ИССЛЕДОВАНИЯ

Репортаж из истока Эссы. Эссенские мосты


07. 06. 2018
Просмотров: 4 814
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY

Какая несправедливость! На Лепельщине две великих реки – Улла (123 км) и Эсса (84 км). И если исток первой у всех на виду – вытекает из Лепельского озера в Урочище Цмока, то исток второй никто никогда не видел. При желании можно увеличить интерактивную карту окрестностей городского посёлка Холопеничи Крупского района Минской области и увидеть, что вытекает наша река из большого пруда Гута. Но это никто не догадается сделать. Поэтому я вас сейчас заведу прямо в исток славной Эссы.

Есть ещё большая река в нашем районе – Березина (613 км). Но она пограничная. Размежёвывает Лепельский с Докшицким и Борисовским районами. Находится далеко отЛепеля. Течёт исключительно по Березинскому заповеднику. Малодоступна для простых смертных. Потому и малоизвестна.

Собственно говоря, я уже рассказывал про мой поход к истоку Эссы в 1986 году: «30 лет назад: К ИСТОКУ ЭСЫ». Однако тогда карты масштабом менее 10 километров в одном сантиметре были засекречены, отчего мы промазали на 2,8 километра. Когда же появился интернет, я вдруг обнаружил собственную ошибку. Она стала мешать мне жить – обманул ведь народ. И вот 3 июня 2018 года я завёл своего «Хорса-150». Сознательный народ должен представлять исток любимой реки!

По невообразимо ухабистым окраинным гравийкам от лепельского микрорайона Сельхозтехника до непосредственно истока Эссы 60 километров. Искомый пруд Гута, больше похожий на озеро, передо мной.

Водохранилище организовал местный колхоз во время повальной мелиорации 60-х годов на месте болота, которое и рождало Эссу. Осталось найти исток. Вы не подскажете, рыболовы, где это? Говорите, что там, где плита косяком уходит в воду? Здесь, что ли?

Логично: дамбу повышали, мостовую плиту сбросили в воду, а русло истока пустили по трубе. Почему тогда конца её не видно за дорогой? Застоявшееся болото, да и только.

И начало трубы перед плитой не нахожу, хотя всё дно вдоль неё истоптал…

Наверное, вода самопроизвольно просачивается сквозь дамбу, образуя болото. А уж оно и рождает Эссу. Ладно, утро вечера мудренее. Я ведь заранее собирался заночевать у истока речки моего детства. Только на дамбе ведь не расположишься. Перемещусь к старому укрытию от непогоды, от которого исток хорошо виден.

Пруд зарыблен. Поэтому рыбалка платная. Стоит 10 рублей. А рыба ловится такая, которую по условиям нужно выпускать. Ну её к Лешему. Буду мечтать. Купаться. Жара ведь.

Вечером подъехал егерь. Сразу предупредил служивого, что я не рыболов, а искатель истока реки своего детства. Моё признание-предупреждение заинтересовало рыбьего охранника, и он мне здорово помог.

Значит так. Дамбу трижды прорывал переполненный уровень воды, и Эсса всю её подчистую уносила в Лепельское озеро. Тогда саму дамбу насыпали выше. Мост убрали. Образующую его плиту использовали под укрепление дорожной насыпи. Исток реки переместили в образованный угол изменившей конфигурацию Гуты. Заточили в трубу. С дамбы она видна. Если присмотреться.

Вот так! Если бы не егерь, запустил бы очередной фейк об истоке Эссы. Теперь на дамбу понаехали вечерние рыболовы. Лучше будет поискать всамделишнее начало реки поутру.

Есть исток Эссы!

Только он завален камнями, и водный уровень Гуты ниже жерла эссапровода.

Но с обратной стороны дамбы еле живой зародыш Эссы всё же просачивается сквозь чинимые ей препоны.

Дальше я мог подобраться к Эссе лишь по известной мне с 2007 года гравийке. Случайно проезжая по ней, заметил синий дорожный знак «р. ЭССА». Туда и нужно мчать.

Перед мостом бобёр плотиной верховье подпёр.

Свернул вверх по покрытому ряской неуловимому глазом течению.Вскоре дамба канала превратилась в грязь.

Пошёл пешком, чтобы как можно ближе пробраться к истоку, от которого недавно отъехал. Справа – необозримое болото.

Слева – мёртвый канал.

Что-то слишком долго иду. Заподазриваю неладное. Только сейчас включаю навигатор. И обмираю. Стрелка мне упорно приказывает повернуть назад, чтобы возвратиться к истоку. Он не там, куда иду.

Всё стало понятно. Доверился дорожному знаку с указанием названия реки, проигнорировав навигатор. А знак-то оказался фейковым. Как у нас на Веребском канале в предыдущем моём репортаже: «Очковтирательство на Веребском канале, или Фейки районного масштаба». А Эссу-то проскочил, сломя голову несясь к мосту. Возвращаюсь. Так и есть. Через 700 метров мотопути навигатор дзинькнул. Торможу. Нахожу малютку в трубе точно под указующей точкой на мониторе.

А дальше покрытая ряской река поползла в место, где мы с сыном Валериком промахнулись и сами запустили фейк об истоке Эссы 32 года назад.

Окраина деревни Круглица Крупского района. Лесной массив, в 1986 году представлявший голый мелиорированный луг, рассекает чуть заметная просека. Это и есть канал, который тогда тупиком упёрся в круглицкий выгон.

Тупик тот зарос кустами так, что не пролезть.

А во время моего пешего путешествия к истоку Эссы место это было обычным осушенным торфяником, поросшим лишь травой.

Тогда коммунисты попрятали от народа карты, и никто не мог догадаться, что Эсса за пару сотен метров до тупикового канала повернёт от него вправо ровно на 90 градусов.

На ответвлении под прямым углом река значительно уступает по мощи своему продолжателю-тупику.

Мы и выбрали наиболее полноводный прямой канал, принятый нами за окончательное верховьеЭссы.

Теперь могу и домой поехать – великое дело сделано. Так и поступлю. Но в Лепель подамся не прямой наводкой, а дорогами, которые проложены как можно ближе к Эссе. Буду заезжать на все мосты и фотографировать реку с них. Верхний снимок будет показывать саму переправу, нижний – куда направляется течение. Ради краткости изложения комментарии сведу к минимуму. Первым будет уже знакомый вам мост с фейковым дорожным знаком, которому с превеликим удовольствием покажу заслуженный продолжительный кукиш.

Из центра Холопеничей дорога уходит вправо. Через три километра она пересекает Эссу.

Ещё долго река будет представлять мелиоративный канал.

Возвращаюсь в Холопеничи. Еду в Слободу, которых в мире, как любила выражаться моя тёща, «бы гаўна ў туалеце». Эта – крупская Слобода. Понятно, что обратный путь мой представляет этакий зигзаг удачи – не по облому и покрутиться после столь удачного завершения важного исследования моей жизни.

Вид со слободского моста на уходящую реку по-прежнему унылый.

А это уже мостовая переправа через Эссу за деревней Струга, последней в Крупском районе.

Понимаю, что тем, кто знает Эссу в Лепельском, в Крупском и Чашникском районах, она представляется беспросветной канавой.

Скоро фотки показываются, да нескоро дело делается. Десятки километров приходится наматывать по мелиорированной «степи» в поисках нормального места ночлега. Это исключительно сложная задача в былом болотистом краю. Ничего иного не остаётся, как остановиться на береговом кургане напротив Струги.

Река - за полсотни метров. Семь уклеек выудил. Глубину измерил. Ничего себе Эска-канава!

Утром уже фотографировал Эссу с моста на окраине чашникских Краснолук.

Здесь хоть берега повыше.

За Краснолуками в фотоаппарате сдох второй комплект аккумуляторов. На мосту в чашникских Латыголичах пришлось снимать на смартфон.

Примерно через километр Эсса войдёт в своё природное извилистое русло.

Следующий мост находится в двух километрах от чашникского Замошья (латыголичского). Вид переправы меня шокирует. Даже пешком по нему страшно проходить.

Как недолговечны деревянные мосты! 32 года назад его ещё не было. Потом построили военные во время манёвров. В 2012 году он выглядел вполне надёжной переправой.

Байдарка под ним не пройдёт, а вот течению завалы не препятствуют. Оно легко преодолевает сплошные баррикады.

Следующий самодельный мост, по ширине и прочности соответствующий габаритам легкового автомобиля, был в Волотовках. Его соорудил местный житель Евгений Кунчевский. Несомненно, переправа разрушилась, но хотелось посмотреть её состояние. Полтора десятка километров наколесил по лесу, а к Женькиному мосту так и не попал из-за грязи. Возвратился к уютному берегу возле разрушившейся солдатской переправы. Там устроил себе последний ночлег.

Эссе в тех местах спокойно и привольно.

Холодным утром в Гадивле меня встречал следующий мост.

Но дорог мне воспоминаниями детства не он, а тот, сваи которого торчат из воды рядом.

Дальше Эсса попетляла по заброшенному заливному лугу в Рудню.

А я помчал к рудницкому мосту через Слободу, которых в мире как дерьма в туалете (немного сгладил сравнение моей тёщи).

После Руднирека продолжает радоваться стремительному сокращению присутствия человека - заливные луга не стали обкашиваться и использоваться под пастбища по причине исчезновения животных в личных хозяйствах, рыболовы перестали висеть над течением, в деревнях некому мутить воду на пляжах. "Свободная" жизнь в сельской местности подходит к своему логическому концу.

Очередной мост на пути Эссы находится на Минском шоссе.

Дальше Эсса заныривает в Забоенский лес, описанный-переписанный мною множество раз.

Больше мостов нет до самого лепельского Солдатского. Городские эссенские мосты показывал в репортаже «Сплав по Эссе от Теремка до Мельничного моста». Повторяться не буду – окоченел как цуцик.

Надеюсь, что это моё репортажное блуждание станет руководством по изучению родного края всеми будущими поколениями лепельцев.







ОБСУЖДЕНИЕ



TIA
07 июня 2018 в 16:21 — 2 года назад

"...коммунисты попрятали от народа карты..." - идеологически



TIA
07 июня 2018 в 16:25 — 2 года назад

..й шедевр. )))

А может в 20-м веке из-за отсутствия интернета и средств мобильной связи просто ВО ВСЕМ МИРЕ (!) не была такого обширного доступа с информации - и не было его ни коммунистам, ни капиталистам, а сегодня для большинства племен Африки его так и нет, хотя коммунистов тамочки никто никогда в глаза не видал?..



11 июня 2018 в 17:27 — 1 год назад

Так то оно так... Однако топографический кретинизм тоже ещё никто не отменял...



12 июня 2018 в 13:38 — 1 год назад

В 20-м веке было отсутствие интернета, было наличие подробнейших карт всевозможных масштабов (засекреченых от народа) и было коституционно узаконенное право КПСС рулить страной и доступом многочисленных желающих к картам, несмотря на то, что вероятный противник из космоса и с помощью предателей из ГБ уже десятилетиями уточнял свои карты нашей территории.



12 июня 2018 в 14:01 — 1 год назад

Мартин, а что ты хочешь, если по новому закону съемку видео с дронов нужно военным показывать! То есть спутники звезды на погонах различают, но они все равно трясутся от страха.



12 июня 2018 в 19:08 — 1 год назад

Подробнейшие карты местностей, а также ситуационные планы,кроки и т. п. в советское время были во множестве распространены в разных ведомствах. У геологов, нефтяников, в охотничьих артелях, у строителей и много ещё у кого. В продаже их не было. Но тогда в продаже не было джинсов, икры и хрен знает чего ещё! Карты, применяемые военными, отличались от таких карт ТОЛЬКО наличием на них абсолютных отметок высот.Эти цифирки на самих картах, а также цифры привязки к реперным точкам на полях этих карт и были тем самым страшным секретом,за выдачу которого могли и посадить. И ещё... Самое зоркое зрение космических спутников пока не позволяет различать знаки различия на погонах. А вот съёмки с дронов позволяют вполне. Страшно ли военным от этого? Думаете, поэтому контролируют? Вряд ли. Это, скорее всего, обыкновенная армейская дурь...








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Copyright © 2007 - 2019 — Леонид Огурцов


НА ГЛАВНУЮ