LEPEL.BY
Регистрация
Email:   

Пароль:  
 





В помощь гостям Лепельского Цмока


15.08.2016   4865


Я ликую, что мной возрождённый из небытия Цмок успешно продолжает полёт. Я не буду его гостем на третьем фестивале беларусской мифологии «В гости к Лепельскому Цмоку», поскольку являюсь его очень близким родственником, а оные, как известно, гостями не считаются. Но всех мастей гостям буду несказанно рад вместе со своим любимым детищем. А потому постараюсь предварительно ввести их в предисторию нового для Лепеля праздника путём интервью с соответствующими лицами.


 Ольга МАХАНЕНКО, инструктор-методист госучреждения «Лепельский физкультурно-оздоровительный центр».

 - Ольга, я как заинтересованная в пропаганде Цмока личность готов донести до масс всё, что ты считаешь необходимым знать гостям нашего доброго чудища…

 - Нынешний фестиваль, как и два предыдущие, пройдёт благодаря усилиям шести основных заинтересованных сторон.

 Попробую определить роль каждой. Несомненно, главную роль играет райисполком как принимающая сторона. Без его заинтересованности в мероприятии оно просто не состоялось бы, поскольку для начала нужен минимальный финансовый толчок. Изыскать его сложнее, чем попросту отказаться от фестиваля. Однако в нём заинтересован сам председатель райисполкома, поскольку понимает будущую пользу выхода района на международную туристическую и культурную арену.

 Не было бы фестиваля и без инициативы определенного коллектива лепельчан, объединённых туристическим маршрутом «Край жоўтых гарлачыкаў і сівых валуноў». Они заинтересованы в развитии агроэкотуризма в родном крае, понимая, что это только положительно скажется как на устойчивом развитии района, так и на их личной деятельности в туристической стезе. Координацией деятельности этой инициативной группы занимаюсь я.

 Неоценимую помощь оказывает общественная культурная компания «Будзьма беларусамі». Она как пропагандист беларусской культуры заинтересована в нашем фестивале, а потому делает нам бесплатную информационную поддержку на всех сайтах, с которыми сотрудничает, за свой счёт печатает афиши. В прошлом году обеспечила фестиваль выступлением популярной группы средневековой белорусской музыки «Стары Ольса». По просьбе лепельчан я на этот раз попросила «Будзьма» организовать выступление музыкально-вокального коллектива «Рэха». «Будзьма» взяла на себя и обеспечение “Дзіцячага пагорку” спектаклем кукольного театра «Батлейка», обеспечила нас большими фотозонами для селфи на этом и последующих фестивалях, двумя билбордами с фестивальной тематикой. У кампании нет никакой коммерческой заинтересованности.

 Сразу предваряю вопрос насчёт получения прибыли от фестиваля. Иметь её от мероприятия такого рода просто невозможно. Организаторы лишь вкладывают средства, таким образом пиаря определённые объекты или территорию, чтобы впоследствии привлечь сюда массы, которые оставят средства. Пример: ты, посетив Карпаты, оставил там несколько сотен долларов, приобретая услуги и товар. Довольны обе стороны, хотя материально выиграла лишь принимающая. Прочитав твои зарисовки и послушав рассказы об увлекательной поездке, твоему примеру последуют другие.

 Неправильное мнение, что райисполком будет что-то иметь от фестиваля. Властная структура получит лишь то, что вложения от привлечения туристов пойдут на развитие всего города. А это выгодно всем жителям.

 Следующая эмблема на программе – витебской турфирмы «РайдоТур». Её представитель Виолетта Грудская была на открытии скульптуры Цмока и сразу поняла замысел Проекта. С первого фестиваля «РайдоТур» стал оказывать помощь в проведении феста путём информационной поддержки, формирования целенаправленных туристических групп, организации международных соревнований по восточному поединку «Спочан» в самурайских традициях с охватом Лепеля во время нашего мероприятия.

 Присутствие эмблемы Национального агентства по туризму свидетельствует о том, что оно определяет статус туристического мероприятия. Наш фестиваль квалифицируется как международный, поскольку в нём участвует много стран. Ещё Национальное агентство непосредственно работает по выдаче виз. Лепельчане посетили кулинарный фест в Латгалии, а латгальцы в ответ будут гостями Лепельского Цмока. Без визовой поддержки Нацагентсва по туризму осуществить такой культурный обмен было бы сложно. Именно 22 латгальца с собственной культурной программой заслуживают почётное место в программе фестиваля беларусской мифологии – их шестая эмблема.

 - Ольга, православная церковь объявила Цмоку войну. Попы на проповедях всячески оскверняют наше доброе чудище, пугают им людей и призывают верующих сражаться с нечистью. Насколько это серьёзно?

 - Это совсем не серьёзно – слишком мала аудитория слушателей подобного мракобесия. Если вникать в этот вопрос, нужно исходить из того, что вера и религия – совсем разные понятия. Первое – это вера человека в то, что он не един, что есть некие высшие силы, бог, что мы - часть великой природы. А вот религия – это способ выражения веры, и иногда он может быть очень агрессивным. Я ко всем религиям отношусь одинаково. Меня они интересуют лишь с точки зрения истории развития человечества, накопления культурных ценностей, познания того, что вообще у нас на земле происходит. Я против утверждения того или иного постулата, оным не являющегося. Никому не дано право насаждать окружающим свою точку зрения как абсолютно и единственно верную. Но, как видим, это происходит в церкви. А ведь церковь – это институт власти. Её пропагандисты не устают утверждать, что душа первична, а всё материальное далеко второстепенно. Притом это не мешает им ездить на крутых иномарках, иметь дорогущие коттеджи. Получается, что такие отступления от церковной пропаганды являются лишь грехом для прихожан, а не для священников.

 Библия взывает: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Красиво сказано. Но, почему тогда некоторые идеологи религии очень агрессивно себя ведут? Иногда даже их действия принимают уголовное направление. Призывать народ к непринятию чего-то, к бунту – это статья, это не позволено никому. Все мы мирные люди, все мы живём в сообществе, религий у нас много, даже на территории района имеется несколько конфессий, и если они начнут друг против друга настраивать своих прихожан, можно представить, во что это выльется. Считаю, что такое поведение недопустимо.

 Мифологии многих народностей имеют собственное змееподобное существо: в Юго-Восточной Азии – это Дракон, у русскихЗмей Горыныч, в Великом княжестве Литовском – Цмок. Но преобладающие конфессии, скажем, в Китае и России, не додумалась приписывать образ Дракона или Змея Горыныча пришествию из язычества. В названных странах они являются любимыми-нелюбимыми народом мифическими или сказочными существами.

 Да, мифы складывались не тысячу лет назад, а значительно раньше. И придумывали их не религиозные деятели, а народ. Таким же образом возникли народные праздники, пришедшие к нам из глубокой древности, возможно даже доязыческой - Коляда, Купала. Со временем они приобрели религиозный окрас, превратившись в Рождество Христово и День Ивана (Яна) Крестителя. Но мы-то все знаем, откуда корни берут начало. И ничего плохого в этом нет.

 Плохо, конечно, что мы 70 лет жили в стране вопиющего атеизма, где отрицалось абсолютно всё народное. Потом ярые атеисты того времени вдруг перевоплотились в преданных верующих. Да на здоровье. Каждый волен выбирать себе путь в будущее, лишь бы только не призывал к насилию. И при том можно жить дружно. И Цмок ну никак не тянет на кровожадного разрушителя каких-то устоев. Он даже не призывает своих приверженцев к отпору поклёпщикам. Он добрый, о чём говорит вся его внешность.

 Цмок почитаем большинством лепельчан. Его любят и уважают. Ему верят. На него надеются. У него просит благословения на счастливую жизнь молодое поколение.

 Считаю недопустимыми призывы религиозных деятелей к своим паствам всячески противостоять возрождённому из небытия мифическому существу. К какой любви к ближнему призывает известный постулат, если его блюстители всячески добиваются противостояния тому же ближнему? Бунт да и только. Это моё твёрдое мнение.

 - Я знаю, ты знаешь, руководство района знает, зачем такая катавасия с Цмоком. Но многим обывателем это невдомёк. Просвети, пожалуйста, незнающих…

 - Фестиваль беларусской мифологии «В гости к Лепельскому Цмоку» проводится для того, чтобы продемонстрировать свои таланты, привлечь к нам инвесторов. Показательно, что все участники – люди творческие, у них нет злобы к окружающему миру, напрочь отсутствует стремление навязать обществу своё мнение. Мы даже для организации мероприятия не применяем административный ресурс в виде обязательной поставки артистов или зрителей. Каждый житель самолично решает, быть ему на фесте или на пляже, участвовать в программе или проигнорировать её. Добровольность – это первый признак фестиваля.

 И как бы ни ёрничали наши недруги и просто скептики, пока всё проходит успешно. Первоначальный замысел феста удаётся. Если даже вдруг случится, что однажды фестиваль Цмока, то бишь беларусской мифологии, будет отменён, сам по себе затухнет или по каким иным причинам перестанет проходить, мне хочется, чтобы нынешний и последующие фесты лепельчане и гости запомнили надолго. Для того приложу все усилия.

 Я не буду против, если вдруг церковные идеологи проведут собственный христианский праздник также весело, отбросив злобу, покажут свои таланты. Я на него пойду и буду вместе с ними радоваться народному веселью, если оное удастся.

 - Возможно, не все знают про резонанс нашего Цмока и связанных с ним фестивалей беларусской мифологии. Можно немного конкретики в этом направлении?

 - Про создание Проекта скульптуры Цмока Лепельского, открытие самой скульптуры, ход фестивалей беларусской мифологии промолчали, наверное, лишь самые ленивые сайты Байнета. Интернету вторили печатные и электронные издания. Пожалуй, сейчас в Беларуси нет региона, в котором бы не слышали о Лепельском Цмоке. Вот пример. Недавно центральным беларусским телеканалом в передаче «Добрай раніцы, Беларусь!» Цмоку как мифическому персонажу была посвящена викторина. Один из вопросов звучал так: «Где живёт Цмок?» Ответ был однозначен: в Лепеле. Наш город знают благодаря Цмоку! В заключение викторины прозвучала агитка типа: «езжайте в Лепель, если хотите побольше узнать беларусскую мифологию». Ещё пример: еженедельник «Аргументы и факты» открыл на своих страницах спецпроект «Краеведческая сказка». Никому не известный Виктор Круковский придумал легенду «Как появился Лепель», увязав её с Цмоком. И «АиФ» напечатали её. Процесс идёт!

 Историки откопали отдельную статью в Статуте Великого княжества Литовского о защите Цмока как реального живого существа.

 Фестивальная листовка стала удостоверением личности нашего доброго чудища.

 Уже потребовалась характеристика Цмока на английском языке, поскольку он вышел на мировую арену.

 Чем может быть плохо Лепелю от того, что он зазвучал по всему миру? К нам едут туристы! И если этого не видят отрешённые от мира сего обыватели и отъявленные мракобесы, то структурам, связанным с туристической деятельностью, работы по этой части стало невпроворот. Да и гостиничный бизнес оживился и продолжает наращивать темпы, что обычно преуменьшают злопыхатели. Пунктов питания не хватает? Но они растут - Москва ведь не сразу строилась. Радуйтесь, лепельчане!

 - Успехов вам!

 - Успехов всем нам! Не забудь в конце интервью поместить начало известной поэмы беларусского классика, видоизменённое тобой к первому фестивалю Цмока. Будет кстати.

*   *   *

  Но я не заканчиваю интервью. Пока. Лишь меняю респондента. Есть в Лепеле ещё один человек, имеющий непосредственное отношение к Цмоку Лепельскому.

  Я много раз при случае называл себя «бацькам» чудища, поскольку родил его. Но я, по сути, родил лишь идею и написал Проект Цмока Лепельского.

 Скульптор Лев Аганов материализовал виртуальный образ нашего любимца. Но образ тот родила наша землячка, лепелька. Выходит, она и есть «матка» Цмока Лепельского. Сознательно даю ей слово, чтобы обнародовать полную его родословную. Итак: дизайнер Светлана Маханенко-Кресс (специально назначил ей свидание возле нашего общего детища).

 - Светлана, к нашей ситуации применима ставшая классической кинематографическая фраза из одноименного сериала: «Место встречи изменить нельзя» - родители встречаются возле своего ребёнка. Когда я создавал проект Цмока, не особо задумывался, каким он будет. Для меня было главное, чтобы он появился. Рассуждал: когда Цмок начнёт жить, народная любовь сама по себе приложится. Признаюсь, даже не ожидал, что по твоему эскизу получится такая симпатичная внешность, полюбившаяся всем возрастам лепельчан и гостей города - от мала до велика. У меня всего лишь один вопрос: как тебе это удалось?

 - Международный проект «Земля, вода и люди в исчезающем ландшафте: развитие устойчивого туризма в России и Беларуси» одобрил Проект скульптуры Цмока Лепельского и выделил грант на его воплощение в жизнь. Какой быть скульптуре, должен был определить конкурс её эскизов. Предложения были самые разные. Кто-то увидел в предложенном макете доброго пьяного дядьку.

 Кто-то воплотил в своё предложение довольно весёлое страшилище.

 Не всех устраивал относительно симпатичный звероящер.

 Некоторых не удовлетворяла скульптура якобы для детского сада.

 В прекрасной работе из дерева явно просматривался всамделишний зверь.

 Наши мастера проявили надлежащую фантазию. Но ведь ты в Проекте прямо связывал рождение Цмока Лепельского с обитанием его сородичей в Лепельском озере, ссылаясь на свидетельство писателя Владимира Короткевича в романе «Хрыстос прызямліўся ў Гародні»: похож на тюленя, но длиннее, с такими же плавниками и такой же серый, шея тонкая и слишком длинная, смеющаяся голова одновремённо похожа на голову змеи и голову лани, зубы величиной с конские, огромные глаза остекленевшие, усы как у сома, гребни как у угря… На конкурс же были представлены хоть и стоящие эскизы, однако они являлись всего лишь плодами фантазий их авторов. Я внимательно прочитала пространное описание Короткевича и согласно ему нарисовала эскиз. От себя лишь добавила более доброе выражение морды и умные глаза аристократа. Я не соглашалась с кровожадными чертами чудищ, нарисованных на эскизах. Мне также не нравилась чрезмерная доброта физиономии. Вот и получилось то, что получилось.

 Как всё просто! Так кажется, когда сломано неисчислимое количество копий. Да спаткання на фэсце! Всех вас там ожидает сногсшибательный сюрприз.




Мартин: 15.08.2016 (12:10) — 1 год назад

Было бы полезно в одном месте на сайте разместить список мест для ночёвки с адресами и телефонами, и пониже афиш тоже.


Ольга: 15.08.2016 (17:56) — 1 год назад

На сайте Lepel.by есть раздел "Объявления". Там можно найти адреса и телефоны тех, кто сдает места для ночлега.


бусик: 15.08.2016 (18:56) — 1 год назад

А ля цмока спите,якия адрасы


Max: 15.08.2016 (22:57) — 1 год назад

А чаму ўсё па-расейску? У нас што, сваёй мовы няма?


Роза: 16.08.2016 (06:02) — 1 год назад

А кто автор стиха "Цмок"? Очень размером и стилем напоминает небезызвестную "Дубинушку". Попробуйте напеть, только припева не хватает "Эээээ-х, Цмокушка, ухнем!" А как интересно "говорит" Цмок? Воет, ревёт, как тюлень, или молчит или шипит как змей. Есть про это какие сведения?


ВАЛАЦУГА: 16.08.2016 (06:20) — 1 год назад

Маху ці Максу. З пытаннем, чаму тэкст па-маскальску, а не па-беларуску, прапаную звяртацца да Адміна сайту.


Розе. Янка Купала напісаў паэму "Курган", а Валацуга перарабіў у ёй некалькі радкоў, каб падагнаць тэму класіка пад Цмока. Сапрраўдны голас Цмока пачуеце на фэсце.


Роза: 16.08.2016 (06:37) — 1 год назад

А, то-то и смотрю, что с утра пораньше. прочитав стих. захотелось петь) А ведь на эту паэму-баладу была написана рок-опера "Гусляр" Игорем Лученком, исполняли "Песняры".



Max: 16.08.2016 (18:28) — 1 год назад

Скокі на труне беларускай культуры.


Леонид: 20.08.2016 (23:46) — 12 месяцев назад

Max и Валацуга, отчего самые антимоскальские и свядомые сайты, вроде "хартии" и "партизана" на русском?


ВАЛАЦУГА: 21.08.2016 (07:19) — 12 месяцев назад

Леанід, я гэта разумею: каб чыталі. Таму і ў свой блог пішу па-маскальску, хаця магу па-нашанскаму. Па-беларуску чытае хіба-што старая савецкая гвардыя, якую камунякі навучылі мове, ды 1% сьвядомых маладых беларусаў. Навошта дурніць сабе галаву і вывучаць мову, калі гэтага ніхто не патрабуе, нават дзяржава вітае маскальскае аднамоўе? Запомніце, у Беларусі ўведзена двухмоўе з канкрэтным намерам, каб трывала ўсталяваць аднамоўе. Карыстаючыся выпадкам, хачу зрабіць невялікую абвестку: паколькі сёняшні фэст Цмока будзе доўжыцца да позняга вечара, рэпартаж з яго заўтра пастаўлю пазней, бо за ноч наўрад ці паспею напісаць.


Санчо: 21.08.2016 (17:50) — 12 месяцев назад

а мне приятно слышать на празднике цмока РОДНАЮ МОВУ


Иван: 31.08.2016 (15:49) — 12 месяцев назад

Молддожоны ушли с 20 века от памятника Ленина, не получив толкового наставления на будующую жизнь.


Пришли к озеру, и прильнув к Цмоку времён зарождения жизни на земле, надеясь здесь получить напутствие!


Дед-всевед







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий



 




Copyright © 2007 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля