LEPEL.BY
Регистрация
Email:   

Пароль:  
 





Возвращение в синематограф


Возвращение в синематограф
3427    04.12.2016
Блукач ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY


Как счастливы мы были, когда раз в неделю в деревню привозили кино. Не беда, что клуба не было – на то была школа. Не беда, где и школы не было – в хату кто-то пускал местную ораву. Смотрели со скамеек, если их нет – с парт, если и парт нет – лёжа на полу. Показывали сразу два фильма, поскольку крутить по одному не было смысла – перевоз киноаппаратуры между деревнями себя не оправдывал.


 Билет на один фильм стоил 20 копеек, на два – 40. Буханка чёрного хлеба оценивалась в 14 копеек, белого – в 22. Для не получающих получку колхозников это было почти что состояние. А у меня мать работала учительницей начальных классов, отец – рабочим «Межколхозстроя». Поэтому мне 40 копеек на кино всегда находили.

 Дети колхозников не полностью были лишены возможности смотреть кино. Они могли сходить за несколько километров в ближайшую деревню, где была средняя школа. Раз в неделю там крутили кино для детей за 5 копеек. А магазин принимал куриные яйца по 7 копеек за штуку. Украл дома яйцо, сдал – и гляди, как Чапай шашкой рубает налево и направо.

 Пробовали бесплатно смотреть кино через окна, но ушлые кинщики завешивали их одеялами так, чтобы малейшей щели не оставалось. Пробовали заблаговременно прятаться под кровать, но кинщики и оттуда выволакивали зайцев.

 Кино, когда деревня не имела радио, а слово «телевизор» никогда не слышала, было лучом света в тёмном царстве. Это для младшего и среднего поколения. Старшее кино не понимало. Вот пример.

 В нашей хате в Гадивле размещалась школа, поэтому родители были обязаны пускать к себе кино. За это хозяева смотрели его бесплатно. Моя бабушка Ганна Прусская два фильма простояла, прислонившись спиной к тёплой грубке. По окончании я у неё спросил: «Баба, ну как тебе кино понравилось?» Ответила: «Абы что, интересно только, как люди по стене ходят».

 Так что, кино было не всем возрастам покорно. А во сколько лет его вообще начинали смотреть? Помню такой эпизод. В определённый день недели в Веребскую школу привезли кино. Я ещё не умел читать. Отец послал меня попросить старших прочитать мне название фильмов с афиши на Лёшевом хлеве. Выполнив задание, докладываю отцу: «Сегодня показывают кины «Муха в положении» и «Борьба под одеялом». Отец опешил: «Кто тебе, сынок, такое сказал?». «Большие мальцы с афиши прочитали», - отрапортовал я. Отец взял меня в «кины». О чём они были, не помню.

 Потом в деревнях построили клубы, и фильмы в них стали крутить каждый день. В городе они ежедневно шли в клубах «Сельхозтехники», МКК, РДК, а в тёплый сезон в летнем кинотеатре, который находился в Урочище Цмока на месте теперешнего амфитеатра. А потом показ фильмов заглох вообще.

 Откуда так подробно знаю синематографическую кухню 50-х – 60-х годов? Киномеханик, а попросту кинщик, был для детей кем-то вроде бога, поскольку мог ежедневно бесплатно смотреть кино. Поэтому исключительно все мальчишки мечтали быть кинщиками. Но становился им в детском возрасте самый упорный один из миллиона. И этим миллионным счастливчиком стал я.

 

 А ещё Толя Павловский, сейчас житель Боровки. Мы были надёжными помощниками кинобога Петьки по нику Дэркнабэ со Слободы. Он смело мог напиться во время демонстрации фильма и преспокойно заснуть – мы уверенно доводили показ до конца.

 Великоватым вступление в тему получилось, но в нём ведь вся её суть. А натолкнула меня на неё афиша культурных мероприятий в «Лепельском крае». Стыдно стало: кино в Лепеле идёт, а я о том практически ничего не знаю. Поэтому и пошёл узнавать по указанному в газете адресу: на Лобанка, 35.

 В сем здании до переезда районной больницы за Уллу находился роддом. Впервые захожу в него, поскольку по необходимости в молодые годы заглядывал сюда лишь сквозь палатные окна. Первым на коридоре с огромной картины во всю торцовую стену меня встречает советский народный герой Василь Иванович.

 Но мне не к нему. Мне к директору коммунального унитарного кинозрелищного предприятия киновидеопроката «Лепельская райкиновидеосеть» Валерию Карабаню.

 - Ну, здравствуй, Валерий Владимирович! Давай, рассказывай про своё производство да хозяйство показывай.

 Но сначала мы вместе поностальгировали по старому сине- или кинематографу. Поразмышляли, почему он так захирел. Ведь в 70-х уже каждая семья имела телевизор, однако мы с женой по очереди через день ходили в клуб «Сельхозтехники» смотреть кино (не вместе потому, что один оставался за няньку). Вне очереди она пропускалась на индийские, а я – на французские фильмы. Ведь жизнь в капитализме можно было увидеть исключительно по французским фильмам – в других капстранах киноленты не закупались. Начиная с 1968 года, я пересмотрел все серии «Фантомаса». С первого кадра узнавал Жана-Поля Бельмондо, Пьера Ришара, Жана Маре, Луи де Фюнеса…

 Так почему было такое паломничество на кинематограф, если все имели телевизор? Мало кто из моих читателей знает ответ на этот вопрос. А он таков.

 Да, поначалу появление телевизора в деревне по сенсации было равно взрыву атомной бомбы. Хозяева, по моему теперешнему понятию, были очень даже не рады покупке. Вся веребская пацанва ходила глядеть чемпионат мира по хоккею 1967 года в самый близкий телевизор, который находился в Черноручье. В Гадивле первыми купили «Рекорд» Лисута Кунчевская и Митька Майзус. Поздно вечером они демонстративно раздеваются до исподнего белья и вместе укладываются спать, а мы упорно пялимся в фигурное катание. И так каждый вечер.

 Но с распространением собственных телевизоров интерес к ним падал. Шла всего одна общесоюзная программа. По ней показывали исключительно старые фильмы типа «Чапаева» и «Волги-Волги». Всем надоело смотреть их по несколько раз. И люди возвратились к большому экрану. Изредка от него зрителей оттягивала юмористическая телепрограмма «Кабачок «13 стульев», впоследствии запрещённая, а так же «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!», КВН. Однако они выходили редко, и кинематограф процветал. Впоследствии появившуюся беларусскую программу никто не смотрел, поскольку по ней показывали лишь, как пели и танцевали счастливые толстые мужики и полные молодицы в национальных одеждах. Сенсацией стало появление российского телеканала. Но он у всех сильно снежил, и долго смотреть мельтешение экрана не выдерживали нервы.

 Кинематограф убили цветные телевизоры. Поначалу за ними ездили аж в Великие Луки Псковской области. Стоили 700 рублей – 10 минимальных зарплат: уборщицы, сторожа, кондуктора, кладовщика, подсобного рабочего… Вот тогда люди перестали вечерами отрываться от телеэкрана. Вдобавок начали транслироваться относительно новые фильмы, которые пару лет побыли в кинопрокате. Пошли сериалы, вроде «Знатоков», «Четырёх танкистов и собаки», «17-и мгновений весны», «Офицеров»…

 Первым прекратился кинопоказ в сельских клубах. Затем опустели кинозалы малых городов. Недолго оставалось жить и кинотеатрам областных центров. В них стали открываться магазины, конторы, базары… Начался бум видеосалонов, в которых показывались запрещённые для показа в кинотеатрах и по телевизору иностранные боевики и порнофильмы, переводимые изменённым гнусавым голосом одного переводчика. Я даже из Витебской областной больницы убегал на улицу Чкалова в такой киносалон. Показ в нём шёл по гигантскому, в сравнении с тогдашними телевизорами, экрану. Лепель не отставал от нового веяния. До сих пор хранится та видеустановка в рабочем состоянии.

 Итак, поскольку районная газета рекламирует показ фильмов, значит, их показывают. Где? Валерий ведёт меня в зрительный зал, рассчитанный на 30 человек.

 Впереди висит большой экран, намного меньшие возила сельская кинопередвижка.

 - И какая заполняемость киносалона?

 - Для взрослых фильмы показываются по пятницам в 20 часов. Приходит 15 – 20 человек. В осенние, зимние, весенние и летние каникулы для воспитанников школьных лагерей ставим ежедневно по два фильма, и зал заполняется постоянно.

 Это не весь современный синематограф. В РДК каждое воскресенье в 15 часов идёт фильм для детей, в 17 часов – для взрослых. В сельских Домах культуры передвижные видеоустановки показывают фильмы в Старом Лядно, Камне, Боброво. Недавно в связи с ОПТИМИЗАЦИЕЙ из этого списка выпали Слобода и Черейщина. Всего имеется две передвижки: сельская и городская. Обслуживают соответствующие школы, колледж, лицей, детские сады. Наибольшее число зрителей поставляют детские сады, где смотрят фильмы практически все их обитатели –  до 150 человек. Среди взрослых наибольшей популярностью кинопоказ пользуется в санатории – в кино приходят порядка 20 - 30 отдыхающих.

 Как и во все времена, кино не бесплатное. Детский сельский билет стоит 20, городской – 40 копеек, взрослый соответственно 40 и 70 копеек. Это намного дешевле, чем в советские времена, когда 40 копеек стоила жестянка кильки в томате, а 80 – килограмм риса.

 Обернулся и увидел амбразуры точь в точь как в старом Слободском клубе, где сейчас церковь располагается.

 Аж сердце защемила ностальгия. Захотелось увидеть знакомую киноустановку. Хоть бы одним глазом взглянуть на неё… Валерий заводит меня в «будку киномеханика». Долго глазам своим не верю.

 - А где громоздкие киноаппараты, работающие поочередно, сменяя друг друга?

 - Всё, что от них осталось – это стоящие на коридоре электрощиты и отдельные узлы.

 Поставили агрегаты не мёртвым грузом навечно, а ежедневно рабочие отдела культуры демонтируют их. Снимают возможные для использования детали, остальное утилизируют как металлолом.

 Как интересно! Много-много раз проходил мимо и не представлял, что «роддом» продолжает жить, правда, несколько в обратную сторону – не детей воспроизводит, а старые киноустановки убивает, ну и, соответственно, кино показывает.

 - А какой штат предприятия вообще? Пока вижу одного директора…

 Валерий заводит в бухгалтерию. Там начальник отдела главного управления ведомственного контроля Витебского облисполкома Светлана Медведская проводит плановую проверку работы главного бухгалтера райкиновидеосети Ларисы Мацкевич.

 Спросил, как в целом выглядит состояние дел на предприятии, тем самым показав свою неосведомлённость – ревизор не имеет права разглашать результаты проверки, тем более делать оценку во время ревизии. Однако меня не обругали – Светлана Медведская знает меня по репортажам на сайте. Читает про гостиницы, поскольку жизнь её в основном проходит в них – работа такая.

 Ещё в штате предприятия состоят три видеодемонстратора (до ОПТИМИЗАЦИИ было пять), инженер, водитель. Понятное дело, что на зарплату и содержание помещения кассовых сборов не хватает. Но кино с момента его зачатия считалось важной вехой в жизни человечества, и отказаться от него нельзя. Поэтому райкиновидеосеть дотируется.

 Ещё один важный момент не затронул: что смотрит современный зритель. В видеотеке предприятия имеются 704 лицензионные художественные фильмы и 70 документальных: про здоровый образ жизни, беларусских классиков, природу нашего края…

 Боевики отошли на задний план – надоели. Больше нравятся драмы, комедии, приключения…

 - Валерий Владимирович, мы так и не установили период окончательного упадка так называемого большого кино…

 - На это место я пришёл с должности директора Полсвижского сельского дома культуры в 2003 году. Ещё лет пять с ослабевающей интенсивностью киноленты крутили в клубах санатория, лицея, колледжа…

 Уже выйдя на улицу, увидел афишу, подобную установленной возле РДК.

 Глянул на неё и вспомнился деда-художника, который в 70-х – 80-х годах подъезжал к рекламным щитам на мотоцикле «Минск» и рисовал захватывающие сюжеты из фильмов. А кто теперь пишет названия фильмов? До того стало интересно, что возвратился к Валерию Карабаню. Художником на четверть ставки работает Владимир Окулевич.

 Домой возвращался довольный придуманным сюжетом и собранной фактурой для репортажа, однако неудовлетворённый будущим коммунального унитарного кинозрелищного предприятия киновидеопроката «Лепельская райкиновидеосеть». Уже в этом году самостоятельная структура перестанет существовать. Нет, кино показывать будут, но уже делать это станет сектор по кино при РДК. И базу эту райкиновидеосеть оставит. Что с этого получится? Никто не знает. Тот, кто придумал присоединение, конечно, доказал, что оно выгодно. В это можно было бы поверить, если бы не проводилась ломка киношного предприятия по программе ОПТИМИЗАЦИИ. А ОПТИМИЗАЦИЯ, как мне однажды сказала директор Матыринской средней школы Надежда Галай, ещё никогда к добру не приводила. Я с нею полностью согласен.

 Только бы советского героя Василя Ивановича не выбросила на свалку нынешняя ОПТИМИЗАЦИЯ, как то сделали с экспонатами музея Березинской водной системы при Лепельской школе-интернате во время бума ещё советской ОПТИМИЗАЦИИ.




Мартин: 04.12.2016 (09:52) — 5 месяцев назад

Блукач, фильмы создавали пацаны, по сравнению с возрастом и накопленным жизненным опытом бабушки Ганны, поэтому и удивить её, демонстрацией детских глупостей, было не возможно. Бабушке было интереснее вовремя весной посеять и осенью собрать урожай в огороде, чтобы было чем внуков угостить.


Словосочетание "Урочище Цмока" звучит не очень париотично; предлагаю ввести в пользование слово "Цмокаўшчына" или "Блукачоўшчына".


Мартин: 04.12.2016 (09:58) — 5 месяцев назад

Пропустил букву "т" в слове патриотично.


Живущий Здесь: 04.12.2016 (10:11) — 5 месяцев назад

Блукач, ну как так.. "юморЕстическая, дАтируется". Хотя в целом интересно, думал дело гораздо хуже, а народ еще ходит.


Был мелким, старшие за просмотром пиво попивали. Сейчас тоже пускают?)


Ольга: 04.12.2016 (12:53) — 5 месяцев назад

Бывая в гостях у сына в Минске убеждатоюсь, что посещение кинотеатров стало у минчан популярным. Современный дизайн, уют, тепло, работа кафе, даже возможность пронести в зрительный зал поп-корн - всё это притягивает зрителей, делает залы почти полными.


SeRJ: 04.12.2016 (13:29) — 5 месяцев назад

Интересно, а как юридически проводятся разрешения на показ фильмов ? За это же надо платить правообладателю . Директор кинотеатра что нить говорил по этому поводу, интересно ... В России это невозможно. Такие штрафы влупят. Ольга в Минске идут фирменные 3D IMAX различные Dolby Surraund технологии (за которые кинотеатры проката платят немалые деньги) ну и + всяческие приятности в виде попкорна :)


Александр: 04.12.2016 (17:04) — 5 месяцев назад

Серёга, у нас государство не богатое. Контрофакт бульдозерами не давят и имедживые пляски на помойках не устраивают. Его ж продать можно. А права... Как только какая -нибудь Коламбия Пикчерс нам "предъявит", мы сразу заплатим, за весь сеанс.
Улыбаюсь


SeRJ: 04.12.2016 (17:19) — 5 месяцев назад

Не, Саня ,кто бы сомневался, но не я .... а где у нас богатое государство ? Это же банальное воровство по сути. Понятно,что все стараются нахаляву, но на госуровне ?


Антон: 04.12.2016 (22:13) — 5 месяцев назад

роддом был в соседнем здании,а здесь терапия.


Варг: 04.12.2016 (23:58) — 5 месяцев назад

Не помню случая, что бы у вас в России, за показ в сельском клубе фильма двум местным жителям, выписали штраф. Крупные города - да, там бизнес, а в селе - социальное просвещение.


SeRJ: 05.12.2016 (00:52) — 5 месяцев назад

а ты все случаи помнишь ? Никто из местного самоуправления не рискнет показывать фильм даже в деревне... Заложат - оштафают. Кому это надо ?


SeRJ: 05.12.2016 (00:53) — 5 месяцев назад

оштрафуют , в смысле.


-: 08.12.2016 (09:39) — 5 месяцев назад

вышел фильм в качестве и на торренте? смело жди его в Лепельском "кинатэатры"






Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий




 




Copyright © 2007 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля