11 мар 2017 в 21:40 — 3 года назад

СВАРОГ и ЛЕШИЙ, спасибо вам за уважение к советским гражданам любой национальности. Думаю, что так думает большинство пользователей, это было видно по комментам к опусу про Тоньку-пулемётчицу.



13 мар 2017 в 12:50 — 3 года назад

Леший и Сварог, Что на памятнике в Черноручье не так?



27 мар 2017 в 21:32 — 3 года назад

В комментариях все написано что не так .



28 мар 2017 в 16:14 — 3 года назад

Сварог, это не ответ. И для этого две недели думать пришлось...?



28 мар 2017 в 17:49 — 3 года назад

Gloria .а еще тупее вопрос можете придумать?



29 мар 2017 в 07:44 — 3 года назад

Сварог, читайте комментарии не только свои и думайте.



29 мар 2017 в 08:12 — 3 года назад

Gloria, идите в школу , может там вас чему нибудь научат , а заодно и спросите как называется захоронение где расстрелянные мирные граждане . А здесь не морочьте людям голову, когда вам делать нечего.



29 мар 2017 в 13:34 — 3 года назад

Сварог, прочтите еще раз мой комментарий от 10.03.2017г.. Только внимательно. Раскройте тайну и скажите, как называется захоронение, где расстрелянные мирные граждане. Напоминаю, это не ваша тема.



29 мар 2017 в 13:54 — 3 года назад







Gloria: 10.03.2017 (17:08) — 3 недели назад

Леший и Сварог. Вас не смущает, что по разным данным, в том числе и из материалов на блоге Валацуги, в Черноручье расстреляно и похоронено около 1000 граждан не еврейской национальности. Знак воинского захоронения единого образца и в паспорте воинского захоронения учитываются военнослужащие, жертвы войны и участники сопротивления. Справедливо ли было писать на табличке, что тут похоронены только граждане еврейской национальности? В чем не правы власти и "известный вам отдел". Это не ваша тема для обсуждения. Противно, когда святая память к павшим используется с другой целью. Очень противно и мерзко.











Сварог: 11.03.2017 (13:56) — 3 недели назад

Gloria Gloria, действительно Очень противно и мерзко когда в наглую вы пытаетесь приписать мне нацизм . Вы бы хоть удосужились прочесть что писал я . Напоминаю вам что нет никакой разницы между Белорусами и Евреями или другими национальностями. Захоронение Жертв Холокоста - это одно захоронение . Воинское захоронение - это совершенно другое захоронение. Если вы этого не знаете или не понимаете то это не ваша тема , это ваша беда . А вот трогать святую память павших в борьбе с коричневой чумой не смейте.








30 мар 2017 в 07:48 — 3 года назад

Сварог, хватит тупить.








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ