LEPEL.BY
Регистрация
Email:   

Пароль:  
 





Сплав по Эссе от Теремка до Мельничного моста


Сплав по Эссе от Теремка до Мельничного моста
4337    03.10.2017
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY


Я люблю её с детства и буду любить всю жизнь. И хочу, чтобы всем она нравилась, поскольку заслуживает того. Она красива, своенравна, неповторима, хоть и постоянно холодна. Но последнее не мешает ей привечать в своё лоно тысячи поклонников. И все остаются ей довольны, всех она удовлетворяет. Любите её!


 А как принудить человека делать то, что ему не хочется в отношении того, кого он не знает? Вот для этого я и хочу показать все её прелести не газетными строками, а фотографиями её невероятной натуры.

 Сразу предупреждаю, что снимки сделаны не моим верным другом «Никоном» и даже не портативным в путешествиях смартфоном, а старой числовой «мыльницей». Дело в том, что на очередное свидание со своей любимой подругой Эссой пошёл с лодкой и, чтобы с неё не утопить дорогую камеру, оставил её дома. Соответственное будет и качество фоток.

 Урочище Теремок. В семь часов утра спускаюсь под мост на Минском шоссе.

 Полчаса готовлю себя и лодку к сплаву.

 И уносит меня стремительное течение Эсы в даль туманную.

 Слева по борту проплывают хозяйственные корпуса комплекса придорожного сервиса «Гостиный двор». Приближается его прибрежная зона отдыха.

 Практически никто не знает, что было на месте «Гостиного двора». А знать нужно. Для истории. До войны там приносил плоды колхозный яблоневый сад. В войну дислоцировалось сторожевое подразделение Вермахта. Оно охраняло стародавний Борисовский большак, поскольку движение по Минскому шоссе отсутствовало – Красная армия, отступая, сожгла все мосты. После войны колхоз использовал урочище Усохи как поле, поскольку яблони дохода не приносили. Ими пользовалась лишь окрестная детвора, топча хлеба. Спасаясь от детской нечистой силы, сад выкорчевали. Вскорости поле забросили из-за мизерной его площади. Пустое место приметил лепельский предприниматель Павел Федькович и взялся строить придорожный сервис.

 Большинство горожан умиляются видом острова на середине Эссы как раз напротив беседок зоны отдыха - какую диковинку создала природа!

 И никто не догадывается, что остров-то искусственный. Нет, его не насыпал Федькович или кто-то иной специально. На том месте находилась плотина, которая повышала уровень воды в Эссе для сплава леса. Гидротехническое сооружение опиралось на ромбовидный сруб, заполненный землёй. В прошлых 60-х годах сплав леса прекратили, и плотина постепенно разграбилась и разрушилась. Следом объехал в воду опорный сруб. Заполнявшая его земля превратилась в остров. Его укрепили от размыва и украсили собой ветром посеянные деревья.

 Сразу за островом слева в Эссу вливается Веребский канал.

 Он с начала 19 века и до последней войны служил звеном построенной русским царём Павлом Березинской водной системы для сплава леса и иного товара в Чёрное и Балтийское моря. До самой войны курсировал пассажирский теплоход Борисов – Лепель. Правда, он доходил только до Эссы - дальше не пускали мели. До Лепеля людей подвозили кони.

 Идя берегом Эссы, будешь видеть всю красоту окружающей реку природы. Но характер самого водотока можно прочувствовать, лишь плывя по ней. Течение с нормальной скоростью само несёт надувное судно в нужном направлении. Остаётся лишь слегка подруливать веслом. Иногда скорость гасит тина, от берега до берега устлавшая русло. Она устрашающе, однако без всяких последствий звучно шуршит по дну.

 Часто реку от берега до берега перегораживают упавшие деревья.

 Тогда приходится на ходу определять наиболее удобный пролаз.

 Иногда доводится ложиться на спину или упираться в препятствие руками, чтобы не врезаться в него лбом.

 Однако в основном лодка скользит плавно, остаётся лишь не давать течению заносить её в прибрежные водовороты, что приводит к наезду на торчащую из воды стену осоки. Взору беспрестанно открываются невиданные ранее пейзажи.

 Я ведь в 1995 году плыл здесь в составе экспедиции по изучению состояния Березинской водной системы. Но тогда смотрел лишь на впереди идущую байдарку и будто на тренажёре беспрестанно работал вёслами. Не до красот природы было. А теперь спокойно могу наблюдать за утренними берегами.

 Местами они неприветливы, заросли травой. Однако в большинстве представляют светлые боры. С боровой горы спускается к Эссе дорога из Черноручья. Протоптали её исключительно любители природы, поскольку водный урез служит дорожным тупиком. К реке идут рыболовы, туристы, отдыхающие, ягодники, грибники. Здесь можно и удочку забросить, и грибов собрать, и палатку поставить, и родниковой воды испить.

 А река до того петляет, что иногда прокладывает себе путь в обратную сторону, затем вновь принимает первоначальное направление. В пасмурный день этого не заметил бы – плывёшь вперёд, ну и плывёшь. Однако солнечный диск перемещается соответственно повороту русла. Сейчас он справа по ходу движения.

 И вдруг начинает стремительно катиться по небу, как то показывают в ускоренной киносъёмке. Не поспеешь осознать, что причиной всему не светило, а река, как лучи начинают пробиваться сквозь лес с левой стороны.

 Тогда ложу перед собой компас, и восток с западом превращаются в юлу, гоняя по небу солнце.

 Надо же, обвиняю в гонках по небу светило, а не метания в стороны своей подружки.

 Кстати, на протяжении веков Эсса меняла своё имя. На старых картах она подана как Есса. Население прибрежных деревень называло её Яса с ударением на последнем слоге. А вообще, название походит от древнебалтского слова Брод, как Улла – Скала. Такие гидронимы легко трактуются: Эсса – мелка, Улла – обрывиста.

 Между Черноручьем и Забоеньем Эсса разрезает живописный лесной массив с борами и болотами. С левой стороны он издревле носит простое название – Бор, отчётливо показывающее характер леса.

 Правобережный массив величают Забоенским лесом, хотя ещё более успешно его можно было бы окрестить Черноручским, поскольку от Забоенья бор лишь начинается, а тянется вдоль и за Черноручье.

 Забоенский лес напичкан примитивными законсервированными сооружениями старого городского водозабора. Но с речного русла они не видны.

 Два часа сплавляюсь. Лодка понемногу травит воздух. Средина всё больше проседает, а нос задирается. Нужно найти удобное место для причаливания и подкачки судна, а берега совершенно непригодны для причала – вместо обычного песка на поворотах, плёсы представляют обрывы или топкие осоковые заросли. В таком же состоянии и перекаты.

 Наконец взбираюсь на сушу по затонувшим прибрежным хлыстам. Надуваю носовую часть лодки. Гоняю чаи.

 И снова, будто в тоннеле, плыву по боровому ущелью. Даже окрепшие солнечные лучи бессильны пробиться сквозь густую листву и иглицу деревьев.

 Жду самый большой обрыв на всём 84-километровом течении Эссы. С него из Бора неоднократно любовался лесной рекой. А теперь вот с неё дух захватывает вид береговой кручи.

 Умиротворённый солнечным днём и расслабляющим бездельем, чаёвничаю прямо на борту.

 Но не всегда чаепитие можно спокойно довести до конца. Нужно держать глаз остро. Видимо, этот завал придётся брать штурмом в верхней его части.

 Полдень. Как хорошо быть пенсионером!

 

 Нужно бы устроить дневной привал и пообедать. Однако причалить невозможно. Берега будто не желают принимать меня, устрашающе ощетинившись острыми корягами.

 И вдруг слева замечаю бивак туристов и сносный причал.

 А на берегу – баня, построенная ночевавшими сплавщиками-байдарочниками.

 Утром было всего шесть градусов тепла. Для безделья в лодке это холодно. А одеться теплее невозможно – ворочаться будешь увальнем. И я прибег к давней собственной практике – обернулся в так называемое термоодеяло из фольги. Теперь вот вспотел и раздеваюсь.

 Звонко и беспрестанно журчит криничка на противоположном берегу. Звук тот приятно теребит уши. Но это не открытие – Эсса потому и холодная в самую лютую жару, что питается тысячами прибрежных родников, вытекающих из береговых обрывов. Слышу, вижу один из них на том берегу. У самой воды он.

 А плыть за родниковой водой для приготовления супа и чаю - по облому. Проще как-нибудь набрать её из Эссы.

 Помогай, бог огня Жыжаль, готовить мне пропитание.

 И начался пир на весь мир.

 Слева Бор удалился, и на смену ему пришли Луги. Именно так до сих пор окрестное население величает огромный заливной луг, долгие годы служивший сенокосным угодьем бригаде «Веребки» колхоза «Салют» с центром в Стаях.

 Значит, близко Забоенье. Вот и его брод, хотя таковым переправу можно назвать лишь с натяжкой – в самый засушливый период глубина здесь не опускается ниже пояса. Однако это не мешает лепельцам и забоенцам проникать в Бор по чернику.

 Здесь в прошлом году была вышка для ныряния. Теперь вот журавлём рвётся в небо сооружённая забоенской детворой тарзанка.

 Забоенье – деревня не прибрежная. От Эссы до неё не менее пары километров. Перед населённым пунктом река делает огромную петлю, внутри закругления которой образуется первый на моём пути песчаный плёс. Удобное место для причала, но давление в отсеках лодки пока держится.

 Течение заметно замедляется. Уже приходится постоянно помогать вёслами. Включаю навигатор, чтобы измерить скорость. Гребу со скоростью до 4,5 километра в час – столько проходит пешеход. Когда пускаю лодку на самотёк, сплав замедляется до 1 – 1,5 км в час. Несмотря на безлесную местность, завалы не прекращаются.

 Левый берег абсолютно непроходим. Знаю это по прежним своим походам. Заливной луг испещрён топкими заводями, староречьями, болотами. С забоенской же стороны  Эссу посещают рыболовы.

 И здесь река разрисовывает пойму бесконечными петлями. Еле уловимый гул большого городского калорифера или вентилятора раздаётся то слева, то справа.

 Наконец передний отсек спустил до опасного состояния. Нужно подкачать. Кстати и удобный берег для причала.

 Близится вечер, поэтому настроение улучшает первое городское водозаборное сооружение.

 Вот и омут для купания городских детей.

 Но это не значит, что город близко. Эсса начинает удаляться от него, потом приближаться, снова отдаляться…

 Впервые показалась труба котельной ремонтно-механического завода.

 Лодка спустила, а вылезть на берег невозможно – осока на болоте. Подумал, что дальше будет ещё хуже, и кое-как, цепляясь за осоку, вскарабкался на шаткий грунт.

 Несколько десятков нажиманий на ножной насос, и можно сплавляться дальше.

 Как я ждал этого момента – впереди показался Солдатский мост.

 Он так называется оттого, что его предшественника строили военные. Я помню деревянную развалину, по которой лишь пешком переходили. Автобусы в сторону Стай ходили через Песчанку. Сохранились сваи той руины.

 Дальше Эсса пересекает озеро Проша.

 В нём нужно не заблудиться. С левой части водоёма в озеро Лепельское уходит Первый лепельский канал, который на месте ручья прорыли во время строительства Березинской водной системы – вязкое верховье Эссы не устраивало. Во время оккупации жители острова, образованного Прошей, каналом, Эссой и Лепельским озером практически не видели оккупантов, поскольку оба моста были сожжены. Конечно, гитлеровцы могли запросто забраться на остров на лодках или вброд, но для того просто не было нужды.

 В Проше скорость попутного течения свелась к нулю. Ветер погнал встречную волну. Продвижение получалось лишь за счёт гребли. На средине озера вёсла стали скрести по мелкому песчаному дну. Выход реки из водоёма зарос лопухами, которые наматывались на вёсла. Когда же, наконец, будет Мельничный мост, где я решил закончить ознакомительное путешествие?

 В русло Эссы попал правильно. Вот и знакомый мост. Только он пешеходный, а не автомобильный Мельничный.

 Ещё нужно грести и грести по заросшему тиной и лопухом фарватеру. Наконец впереди замаячил конец путешествия.

 Мельничный – давнее название всех предшественников нынешнего моста. Возникло оно, благодаря мельнице, которая стояла где-то возле моего последнего причала.

 Дальше Эсса пусть несколько сотен метров бежит без меня – я и так ей сегодня посвятил 12 часов своей жизни. Чуть меньше уйдёт и на репортаж со сплава. Надеюсь, что кого-то из читателей разбередят показанные мной пейзажи, и только благодаря им, он возьмёт удочку или мешок с лодкой и отправится на свидание с моей подружкой. Да и остальным будет полезно узнать и увидеть то, что я сейчас рассказываю и показываю. Нужно знать свой край!




Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 04.10.2017 (13:51) — 2 месяца назад

Уношу папраўку. У тэксце я сцвярджаю, што на востраве, утвораным Прошай, 1-м лепельскім каналам, возерам Лепельскім і Эсай, за час акупацыі не бачылі акупантаў, паколькі тым не было патрэбы перабірацца праз водныя перашкоды. Гэта праўда толькі частковая. Сёння мяне паправілі: напрыканцы вайны ў Лепель прыбыла 12-тысячная групоўка Рускай вызваленчай народнай арміі (РОНА), байцы якой разам з сем´ямі раскватэраваліся ў Стаях, на Пясчанцы і ўзгаданым востраве. Адтуль яны рабілі рэйды па вынішчэнні партызанаў і падпольшчыкаў. Калі іх не лічыць акупантамі, то я і недакладнасці не дапусціў першапачаткова.


Микола: 04.10.2017 (19:48) — 2 месяца назад

Да! Я помню ещё и немецкий мост, строили его немцы. Обрушился немецкий, когда шла колонна наших танков, со сторолны Стай и под подпоследним он и "просел". Постепенно его название в людях переименовалось на "мост висячий. Он был выше метра на 2,5-3 чем нынешний. Когда его разбирали, то все прбрежные жители, цепляли за лодкии тащили (плывуном) плыты или части перекрытий моста к себе, к дому .


И мы с батькой притащили 1, а может и 3 этаких проёмов моста. Эти щиты (плоты) были сбиты гвоздями 250мм. и разбирал их батька целое лето.Гвозди были вбиты на расстоянии, примерно, 10 - 15 см. друг от друга. Доски толщиной 5-6 см. были очень прочные. На Садовой ул., забор из их заменили совсем недавно. да и я, когда строил дом, положил их "временно" на балкон, так и теперь ещё лежат. Весной, когдда вода поднималась, (при немецком мосте), Люди в направлении Стай, внизу переправлялись по перилам.


А потом построили "Солдатский "мост. Но, в последствии и он обвалился. И люди перебирались кто как мог. И только, когда рабочий завода "Шестерён", со Стай, шедший с ночной смены, сорвался и утонул, тогда сделали пеший переход.


Но "Солдатский "мост построили ниже метра на 2,5-3 чем прежний. И недели 2 насыпь перед мостом и за ним срезали бульдозерами.


Вот почему насыпь пред им и за ним - широкая.


А последний , нынешний , бетонный, так вообще строили на суше, (в сторону города). А потом экскаваторами прорыли новое русло, а старое закапали. Новые технологии !


Мартин: 04.10.2017 (19:57) — 2 месяца назад

Блукач, бойцы и семьи РОНА квартировали у аборигенов за деньги или местных просто выгнали из своих домов?


Кикимора Болотная: 04.10.2017 (20:13) — 2 месяца назад

Вот же создал Бог крастоу такую. Душа поёт, и птицей проситься в полёт. Я бы тоже поплыла с Блукачом, жаль он меня с собой не возьмёт. И ещё жаль, что вместо того, что бы просто насладиться осенней природой, в тишине подумать о смысле жизни, вас, мужики опять интересуют немцы, роновцы,партизаны. Не умеете вы радоваться жизни.


Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 04.10.2017 (20:31) — 2 месяца назад

Пра ўмовы кватэравання камінцаў РОНА не ведаю. Можа, Іван, узгадае...


Николай: 04.10.2017 (20:43) — 2 месяца назад

а щуки прыгали?


Мартин: 04.10.2017 (21:21) — 2 месяца назад

Кики, есть примета: "Женщина на корабле -- к несчастью". И вообще ты же специалист по болотам.


Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 04.10.2017 (21:24) — 2 месяца назад

Быў без вуды і шчупакоў не бачыў. Рыбакоў па берагах і на лодках сустракаў. Здабычай не цікавіўся. Я - валацуга, а не рыбак.


Кикимора Болотная: 05.10.2017 (00:10) — 2 месяца назад

Мартин! Ага, так вот почему Блукач не взял меня с собой, опасался что утоплю, резонно. а вот про болото,. это ты зря, я больше специалист по морям, потому как родилась на берегу синего моря, а в болото попала в силу жизненных обстоятельств, ты же всё читаешь в Блукачёвом блоге, так вот и мои рассказики можешь почитать, правда если он ещё их не удалил. Прям вот сейчас гляну. самой любопытно стало.


Мартин: 05.10.2017 (06:41) — 2 месяца назад

Кики, тогда срочно меняй ник на более соответствующий; выбирай: - русалка болотистая,


- нимфа б-я,


- наяда бол-я,


- нереида б-я,


- океанида б-я,


чуть поскромнее: - мореанида б-я,


- лепелеанида б-я.


Кикимора Болотная: 05.10.2017 (09:08) — 2 месяца назад

МАРТИН! Все ники мне понравились, особенно МОРЕАНИДА, только немного смущает вот это : б-я. Но возможно они мне больше и не понадобяться, придётся вас покинуть, нервы не железные, Но об этом я сообщу дополнительно. Эх помирать, так с музыкой, устрою на прощание банкет с салютом.


Минчанин: 05.10.2017 (10:30) — 2 месяца назад

Обязательно сообщать? Просто уйти никак?


TIA: 05.10.2017 (12:07) — 2 месяца назад

Дорогой столичный друг - а вот подзуживать и ерничать не стоит. Как ты там говорил? - взрослые люди. Так вот это личное дело каждого - уходить ли, оставаться ли и как это делать - просто или под звуки фанфар. )


Кикимора Болотная: 05.10.2017 (13:36) — 2 месяца назад

Минчанин, который Андрей, ну лично вам, я уж точно ничего сообщать не собираюсь. Вам лучше вообще оставаться в неведении. и не вмешивться в разговор взрослых людей. А то вечно ляпаете абы-што, вам бы мат.часть подучить, а то даже в датах рождения-смерти Маяковского путаетсь.


Минчанин: 05.10.2017 (13:58) — 2 месяца назад

Маяковский??? Он здесь каким боком?


ТИА, я не только говорил про взрослых, но и про детей! Порой дети так не будут себя вести, как некоторые взрослые.


придётся вас покинуть, но об этом я сообщу дополнительно... Кикимора, ну ладно ребёнок 17 летний покидал и сообщал( http://lepel.by/otklik/otklik.php?id=1267) но вы, пенсионерка, зачем пиаритесь? Или вы хотите поставить знак= и скатиться до ребятничества? Вас давно никто не трогает, вам скучно? Зачем вы нарываетесь на грубость?Блукач лично никого не трогал. Раздули из мухи слона и обежаетесь. Думайте над своим поведением на сайте.




TIA: 05.10.2017 (14:26) — 2 месяца назад

А ты, я так понимаю, тоже потроллиться решил малЕнько?? ))


Кикимора Болотная: 05.10.2017 (14:43) — 2 месяца назад

Минчанин, вы или не умеете читать, или настолько глупы, что совершенно ничего не понимаете. ВЫ то. намного старше тех ребятишек? Хотя, вспомнила. проскальзывала такая информация. что вам 35. вроде уже оформившийся молодой мужчина. И знаете. как недавно говорил мой друг Блукач: " Я не склочник. в полемику с бабами ввязываться не собираюсь". так же и я с вами. И не старайтесь, нападая на меня. заслужить его уважение. мы с ним, похоже. скоро будем пить мировую. Лично я на это очень надеюсь. Абы не было вайны, и хай усим буде добра..


Натка: 08.10.2017 (18:13) — 2 месяца назад

Мы тоже сплавлялись на байдарке в 2016 году по этому маршруту, но только до Солдатского моста! Очень понравилось!!! Места красивые!!! И, правда, много родников, летом купаться было прохладно в воде) Когда закончился бор и пошли луга видели лошадей, пасущихся на лугу одних, и козла злого и бородатого!)))))))


Натка: 08.10.2017 (18:15) — 2 месяца назад

_DSC9789.JPG


Натка: 08.10.2017 (18:17) — 2 месяца назад

_DSC9647.JPG


Натка: 08.10.2017 (18:18) — 2 месяца назад

Там был порог искусственный, немного сели на него)))






Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий



 




Copyright © 2007 - 2017 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля