LEPEL.BY
Регистрация
Email:   

Пароль:  
 





Налёт сьвядомых на Волосовичскую зону (окончание)


Налёт сьвядомых на Волосовичскую зону (окончание)
2808    08.11.2016
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY


Сьвядомыя не прогуливаются по природе. Они ищут исторические загадки, чтобы их разгадать и донести до будущих поколений. А ещё сьвядомыя фиксируют повреждения артефактов для последующего приведения их в порядок собственными силами или с помощью соответствующих структур путём доказательства важности объектов для общества.


 Первую часть репортажа я остановил на фотокопии снимка волосовичской церкви, впоследствии сожжённой партизанами. Осматриваем дальше школьный музей. Много фотографий и документальных свидетельств Веселовского детского дома и Веселовской средней школы, предшественницы Волосовичской. Есть интересные материальные экспонаты.

 Каменным топорам вообще цены нет – они бесценны.

 Аж ностальгию по школьному детству вызвали чернильницы и ручки с перьями, когда даже «худым» пером с мизерным закруглением острия писать запрещалось, чтобы не портился почерк отсутствием нажима.

 Рядом со школой чудом уцелел парк землевладельца Казимира Зацвилиховского.

 Василь Шкиндер жил в Волосовичах и помнит развалины панских построек поблизости традиционного при имении пруда. Сейчас за ним просматриваются лишь руины совхозной столовки.

 Встал вопрос: обедать будем возле костра на берегу Буковицы или в хате деда Александра, отца Василя. Моё мнение было однозначно, но пришлось прислушаться к молодым сьвядомым – замёрзли они.

 Александру Шкиндеру 80 лет. Выглядит он браво. Рассказал про войну в его деревне, ныне призраке, Воболочье. Но эта тема для рубрики «Лепельщина без прикрас» моего блога. Отогревшись, пошли к 87-летней Антонине Шелковской, которая практически всю трудовую жизнь отработала «русичкой» Веселовской школы.

 Встретила нас пенсионерка радушно.

 Много рассказала про свою жизнь, организацию обучения в советской школе, но это также тема для моего блога и музея Слободской школы, поскольку родилась и училась Антонина в Свядице.

 Наконец мы приехали в Веселово и посетили школу.

 Только это снимок живой школы 60-х или 70-х годов. Сейчас она выглядит немножко иначе. Вот так.

 

 Но так разрушился новейший учебный корпус и школьная столовка, от которой осталась лишь яма.

 Здание довоенной постройки сохранилось лучше.

 А более мужественно старый корпус сражается со временем потому, что сделан не из послевоенного советского кирпича, а полностью из бетона.

 Не очень уютно чувствуют себя сьвядомыя в Веселовской школе. Однако их усилиями необходимый уют здесь не создашь.

 Со стороны деревенской улицы обращает на себя внимание табличка из нержавейки на стене школы.

 Её обязательно нужно показать с близкого расстояния.

 А дело было так. За ненадлежащее поведение учительница выгнала непослушного детдомовца Витю Цапоту с урока. Он пошёл под окно, чтобы дальше пошалить. Нечаянно увидел торчащий из земли кусок металла. Начал вытаскивать. А железякой оказалась бомба, которая в войну пробила край крыши и вошла в землю, не взорвавшись. Будто специально ждала мальчика. Видите, как детдомовцы помнят друга.

 Василь школьное образование получал в Веселовской школе, потому знает бывшее расположение административных зданий польской деревни. Вон там находился Веселовский польский сельсовет, делопроизводство в котором велось по-польски.

 А школьный музей показал нам, как выглядело административное здание при жизни.

 Я умышленно не загромождаю мышление визуальных смотрителей фотографий рассказом про создание польского анклава в Волосовичской зоне, чтобы они не ушли из репортажа, утомлённые ненужной им письменной болтовнёй на исторические темы. А интересующиеся читатели могут сию секунду узнать об анклаве, нажав курсором на название моего давнего исследования «СЕНСАЦИИ. Подлинная история Волосовичского края». А теперь прошу пройтись в конец Веселово, туда, где находился Веселовский детский дом.

 Его корпус сохранился лучше, чем школьный, поскольку там в последующие годы располагалась больница.

 Даже дверь на замке. Вот только окно открыто, чем мы не преминули воспользоваться.

 Видно, здесь располагалась палата.

 Существование Веселовской больницы для меня не просто абстрактное понятие. Она вошла в мою жизнь. Поплохело мне в самом конце 90-х. Забрала скорая помощь. А в Лепельской больнице мест не было. Отвезли в Веселово. Там тоже полный комплект. Так меня положили на коридоре. Вот здесь.

 Плохо, конечно, лечиться на коридоре. А если бы тогда не было медучреждения в Веселово? Как сейчас. Может и я тогда бы здесь не стоял… Так что, спасибо тебе, Веселовская участковая больница.

 Продолжать дальнейшие исследования ретируемся тем же путём.

 Веселовское кладбище находится в бору, который плотно подступает к постройкам.

 По сведениям Василя, на нём громоздилась большая надмогильная плита из красного гранита. Но она испарилась. Осталась лишь бетонная тумба более позднего времени.

 Это братская могила. С трёх сторон монумента помещены эпитафии. Одна частично разрушилась, вторая датируется 1953 годом захоронения, третья помечена 15 днём августа 1926 года.

 Заинтересовали кресты, выстроившиеся, будто солдаты. Обычно при погребении такие ставят временно, потом заменяют добротными памятниками. А эти от старости наклонились, мохом обросли. Возможно, под ними лежат умершие одинокие иждивенцы больничных социальных коек.

 На кладбище попали, так сказать, попутно. Мимо него лежит путь к легендарной Веселовской каплице.

 Одну легенду про каплицу мне рассказал польский исследователь Тадэуш Колпак, сродни нашим сьвядомым. Первоначально её построили до начала строительства социализма. С его приходом социалисты каплицу разобрали на клуб для какой-то деревни. Местные поляки возвели новую за одну ночь. Коммунистические власти начали поиски смелых строителей, однако никто их не выдал. В войну люди ходили в каплицу просить бога не дать бомбам упасть на их деревни. За войну ни одна бомба не была сброшена на населённые поляками Веселово, Стайск и Краснолучку. Так и стоит каплица до сего времени, им же состаренная. Ещё в 2014 году Тадэуш Колпак предлагал лепельским сьвядомым посетить то место и привести в порядок каплицу, если это возможно. А мы выбрались к ней лишь сейчас.

 Крыша каплицы действительно выглядит плачевно.

 А вот внутри идеальный порядок, хотя через дыры в крыше светится небо.

 Много старых зачитанных книжек на польском языке, возможно, молитвенников.

 На стене висит призыв к пану Исусу Христу и матке боской Марии спасти нас от огня, внезапной смерти, несчастий в жизни…

 Как-то не вяжется внутреннее убранство молитвенного места с его верхней частью. Накрыть рубероидом каплицу не стоит особых средств и усилий. Могли бы молящиеся здесь католики скинуться да сообща привести в порядок это не просто святое, а священное для них место, сохранившее польские веси от разрушения. Конечно, это могут сделать и сьвядомыя, хотя они в большинстве своём приверженцы язычества, а не католицизма. Но, как видно, здесь могут обойтись и без их помощи. Как излишня наша помощь и в Зелёном Острове, где находится следующий объект обследования.

 Думаю, узнали старую мельницу в Зелёном Острове. Её я с Василём скрупулёзно обследовал внутри и снаружи, подробно изложив результаты в репортаже «ПОИСКИ ИСТИНЫ. Тайна старой мельницы» (жмите, читатели). Объект интересный, его даже запустить по назначению несложно. Но который год на крыше объехал лист шифера, образовав зияющую дыру. В неё небо заливает воду и засыпает снег.

 Внутренние деревянные устройства загниваются. Подтолкнуть бы шиферину да гвоздём закрепить… Но обычной жердью здесь не обойтись – слишком высоко. Хозяйство это принадлежит сельхозпредприятию «Лепельское». Могла бы запросто управиться стройбригада…

 Волосы дыбом становятся от свидетельств очевидцев, как коммунистическая система строила гравийную дорогу в Волосовичи. Карьер устроили на месте древнего придорожного кладбища в Поддубье. Вот здесь.

 Надгробные монолиты, каменные кресты, истлевшие трупы втаптывали в дорожное полотно. Люди на обочине уже готовой дороги находили черепа и ставили их на край проезжей части, направив пустые глазницы бывших голов на водителей проезжающих машин. Сьвядомыя жители Поддубья ходили в райком партии просить остановить произвол атеистов. Партийные боги района ответили, что в могилах лежат чуждые нашей культуре покойники и вообще наши недавние враги. Кладбище было польским. Тогда поддубцы несколько надгробных монолитов затащили в ближайшие кусты. Их и не искали. Однако кому-то приглянулись гранитные отшлифованные плиты, и их незаметно умыкнули. Одну в придорожном кювете не очень давно обнаружил Василь. Привёз в свой двор. А как услышал про Поддубскую трагедию, сьвядомасць заставила его отвезти необычную находку на место, где примерно она стояла первоначально.

 К сожалению, расшифровать эпитафию мы не смогли. Разобрали лишь год то ли рождения, то ли погребения - 1876.

 Не приделал б ноги последнему свидетельству святости этого места кто-нибудь из несьвядомых, коих в миру 99,9 процента от общего числа населения. Как жалко, что во времена строительства гравийки Полсвиж – Волосовичи не слушали сьвядомых. Впрочем, то же происходит и сейчас.




Александр: 08.11.2016 (19:20) — 6 месяцев назад

Я впервые попал в каплицу в далёком 1970-м. Моя прабабка была очень верующим человеком.Из этих далёких воспоминаний в память врезалась немногое. Чистота, ухоженность каплицы, множество икон и горящая лампадка. Атеистами в Веселово были единицы. Прабабка приезжала в Лепель "на зиму" в три захода(отец перевозил на запорожце),первые два были иконы и молитвенники. Запомнилось, что ни один дом не запирался на замок и все были тебе рады. И ещё особая речь. Говорили то по-русски, но с какой то милой чуть заметной картавостью, сглаживающие русские рычащие звуки. Кстати, мой дядя до сих пор так разговаривает.


Наталья: 12.11.2016 (16:34) — 5 месяцев назад

Спасибо за продолжение! Очень интересно и познавательно.Если решились "обновить" каплицу,то сделайте это. Какая разница какой ты веры! Может и в твой крови есть католики.Такие благие дела все хороши- просто их берешь и делаешь.Если нужна помощь(материальная),то не вопрос - 100 бел.руб.за мной.А может кто другой меня поддержит в этом плане!


Ольга: 19.11.2016 (15:13) — 5 месяцев назад

И во мне течёт кровь католиков. Только моя мама родилась в д.Черосово Каменского с/Совета и крестили её в Губинском костёле. Имя дали Яня. Впоследствии, при получении паспорта, мама поменяла имя и стала Ниной. Но всё равно, когда мы навещали деда Винку (Викентия), односельчане называли маму Янина.


Юлия: 18.01.2017 (18:08) — 3 месяца назад

спасибо, очень интересно.... Моя мама родом из Весялова, я котолик... Очень рада что о поляках плохо не говорят здесь... Ведь когда собиралась крестить дочку в Витебске говорили что ей будет трудно быть котоличкой, что к котоликам плохо относятся.... все мы люди и не важно какой национальности)))



Варг: 18.01.2017 (18:57) — 3 месяца назад

Кто ж вам Юлия таку гадость - то сказал про католиков? Вы с каким-то болезным человечком пересеклись. Глупость какая.






Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




 




Copyright © 2007 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля