LEPEL.BY
Регистрация
Email:   

Пароль:  
 





Прогулка по тому свету


Прогулка по тому свету
3386    30.10.2016
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY


Я не хочу на кого-то наехать относительно порядка на Георгиевском кладбище, поскольку мне это не нужно. Я хочу донести всем про существование важного для города клочка земли лепельской, поскольку это нужно будущим поколениям. Поэтому приглашаю на прогулку по тому свету.


 Георгиевское кладбище находится на острове, окольцованном рекой Эсой, озером Проша, 1-м Лепельским каналом и водохранилищем Лепельским.

 Веду вас на некрополь сквозь частную усадьбу с Мельничного переулка. Ограда капитальная. Есть узкие ворота. Сразу бросается в глаза старый железный крест.

 Могила не оформлена. Видно, что ничейная. Как и вот эта – лишь обломанное основание железного креста позволяет определить, что перед нами надгробный камень, а не полевой валун.

 Вот кованый крест, возраст которого не менее века. И он ничейный – забыла родня здесь погребённого или вовсе выродилась.

 На старую могилу заботящиеся о своих покойниках свалили всё, что посчитали лишним на вечном пристанище родственников, вплоть до старых венков и искусственных цветов.

 А так хоронили в советское время партийный работников и чиновников. Поскольку они по роду службы должны быть безбожниками, им на строгий дешёвый памятник вместо религиозного креста водружали красную большевистскую звезду.

 Как давно существует Георгиевское кладбище? Ни один старожил этого не вспомнит, а наговорить можно с три короба. В архивах бы покопаться… Такое желание есть, но на него нет денег. Так что попробую найти самое старое захоронение с эпитафией. Конечно, первые эпитафии стёрло время, но должны же остаться выбитые на камнях надписи богатым и важным покойникам. К примеру, крест этот вмуровывался в валун явно в прошлом веке. Стоил он немалых денег, а вот жестянку для эпитафии прикрепили к металлу копеечную. Написанный текст уничтожили атмосферные явления.

 Нетронутый людьми старый крест в надгробном камне – это счастье для покойника. Большинство их сломано до основания.

 Трудно сказать, заготовители металлолома поработали на кладбище, или невоспитанные малолетние шалуны напроказничали.

 А вот этому металлическому кресту накрутили железных кренделей уже во времена массового внедрения электросварки. К нему не подпускает старая массивная ограда.

 Ведь сознание безалаберного члена безалаберного общества срабатывает как? Огорожено – не трогай, может влететь. Открыто стоит – значит, ничьё, некому предъявить претензий. Как ещё надгробные камни на фундаменты не растащили?

 Ведь под камнями даже могилы не обозначены, с землёй сравнялись. Поэтому на одном и том же месте хоронили по несколько раз. Копают яму и вдруг труп выкапывают. Кости складывают в сторонке, а вбрасывают обратно поверх свежего гроба. Но, возвратимся к капитальным старым оградам, поставленным на века. Вот какое дерево одна из них охраняет, выросшее после исчезновения самого захоронения.

 Главный бич, с помощью которого люди сами уничтожают кладбища – это сирень. Садят её с намерением облагородить могилу, а нахальный куст, вроде кукушонка в чужом гнезде, убивает главного объекта, которого призван украшать.

 Помнится, как на берегу Эсы под Латыголичами пробовал проникнуть на место хозяйского дома хутора Припарное, но не смог продраться сквозь сплошную стену сирени. Говорят, что Георгиевское кладбище высекает смотритель Георгиевской церкви. Работа видна. Но, чтобы здесь иметь нормальный порядок, нужно содержать в готовности всемогущий пехотный взвод. Единственный смотритель вряд ли возьмётся спасать вот эту умирающую могилу давно почившего ребёнка.

 Летом за зеленью ничего бы не разглядел на кладбище, как и зимой за снегом. Поэтому и выбрал наилучшее время для репортажа с того света – осень. Стоп! Никакому времени года неподвластна эта одинокая досмотренная могила.

 Интересно, кто в ней покоится? Батюшки, да это же мой давний приятель Лёня Семенько! Токарем на ремзаводе работал. Как быстро бежит время!

 Про место под Георгиевским кладбищем ходит давняя легенда. Я её буду постепенно рассказывать, по ходу исследования захоронений, чтобы не нагромождать много текста между фотографиями, ведь многие посетители сайта не есть читатели, а есть смотрители. Последним картинки подавай, а так уйдут из репортажа, не пролистав его до конца. Итак, беглый экскурс в историю…

 Досконально факт переселения Лепеля в начале 17 века с полуострова Остров на материк никто не изучал. Одни утверждают, что предшественник нового города - село Белое – находилось в нынешнем Урочище Цмока. Иные оспаривают, будто Белое занимало остров, на котором мы сейчас находимся, а именно - его часть, позже отведённую под Георгиевское кладбище.

 Глубже смотрящие в историю доказывают, что Белое возникло на месте древней крепости, вернее, укреплённого замка. Когда роль фортеции свелась к нулю, на её месте возникло село. Подтверждением тому служит вроде как оборонительный ров, который разрезает всё кладбище, начинаясь с той его стороны, с которой я взошёл на некрополь.

 Уходит объехавший ров ко 2-му Мельничному переулку.

 С противоположного своего конца ров выглядит так.

 Так вот, легенда гласит, что из крепости подземный ход проходил под Эсой и шёл то ли к Пятницкой церкви, то ли к Преображенскому собору. Уловили, как сейчас опровергну предание? Названые культовые сооружения возведены в середине 19 века, когда подобные подземные ходы уже не строили. Может, тоннель вёл из крепости Белое к построенному в начале 17 века деревянному предшественнику нынешнего костёла Святого Казимира? Хм, это уже, как говорится, ближе к телу. Тем более, что старожилы утверждали, будто замок после его упадка переделали под монастырь Бернардинок. Вроде бы логично: хозяин Лепеля Лев Сапега в 1609 году подарил недавно купленную вотчину головному Виленскому монастырю Бернардинок. А что подземные сооружения под Лепелем имеются, есть свидетели… Но об этом через минуту – подошёл к важному захоронению.

 Здесь покоится поп Пятницкой церкви Аркадий Волощук. Не могу пройти мимо его могилы, поскольку были знакомы. Прогрессивные антисоветские взгляды открыто высказывал священнослужитель в Горбачёвскую эру. Я даже в конце 80-х ходил к нему уговаривать вступить в Лепельскую группу поддержки Беларусского народного фронта. Но митрофорный протоирей поддержал лишь меня, а в БНФ вступать отказался. Умнее меня оказался… Возвращаюсь к свидетелю существования подземного хода.

 Приехал как-то в Лепель некий московский артист с лепельской фамилией Крицкий навестить историческую родину перед эмиграцией в Америку. Остановился у дальнего родственника Виктора Шушкевича в блочной пятиэтажке, что возле музея. Рассказал, как в его детстве дожди промыли яму на Пятачке. Провал обнажил кирпичную кладку. Дети попробовали пролезть в дыру со стороны собора. Было видно, что проход когда-то засыпали. Вокруг было мокро, грязно. Договорились сделать факелы, а потом штурмовать подземный ход. Пока готовились, яма обрушилась, проём в кладке засыпало землёй, а вскорости началась война. Стало не до детских любознательных исследований… Но я слишком много времени уделяю читателям, а смотрители, видимо, заскучали. Срочно перехожу к картинкам.

 Самое видное, а значит, и почётное место на кладбище занимает Георгиевская церковь, с самого начала призванная исполнять роль часовни.

 Культовое строение впечатляет. Однако оно молодо и поискам периода зачатия кладбища помочь не может. Не может помочь и стоявшая на этом месте деревянная церковь-предшественница, поскольку истлела, чем и вызвала строительство новой.

 Любопытно, что Народный комиссариат путей сообщения привязал церковь к своим соображениям.

 Повремените, смотрители. Читайте, читатели. Похоже, что подземный ход вёл от собора (место теперешнего магазина «Кулинария») к костёлу. Но зачем была подземная связь между храмами двух недружелюбных конфесий? Не нужна абсолютно. Куда тогда вёл подземный ход под Пятачком? Ну-ка, шевелите извилинами. Самое старое каменное строение Лепеля – это воздвигнутый в начале 19 века Дом присутственных мест (двухэтажка возле скульптуры Пятачка), что-то вроде теперешнего райисполкома. Дом входил в один комплекс с тюрьмой (теперь офис телеоператора life:). Под землёй преступников водили к ксендзу на исповедь, поскольку большинство их было католиками. Это не я нафантазировал. Про этот процесс рассказывал дед деду краеведа Володи Крицкого. Собирайтесь, смотрители, включаю показ. Правда, встречное солнце мешает фотографировать важную могилу спереди.

 Лежит под памятником… Впрочем, прочитаю плохо различимую эпитафию: «Здесь почиваетъ въ мире протоирей Iоаннъ Максимилiановичъ Довгялло сконч. 3 февр. 1902 на 56 г. жизни.» Ян Довгялло был священником Свято-Преображенского собора и Георгиевской церкви. С обратной стороны памятника есть более пространная эпитафия, но она на ходу показалась нечитаемой. А как на фото посмотрел, так вроде бы и прочитать можно было бы. Это если в натуре.

 До 1950-х годов кладбищу не мешало озеро. Однако после строительства ГЭС поднявшийся на 3,5 метра уровень воды стал подмывать захоронения. Трупы поплыли по водохранилищу.

 Власти спохватились и возвели толстую прочную стену, чтобы остановить сползание кладбища в море.

 Процесс обрушения грунта остановился.

 Шли годы. И стена сама стала разрушаться и наклоняться над морем.

 Не буду утверждать, что процесс обрушения могил в водохранилище непременно возобновится, но сказать, что такое возможно, будет уместно.

 Остаётся занять позицию типа «будем посмотреть».

 Всякий мусор наследники небожителей сбрасывают с обрыва в водную акваторию.

 Направляюсь от моря в противоположную сторону. Взор притягивают образцово оформленные захоронения.

 Но мне нужны старые могилы с сохранившимися эпитафиями, чтобы прочитать год погребения. Кажется, одну такую нашёл, но снова на ходу посчитал эпитафию нечитаемой. Однако кое-что разобрал, хоть за полную достоверность не ручаюсь: «Людмила Семёновна Астаповичъ род. 23 мая 1869 г. + 18 марта 1902 г.» Получается, что умерла молодица в год смерти Довгялло. Открытия не получилось.

 Видел, как экспедиция переписывала затёртые временем эпитафии на надгробных камнях старого еврейского кладбища. Намазывали нужную поверхность зубной пастой, потом тряпкой стирали белый слой. Оставшаяся в буквах паста хорошо читалась.

 Я приостановил трактовку легенды про подземный ход под Эсой. Продолжаю. Зачем нужно было его там прокладывать? Не нахожу объяснения смыслу. Сказал бы так: не всякой красивой легенде нужно верить. Ведь не верим же мы россказням, что повсеместно проваливались под землю церкви, и на их месте возникало озеро, вроде нашего Святого. В безводной деревне-призраке Большие Торонковичи последний их житель мне рассказывал, как у них церковь провалилась в гору, даже битый кирпич остался. Увлекательно слушать, хоть и чушь собачья. Это могу сказать и относительно версии, будто подземный ход вёл из замка к руслу Эсы, чтобы во время осады укрепления ордами с востока можно было под землёй пробираться за водой. Но даже несмышлёный плебей сообразит, что в тысячи раз проще выкопать колодец на самом высоком месте острова – до уровня-то моря пять метров. На такой же глубине и подземная вода залегает. А вот легенду и свидетельства аборигенов про подземный ход под Пятачком опровергнуть не получается. Остаётся поддержать их – был он…

 …Некоторые формы старых крестов и наконечников ограды вынуждают считать, что не в обычной кузнице они откованы, а отлиты в литейном цехе. Оный в Лепеле отсутствовал. Значит, привозные они. Значит, позволить себе такое роскошество могла лишь зажиточная семья. Жаль, что невозможно установить её фамилию.

 Едва вырисовывающийся из куста сирени крест так же указывает на фабричное его происхождение.

 Летом его за листьями вообще не увидел бы. Что, и сейчас плохо виден? Тогда покажу соседний на фоне безоблачного неба.

 Нашёл старую эпитафию на поваленной каменной глыбе! Сейчас очищу её от растительности и начну читать.

 «Въ руце твоего превеликого милосердия о Боже мой! Вручаю руку мою Здесь покоится прахъ дорогого отца Андрея Сидоровича Шостакъ + 4 декабря 1902 г.» Знак «+» в текстах, видимо, означал крест и заменял длинное слово «умеръ», чтобы легче было выбивать в камне. Но снова не открытие – тот же 1902 год.

 Ещё один Шостак. Но это недавнее захоронение – бетонная плита, каковые в 19 веке не делали. Однако беглое заключение подвело. Скинутый с постамента памятник оказался тщательно вытесанной и отшлифованной каменной глыбой, обрамлённой прямоугольным  металлическим обручем.

 Специально очистил поверхность от мусора, чтобы разобрать надпись. Читаю: «Юрий Яковлевичъ Шостакъ Род. 1815 год ум. 1877 год». Дальше эпитафия не читается. Зато год захоронения отодвигается от ранее установленных. Сомневаюсь только, правильно ли разобрал имя «Юрий».

 Несомненно, кладбище намного старше, ведь деревянная церковь на нём к 1900 году успела истлеть. Возможно, старательнее побродив среди могил, обнаружил бы и более ранние эпитафии. Так что на окончательное открытие не претендую. Ищите! А я тем временем выведу вас из княжества мёртвых тем же путём, что и зашёл – через огород отмеченного выше Володи Крицкого. Он когда-то на этом месте купил обветшавшую хату 1895 года постройки. Когда разрушал, под каждым углом третьего венца нашёл царские монеты. Впоследствии, копавшись вокруг, находил монеты 17 века, боратинки Речи Посполитой. Откопал и сдал в музей каменный топор. Найденным в огороде осколкам керамики археолог Марат Климов определил больший возраст, чем официально имеет Лепель.

 В общем, жизнь на месте Георгиевского кладбища кипела.




Александр: 31.10.2016 (09:06) — 6 месяцев назад

А так хоронили в советское время партийный работников и чиновников. Поскольку они по роду службы должны быть безбожниками, им на строгий дешёвый памятник вместо религиозного креста водружали красную большевистскую звезду.


Процентов 90 участников второй мировой,сотрудников силовых ведомств,войнов-интернационалистов лежат под простенькими и вычурными памятными плитами с пятиконечной звездой.


Мартин: 31.10.2016 (10:06) — 6 месяцев назад

Похоже и лет 150 назад лепельчане были не очень национально сознательными ,т.к. пользовались чужим языком для надписей на могильных камнях.


Александр: 31.10.2016 (10:26) — 6 месяцев назад

Мартин, 150 лет назад в Лепеле белорусов практически не было.


СМК: 31.10.2016 (13:24) — 6 месяцев назад

В мае этого года я подвозил на это кладбище матушку Тамару,которая смотрит за церковью. Помог открыть дверь и окна.А она тем временем рассказывала мне историю появления этой церкви. К сожалению я многих деталей не запомнил,т.к голова другим забита была,но история интересная. У Валацуги есть хороший повод встретиться с ней и распросить обо всём подробно. Не знаю её ни отчества,ни фамилии,ни где живёт...Но отвезти туда эту Тамару меня попросила староста церкви иконы Б.М.Владимирской,которая возле бывшего ЖБИ. Легко установить.


Комивояжер: 31.10.2016 (19:40) — 6 месяцев назад

Валацугу ближе к зямле патянула?


St.V.: 31.10.2016 (21:01) — 6 месяцев назад

Самое старое надгробие,которое я там видел 1794г. Годный материал. Интересно.


)): 01.11.2016 (14:52) — 6 месяцев назад

хотьбы на мельничном переулке на кладбище жкх большие деревья кусты высекли


с Песчанки: 01.11.2016 (20:13) — 6 месяцев назад

И стена сама стала разрушаться и наклоняться над морем


Я уже писал здесь http://www.lepel.by/news_729.html, что стенка не просто наклонилась, а фрагментами упала в озеро в восточной своей части.


Блукач ВАЛАЦУГА: 01.11.2016 (21:54) — 6 месяцев назад

Сцяна:
















Мартин: 01.11.2016 (22:10) — 6 месяцев назад

Невооружённым глазом видно, что стенка поставлена непрофессионально-бездарно; типа для создания видимости борьбы с размыванием берега.


)): 02.11.2016 (02:16) — 6 месяцев назад

в ужасном состоянии кладбище.хотьбы жкх немного порядок навела


Александр: 03.11.2016 (08:53) — 6 месяцев назад

На тот свет надо бы поглубже было "копать"))) На кладбище были склепы- это явно не христианские захоронения, были и надгробия 18 века, которые, видимо, вывезли, скорее всего к стенке или закопали поглубже. Были и другие факты - строения, склеп например, с проёмом в стене (уж не подземный ли ход?), которые плавно перекочевали из бывшего "Парка пенсионеров" под частную застройку. А стенка простояла более полувека, помню как её заливали, сначала забивали сваи просмоленные, солдатики делали. На то время это была вполне оправданная бюджетная технология, которая своё назначение оправдала. После последних построек вниз по реке за ГЭСом, нре думаю, что вода будет и дальше размывать берег.


Комивояжер: 04.11.2016 (13:58) — 6 месяцев назад

О живых надо думать,а не о покойниках






Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




 




Copyright © 2007 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля