LEPEL.BY
Регистрация
Email:   

Пароль:  
 





Налёт сьвядомых на Волосовичскую зону (начало)


Налёт сьвядомых на Волосовичскую зону (начало)
3755    06.11.2016
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY


Сейчас покажу то, что вы никогда не видели и не увидите. Об этих редких исторических и просто интересных объектах знают лишь некоторые местные жители и лепельские сьвядомые. А через несколько секунд узнаете и вы.


 На Лепельщине 0,1 процента сьвядомых от общего количества населения. Налёт на Волосовичскую зону совершили пять из них. Сдаю сразу и всех – это Василь Шкиндер из Великого Полсвижа, Валерий и Ярослав Тухто из Велевщины, Евгений Гайко из Горозянок, Блукач Валацуга из Лепеля. Почему именно Волосовичский край выбрали для исследования сьвядомыя? Хороший вопрос. Ответ на него прост: каждая пядь любой земли хранит в себе интересные для истории сведения и загадки для современников, в том числе и Волосовичская зона. Начнём с неё, а вернее, продолжим ей наши пронырливые сования носов в дела давно минувших дней.

 Первыми в условленное место Василь доставил себя и меня.

 Троица основных сьвядомых, зачинщиков данной экспедиции, должна из Слободы в Далики подъехать на школьном автобусе, а оттуда добираться сюда на велосипедах. Ну вот, долго ждать себя они не заставили.

 Экспедиция в сборе. Только себя не могу в этот сбор включить – фотографирую его.

 Первым объектом нашего исследования намечена придорожная капличка. Для чего вообще затеян этот сыр-бор в ненастную позднеосеннюю пору? Скорый ответ будет таков: осмотреть исторические и просто важные объекты, может которым из них требуется вмешательство, чтобы подправить, продлить жизнь. Зафиксировать это и в погожую летнюю пору приехать на денёк-другой в Волосовичскую зону и улучшить состояние заброшенных свидетельств прошлого этого края. Как видно, эта капличка в помощи не нуждается. За ней ухаживают местные католики.

 Может, далёким от католицизма личностям непонятно слово капличка? Это уменьшительно от каплица. А каплица с католической терминологии на православную переводится как часовня – небольшой церковный объект для поклонения верующих. В данном случае капличка сродни православным крестам, устанавливаемым вдоль дорог. Только кресты поставили и забыли. А капличка, как видно, постоянно посещаема и ухожена католиками. Находится она перед деревней Стайск. Не той мёртвой, что затерялась в глухом заповедном лесу между Барсуками и Велевщиной, а той полевой, которая пока только умирает вблизи волосовичского Веселово.

 Стайск почти что призрак. Понаслышке в нём обитает три старушки, которых на зиму дети увозят. Как раз первая уцелевшая хата кажется обжитой. Может хозяйка расскажет о капличке.

 Но в хате оказалась настолько глухая бабуся, что знакомиться довелось пантомимой, как я научился в Египте. Вруновская Софья Вацлавовна, в девичестве Журавская.

 Вопросов не понимала. Наобум сказала, что на зиму переселится в Полоцк. Искать других информаторов не позволяла насыщенная дневная программа. Следующим её пунктом был осмотр разрушенного советским бульдозером древнего кладбища. Каменные кресты лежат в куче возле самой дороги.

 Вот где нужна наша помощь. Кресты необходимо поставить. Опыт у нас уже есть: восстановили советской властью затолканные в кусты каменные кресты возле Двор-Торонковичей, и то новодельное средневековое кладбище включили в одну из главных достопримечательностей Лепельщины, а также поставили на место опрокинутые надгробные монолиты на старой части Велевщинского кладбища. В таких случаях желательно как можно точнее определить действительное место захоронения. Возможно, оно было на самом высоком полевом холме.

 Но трупы могут лежать и под относительно новой самой гравийкой.

 Вряд ли нам позволят захламлять ненужными валунами (с точки зрения всех мастей начальников) используемую территорию. Так что проще и надёжнее поставить кресты там, где они лежат. Летом разобьём здесь палаточный лагерь и пару дней поработаем. А как чувствуют себя древние захоронения на Волосовичском кладбище? Прямо отсюда неплохая насыпная дорога приводит на нужную окраину Новых Волосовичей.

 Сначала нужно пересечь современное кладбище.

 Каменные кресты на месте.

 Ценны и более поздние памятники.

 Сейчас Валер сотрёт естественный налёт времени, и мы посмотрит эпитафию.

 «Зд. Пок. Прахъ Елисаветы Пашкевичъ умерла 1905г.» Повреждён, конечно, гранитный постамент, но здравствует, как того и хотели неизвестные Пашкевичи. А вот над этой надписью придётся потрудиться, чтобы разобрать текст.

 «З. П. Нина и Валя Ржецкiя 1898 14-20 ХII 1903 г.»

 Замешкался я с фотосъёмкой, а мои сьвядомыя ещё что-то интересное обнаружили.

 А обнаружили они ребус, разгадать который подвластно лишь большим знатокам.

 Ребус на ребусе. Пояснить их мы бессильны.

 Будто пни спиленных деревьев разбросаны надгробные камни на большой территории.

 Может и я какое открытие сделаю…

 Но открытия не получилось – тёмен я для того.

 А вот увековечения этого места добился один из нашего десанта сьвядомых - Валер. Сейчас он сотрёт лёд с перечня похороненных здесь партизан, и я покажу их должности и ФИО.

 Вдруг кого-то из погребённых узнает кто-нибудь из читателей - приятно обоим будет.

 А Василь тем временем продолжает безуспешно разгадывать надгробные ребусы.

 Поваленный хулиганьём памятник сильно зарос мхом. Сейчас Ярос его почистит, а Валер по буквам зафиксирует эпитафию.

 Вот что у него получилось.

 Я, наверное, не сообщал, что Волосовичская зона наводнёна поляками, которых заманил обанкротившийся местный землевладелец Зацвилиховский бросовой продажей собственной земли. Купили, приехали, увидев приобретение, богатые уехали обратно в Польшу, а безденежные остались горевать на панских неудобицах, навечно. Оттого преобладает здесь католицизм и сохраняется польский язык. Но возвращаюсь к поваленному памятнику. Налицо немалые усилия вредителей советского воспитания. Непременно, нужно летом собраться сьвядомым и водрузить монумент на пустой постамент.

 Наконец вроде бы удалось расшифровать один ребус. Василь говорит, что это языческий знак солнца.

 Стародавнее кладбище обнесено глубоким рвом. Наверное, чтобы на него не проникали во все времена вездесущие, а теперь готовящиеся быть занесенными в Красную книгу коровы.

 Переместились в центр Новых Волосовичей. Книга «Памяць. Лепельскi раён» утверждает, что деревня известна «па пісьмовых крыніцах ХІХ – пачатку ХХ ст., калі з’яўлялася сялом, цэнтрам воласці Барысаўскага павета Мінскай губерні». Но полезная книга в данном случае врёт. Сьвядомы Валер нашёл книгу Речи Посполитой начала ХVII века, которая описывает Волосовичи того времени с указанием важных объектов и даже названием улиц. Поэтому сьвядомыя оккупировали центр Рынковой площади и определяют направления улиц согласно древнего справочнику.

 Несомненно, от кладбища мы приехали по улице Свядской, вёдшей в сторону центра региона владений помещиков Жаб под названием Свядская Пуща, издревле носившего название Свяда, а в 1970-м келейно переименованного коммунистическими властями в безликую Слободу. Впрочем, сейчас выдам выдержку из книги 1600-х годов, только дословность перевода не утверждаю, поскольку сделан он со старопольского языка: Волосовичи, местечко Чашникской волости. В нём – рынок. На рынке - церковь Святого Михаила, поблизости -  став, мельница, отходят улицы Борисовская, Свядская, Боровая, Чашникская, дорога Латыгольская. В книге ещё перечисляются мещане, которые владели конкретными земельными наделами: Иван Кузьминич, Василь и Иван Митичи имели по полволоки, Авраам Сидорович, Макей Лукьянович – по волоке. Далее перечисляются Тихон Бородевич, Семён Ледникович, Никифор Аврамович, Козьма и Марк Апанасовичи, Васька, Семён и Данила Булаковичи, Савостий Аврамович, Антон Радько Апанасович, Матей и Семён Пилющицы, Сидорова вдова, Гаврила Иванович, Нестер Прокопович, Василь и Яцук Мацвеевичи, Семён Донич. Всего заселено 18 волок, семь пустовали. Одна волока равнялась 21,36 гектара. Я бы умер от изнеможения, имей десятую долю волоки пахоты. Возможно, мыслю мозгом врождённого советского лодыря, а трудолюбивому человеку иметь столько счастьем считалось. Но к себе я прировнял тогдашнюю жизнь просто к слову, а шесть столетий назад 18 крестьян-подволочников внесли государству налога 216 коп (12960 литовских грошей), 18 пудов (295 килограммов) мёда. Интересно, куда подевались все до единой списочные фамилии из Волосовичей? Неужто организованно от диктатуры пролетариата удрали за бугор в 17-м году?

 - Э, друзья-сьвядомыя, а где церковь Святого Михаила стояла на Рынке?

 Василь показывает по направлению тогдашней улицы Боровой на самое высокое место, какие обычно выбирают под культовые храмы.

 Но это лишь мнение, а конкретного доказательства пока нет. Прошу заметить: пока. Но ответом я удовлетворён, поскольку и сам так подумал. Так о чём там далее таинственная книжка информирует? На улице Борисовской жил дьяк Павел Халимонович, войт Семён Капинец, кузнец Матвей Мордас. Ой, наверное, утомил исторической мишурой смотрителей репортажа, которые жаждут скорее увидеть картинки. Им неинтересно знать, что между Старыми Волосовичами и Волосовичами был застенок Клин, поблизости имелся застенок Красная Лука в 20 моргов, а застенок Козий Бор имел всего одну волоку. Эта информация для сьвядомых или интересующихся историей.

 А книжка интереснейшая! Высшей степени бестселлер. Для сьвядомых, конечно. Да и волосовичской интеллигенции, думаю, интересно знать, что сзади части Рынковой площади над ставом находились два поповских церковных плаца, за ними – став и мельница с двумя колёсами на реке Буковица. Вот всем открытиям открытие! Советские энциклопедии всех мастей меня учили, что через Волосовичи течёт река Свядица, которая начинается под Ляховичами. После свержения советской власти ставшие доступными дореволюционные карты известили, что там берёт начало река Втесвердинка, течёт через Двор-Торонковичи, Волосовичи, Веселово и перед Иван-Бором соединяется со Свядицей, бегущей из-под фольварка Вацлавово и деревни Красащина землевладелицы Стефании Зацвилиховской-Стефановской, дочки волосовичского пана Казимира Зацвилиховского. И вот тебе на! В 1633 году Свядица-Втесвердинка называлась Буковицей. Чему верить? Ну, конечно же, более древним сведениям. Так что Буковица разрезает Волосовичи. А сьвядомыя всё определяют расположение улиц в 17 веке да в тетрадку их план заносят. Интересно, что у них получилось? Ни фига себе!

 За 383 года планировка Волосовичей практически не изменилась. Правда, мельницу разрушило время, а церковь - сначала стихия, потом большевики, но став они всё же сохранили, даже поддержали, о чём я уже писал. Не знаете, что такое став? Да это же запруда, водохранилище по-современному. Его волосовцы из уважения называют озером, что в принципе почти соответствует действительности.

 Ведь называем же мы Лепельское водохранилище морем, хотя таковым оно не является. Мельница в средние века находилась здесь.

 Волосовичи расположились на двух рельефных уровнях. Правый берег Буковицы как бы низменный, хотя улица Боровая с Церковищем и лесничеством постепенно набирает высоту. Левобережные же улицы резко возносятся в гору и приводят в панский парк.

 Его мы непременно посмотрим. Но сначала зайдём в главный кладезь истории любого более-менее приличного населённого пункта – местный музей. В Волосовичах он находится в школе, построенной в 1984 году. Вроде бы недавно, а её уже закрывать собираются – учить некого. Хотя здание для сельского населённого пункта аховое.

 Школьный двор впритык подступает к старому парку. Но, говорят, при её строительстве ни одного старого дерева не срубили. Как же спорить, если не знаешь, так ли это. Лучше поверить – сердцу спокойнее. Но нам нужен музей. Он, сказали, всего лишь хранит историю школы, но сьвядомым интересно всё. Пожалуйста, окуните нас в кладезь прошлого. Дверь открывает учительница истории Виктория Мартыненко.

 Зря нам в школе как-то уныло характеризовали собственный музей. Он вполне заслуживает внимания и интересен. Здесь не только история школы, а всех Волосовичей советского периода. Даже есть экспонаты… Стойте! Об ином потом. Фотография рыночной площади с церковью Святого Михаила имеется! Правда, не сам оригинал, а его неизвестно сколько раз перефотографированная копия, которую я в очередной раз переснимаю. Понятно, что с каждым разом ухудшается качество изображения, но, тем не менее, атмосфера прошлого прорисовывается.

 Конечно, хорошо было бы сфотографировать оригинал, но на каком он небе находится, никто не знает. Хорошо, что хоть копия нам попалась. Ну, а про иные экспонаты музея и завершающую часть экспедиции расскажу в следующем репортаже.

 Вопрос решился очень скоро. Приехав домой, я взял книгу «Нарысы гісторыі Лепельшчыны». В ней нашёл изображение волосовичской Рождества-Богородицкой церкви.

 Более того, в историческом очерке «Православные церкви Лепельщины в ХIХ – Х вв.» директор Лепельского музея Алина Стельмах и доцент Витебского университета Галина Яковлева подробно описывают волосовичскую Рождества-Богородицкую церковь. Напрашивается вопрос: а где тогда храм Святого Михаила из описания 1633 года? И его судьбу описывают историки.

 Ну, а где делось последнее важное для села культовое строение? Есть ответ.

 Однако авторы скромно замалчивают поджигателей. А волосовичские старожилы их смело называют. Партизаны это. Вот только меня всю жизнь достаёт вопрос: почему всемогущий христианский бог позволял менее могущественному и им презираемому языческому богу Перуну и конкретным злоумышленникам безнаказанно уничтожать офисы православного божества? Где всемогущество всемогущего?

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.




Мартин: 06.11.2016 (09:43) — 1 год назад

Блукач, известны ли подробности боя партизан? Была ли достигнута цель и надолго ли? Потери оккупантов? Какова была численность гарнизона? Сколько партизан приняли участие в бою? А почему штурмовали 24.11, а не 7.11? Может в чьих-то мемуарах есть информация?


А что стоил пуд мёда и 1 копейка в 1600-е годы? Похоже, налог был не более обременительным нынешних.



Наталья: 06.11.2016 (19:33) — 1 год назад

Спасибо! Очень интересная тема.Хотелось бы продолжения. Не забудь,Константинович.


Master: 14.11.2016 (14:21) — 1 год назад

Магчыма камусьцi будзе цiкава: 25 трауня 1902 г. у маёнтку сваiх бацькоу, у Валасовiчах, нарадзiуся Станiслау Зацьвiлiхоускi - сакратар прэм´ер-мiнiстра Польшчы у 1926-30 гг., Казiмежа Бартля. На той момант Зацьвiлiхоускi зрабiу блiскучую кар´еру на службе у выведцы стражы гранiчнай.


Блукач ВАЛАЦУГА: 08.01.2017 (14:10) — 11 месяцев назад

Валькірыя даследавала працяг радаводу нябожчыкаў Півінскіх, магілу якіх мы абмяркоўваем ля паваленага помніка (у тэксце). Даслала мне звесткі для змяшчэння ў каментары. Сын нябожчыка Вікенція Півінскага, Браніслаў, быў растраляны савецкімі органамі бяспекі таго часу ў 80-гадовым узросце. Несумненна, астанкі "польскага шпіёна" ляжаць на Кабылцкай гары ў Оршы. Задача сьвядомым: прывесці валосавіцкую магілу бацькі і брата "польскага шпіёна" ў належны стан.




Master, твае звесткі маюць несумненную каштоўнасць для сьвядомых даследчыкаў, і будуць выкарыстаны для ліквідавання белых плямаў гісторыі. Валосаўцы павінны ганарыцца кар´ерай іх земляка.


Блукач ВАЛАЦУГА: 08.01.2017 (16:12) — 11 месяцев назад

Валькірыя працягвае даследаваць, чаму на Валосавіцкіх могілках не дагледжаныя старыя магілы. І прыходзіць да высновы, што прычына ўся ў тым, што нашчадкаў нябожчыкаў савецкая служба бяспекі знішчыла, і дагледзець магілы няма каму. Яшчэ адзін прыклад таму - помнік, які мог дазволіць сабе толькі багаты люд, Лізе Пашкевіч (здымак у тэксце). Яе нашчадкі вось тут:




Цікавасць да савецкіх ворагаў народа Валькірыі прышчапіў яе дзед Апалінар Францавіч Буевіч, які замест казак пра бабу Ягу распавядаў унучцы быліны аб масавым вынішчэнні "польскіх шпіёнаў", "трацкістаў" ды антысавецкіх дзеячоў. Дзед ведаў праўду таму, што былі знішчаныя і яго стрыечныя браты. У рэшце рэшт Апалінара папярэдзілі, што яго доўгі язык прынясе бяду гаспадару, і праўдашукальнік звольніўся з лепельскай камунальнай гаспадаркі ды пакінуў родны кут.






Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий



 




Copyright © 2007 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля