МАСТЕРСТВО

Толя лепит Лепель


26. 03. 2017
Просмотров: 3 993
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY

Меня разумно приглашают на мероприятия, чтобы о них через сайт узнали тысячи лепельцев и приверженцев нашего города. Я почти никому не отказываю, если главным объектом действа не является стационарная сцена или ещё более неподвижная трибуна – мало мне разворота на них. На этот раз, не задумываясь, принял приглашение посетить выставку гончара Анатолия Симоновича по причине собственного интереса к древней профессии. Вдобавок являюсь приверженцем происхождения названия города от слова «лепить».

В конце прошлого столетия всплыло много версий происхождения названия Лепеля. Перечислять их не буду – всякая может быть истинной. Но в эпоху моего школьного детства ещё не знали о существовании Великого Княжества Литовского, о наших пращурах балтах, а Рэч Паспаліту считали нашим врагом. Потому и ни о каких переводах с балтского, литовского, латышского, еврейского «жёлтых кувшинок», «лип», «пазух бога» не слышали. Нам наши боги, коими воспринимали учителей, вбивали в головы, что Лепельский край в давние времена славился гончарством, что у нас жили лучшие мастера лепного дела, производящие лучшие глиняные изделия, каждый житель что-то лепил для себя, отсюда и пошло название города. И я на всю жизнь поверил в это топонимическое толкование, как и в атеизм, но почему-то не поверил в коммунизм. Здравая детская прозорливость?

Вернисаж работ Анатолия Симоновича готовится в салоне-магазине «Скарбонка». Название события понятно сразу тому, кто хоть чуть-чуть знаком с гончарством: круг – главное орудие труда гончара, глиняная посуда – основа бытия наших предков.

Мастер на месте. Показывает свои первые работы.

Мне такой посудой приходилось пользоваться ежедневно в отчем доме – металлические горшки и бидоны были в большом дефиците, фарфор - дорогой.

Кроме хозяйственной и сувенирной посуды на выставке представлены настоящие произведения искусства. Даже затрудняюсь дать им определение: картины в глине, глиняные скульптуры?

Ах, да! Я же не прилепил Мастера и его мастерство к Лепелю. Исправляюсь. Анатолий – коренной лепелец. Учит будущее поколение гончарному делу в Доме ремёсел. Ну, а про гончарные изделия в моё время уже говорил – они заполняли все без исключения деревенские и городские кухни. Да и теперь вряд ли сыщется хотя бы одно жилище, где нет глиняного изделия, в худшем случае – сувенира.

А посмотрите: чем не лепельские забулдыги облепили кувшины с вином?

А вот и лепельские мужики приумножают Великое Княжество Литовское. Вон как гончар гончарит на гончарном круге.

Бдительно несёт службу страж Лепельского замка.

Но пришли иные коллеги-журналюги и отобрали у меня мастера.

Выручила хозяйка «Скарбонкі» Ира Гавриленко – раскрыла мне ещё один род деятельности Анатолия Симоновича. Оказывается, он не только гончарных дел мастер, а Мастер на все руки. Начинал прокладывать путь в искусство с дерева, а уже потом переключился на гончарство.

Я даже поначалу его резные скульптуры животных принял за глиняные ваяния.

Цссс! Вернисажщики уже уши навострили, слушают кого-то.

Это руководитель заслуженного любительского коллектива «Скарбонка» Елена Бородейко открывает вернисаж и увязывает работы гончара с набивными полотнами другого мастера - Гончар Оли. К сожалению, увязки той суть я прошляпил, а пороть отсебятину не решаюсь. Поэтому лишь показываю.

Пока длится история становления Мастера, покажу ещё пару экспозиций. Вот лепельские производители несут на базар собственными руками произведённые изделия. Домохозяйка картошку разваристую («темп», наверное) сейчас сядет за прилавок продавать.

Бондарь бочонок дубовый для засолки огурцов смастерил на славу. Не завидую гончару – тяжеловат его товар. Прошу прощения, отвлекусь на минутку от показа – Мастера чествует Учитель.

Это Игорь Будревич прививал Толику Симоновичу любовь к искусству – учил резьбе по дереву. Пересказывать речь долго, вам не понравится, поэтому возвращаюсь к экспозиции. Несомненно, это лепельские гончары доводят огромные кувшины (для зерна и муки, наверное) до кондиции. Последние штрихи наносят снаружи и внутри.

Один, пучеглазый, прямо в меня уставился. Наверное, Nikon впервые увидел, принимает за пистолет диковинный. Лучше восвояси ретироваться. Как раз слово берёт важный лепельский Мастер – Иван Будич.

Сообщает, что его поколению мастеров можно смело уходить на заслуженный отдых – есть достойная замена (Анатолия Симоновича и его ровесников-мастеров имеет в виду). Мнение Будича поддерживает художник Алесь Савченко.

Не просто балаболят ораторы, а и небольшие подарки собственного производства вручают автору выставки. Не остаётся в стороне и клуб «Скарбонка».

Собрался переключаться на параллельную, но всё равно из той же оперы, тему, как вдруг спохватился и отругал себя плохими словами за вопиющее ротозейство. Уж не простила бы мне его значительная часть лепельского бомонда. Это ж надо - чуть не упустил коллегу многих наших обывателей-любителей! Да ещё с таким результатом.

Вот теперь перехожу к параллельной выставке экспозиционного зала. На ней представлены миниатюрные скульптурные композиции и отдельные скульптурки глиняных дел мастера Зинаиды Лейко.

Глаза разбегаются от персонажей и колера.

Это также наша история – наши ведь предшественники народный обряд творят.

К сожалению, живую Зинаиду Лейко показать не могу – нет её среди нас. А вот отдельно в альманахе воспоминаний «Лепельщина без прикрас» о ней обязательно расскажу, только вначале найду знающего мастерицу респондента.







ОБСУЖДЕНИЕ



27 мар 2017 в 11:42 — 2 года назад

Всегда знал,что в Лепеле множество талантливых людей.Лишнее тому подтверждение!








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ