LEPEL.BY
Регистрация
Email:   

Пароль:  
 





Праздничный экспорт женитьбы Терешки


Праздничный экспорт женитьбы Терешки
2815    30.12.2017
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Специально для LEPEL.BY


В Лепеле есть коллектив блюстителей народных обрядов. А в Глубоком есть ячейка Беларусской ассоциации журналистов. На первый взгляд связи между этими двумя коллективами нет. Однако накануне главного праздника года они встретились, чтобы вместе его отпраздновать. И не просто поглощением традиционных чарки да шкварки, а народным обычаем «Женитьба Терешки», который по ходу веков постепенно перерос в увлекательную игру для взрослых.


 В общем, глубокские журналисты попросили лепельских обрядцев поучить их женить Терешку.

 Кстати пришёлся и Новый год, ведь игру проводят на Коляды. Наших дважды просить не пришлось – они всегда рады распространять народные обычаи, тем более, что в «женитьбе» лепельцы имеют, можно сказать, всемирно известный опыт.

 И вот рог оповещает о прибытии наших в деревню Володьково.

 Показываю лёгких на ногу лепельских почитателей языческих обрядов.

 Вмиг собравшиеся сливаются в единый коллектив.

 По ходу я покажу географию участников. Они ведь не местные ротозеи. Жаждущие постичь таинство народных традиций специально прибыли на Глубоччину не только из соседних районов, но и из других государств и даже континентов. Вот лепельские заводилы Наталина и Василь, коих древний неизвестный режиссёр называет «батькам» и «маткой», представляют экзотического гостя Лепеля – минчанина Василя.

 Экзотичность жителя столицы заключается в том, что он носит фамилию Терешка. Официально она заканчивается на букву «о», но это недавние рулевые скопища народов исковеркали истинно беларусское звучание, когда массово лепельских носителей фамилии Дёмка превращали в русоподобных Демко, Пшонка в Пшенко, Плиговка в Плиговко и т.д. и т.п. Так что я буду называть нашего гостя правильно – Терешка. Кстати, он приезжал на обряд женитьбы самого себя в лепельскую деревню Терешки. Работает на киностудии «Беларусьфильм».

 Согласно правилам обряда, умудрённые опытом «батька» и «матка» выбирают «детям» наречённых. Впрочем, так действительно было в старину. Взрослый балбес не имел права выбрать себе суженую, а великовозрастная дочь – суженого. Этим важным делом заправляли родители. Даже когда обряд превратился в игру, часто случалось, что на «женитьбе» Терешки молодые люди соединялись навечно. Таких ещё достаточно живёт на Лепельщине. Ну, а теперь просто играют: сойдутся, потанцуют, порезвятся да и расходятся каждый в свою семейную ячейку.

 Процесс пошёл. «Батька» и «матка» с прибаутками шныряют между рядами мужиков и женщин, чтобы их соединить.

 Действуют наугад, на своё усмотрение. Но часто бывает, что в игре участвуют муж и жена, молодая влюблённая пара. Тогда они заблаговременно предупреждают «родителей», чтобы их «поженили». Но поначалу всё равно становятся по отдельности.

 Нравится тебе партнёр, не нравится, однако «родителей» нужно слушаться.

 А настоящий Терешка уже поджидает счастливцев с чаркой без шкварки, чтобы «замочить» важное событие.

 Затем «суженые» целуются. И уж хочешь того, или не хочешь, а свершить святое дело на виду у всех обязан.

 И уже помимо всех старых правил само собой родилось новое – после выпитой чарки невеста должна поцеловать настоящего Терешку.

 А тот цветёт и радуется. Я его понимаю. Сам бы не против оказаться на его месте.

 После поцелуя настоящего Терешки следует умопомрачительного темпа танец молодых и поочерёдно их с «родителями». Вот тут уж я никому не завидую, поскольку танцевать – самое нелюбимое для меня развлечение.

 Когда все переженились, начинаются игры с поцелуями, чтобы крепче слить любовный союз. Молодые садятся на скамейку и одновремённо поворачивают головы при остановке музыки.

 Если в одну сторону повернули – целуются, если в разные – процесс повторяется. Пока не доходит до поцелуя. Вот как хорошо это получается у американца из Питтсбурга и москвички.

 Понимаю возмущение пуританцев и прочих святош. Скажут: «Б… разводят». И со злорадным ликованием разрушу их надменность – это настоящие муж с женой. Купили на Глубоччине деревенскую хату, оборудовали под агроусадьбу и будут принимать туристов. Вопрос даже стоял: у Юли Буко в Володьково или у них женить Терешку? Всё же они решили, что вначале понаблюдают за процессом в качестве участников.

 А какой поцелуй аппетитный получается! Будто специально позируют. Но, хоть и с опозданием, уточняю: фотографирую методом папарацци. Исподтишка, значит.

 А вот здесь мой излюбленный метод провалился: обнаружили меня объекты, когда настоящий Терешка начал стимуляцию музыкантов.

 Но объекты на меня не осерчали. Поняли, что не для изобличения папараццирую их, а из чисто сердечного добродушия и благосклонности. Творцов веселья уважать нужно, подзадоривать, тогда и выкладываться станут на всю катушку.

 Всегда люблю играть в «Вишенку». Это когда губы невесты олицетворяют этот высокорастущий плод, а губы жениха с разгона и с подкидыванием помощников стараются дотянуться и впиться в алую вкуснятину.

 Особенно приятен результат, когда и «вишенка» с охотой стремится навстречу своему пожирателю.

 Ух, ты! Вот это иностранцы!

 Случаются, конечно, и неудачи. Тогда не только игроки, но и зрители расстраиваются.

 Кстати, о птицах. Я неправильно выразился. Здесь нет зрителей. Тут все участники игры. Или обслуга типа настоящего Терешки-подносителя. Или меня – папарацци-подпольщика. Хотя, таких джентльменов удачи здесь полно.

 Я вот долго охотился за сапогами «батьки». Десятки кадров нащёлкал. А как взялся выбирать – и не из чего. Плохой, значит, я ловкач. Вернее, совсем не ловкач: так и не смог надлежащим образом показать обувку главного нашего корефана – нова, нагуталинена, скрипуча…

 Сложное, скажу я вам, дело – ловить момент двух молний одновремённо, коими являются ноги «батьки». Это не неподвижная новогодняя ёлка, которая шелохнуться не решается, боясь нерезкости в кадре.

 А ещё нужно учесть подвижную хату, которая ходуном ходит от массовой пляски.

 Ну и «батька», ну и вездесущий бестия! Только что боты вместе с ногами разбрасывал по танцевальному майдану, и вдруг в мгновение в волынщика превратился, а через ещё два мгновения – в скрипача перевоплотился.

 Эх, «батьком» увлёкся, а суть очередной игры профукал. А может это и не столь важно? Всё равно она в догонялки для последующего целования. Конечно, мог и опустить очередной укол в редкие заблудшие души, но не получилось. Уж больно мила мне картинка. Вернее, действо на ней.

 Димка вон наш как радуется в окружении лепельки Наталины и глубочанки Татьяны, директора сегодняшнего мероприятия. Ещё бы! Сам бы был на седьмом небе от такого местоположения.

 - А где же твоё место, Блукач? – спросите. – Что-то его не видно. Неужто лишь между ногами у танцующих да губами у целующихся?

 Спешу заверить интересующуюся публику – оно в надёжных руках. Как и всех, меня женили. Но не на случайно подвернувшейся молодке, а на очень важной и приятной мне даме.

 Как видно, и она процессом довольна. Это сама хозяйка агроусадьбы «Родны кут» Юля Бука. Спасибо тебе, Юлька, за приют как творителей, так и потребителей «женитьбы Терешки».

 Но полночь ведь в природе. Танцы-шманцы никогда не кончатся, а перекусывали лишь по приезде в Володьково. Правильна команда: «За стол!» Но не спешите сразу хватать шкварку. Вначале пусть директриса женитьбы Таня Смоткина отблагодарит за усердие и науку «батьку» Василя Шкиндера и «матку» Наталину.

 Но не тут-то было. Шкварки успели остыть, пока «брачующиеся» на женитьбе Терешки высказали своё восхищение увиденным и прочувствованным. От имени четырёх браславцев Илья посокрушался, что пришлось ехать немалое расстояние потому, что на Браславщине не сохранилась традиция женить Терешку, назвал лепельцев счастливцами, что имеют её.

 Чего только не наслышался от оценщиков! И всё только хорошее. Никто ничто не покритиковал. Учительница-глубочанка призналась, что поначалу обряд приняла за детскую игру взрослых, но потом увлеклась и самой стало интересно. А москвичка сказала:

 - Мы будем скучать без вас…

 Лишь в четвёртом часу утра горнист протрубил отбой.

 Соснуть ведь малость надо перед дальней дорогой.




TIA: 30.12.2017 (22:24) — 3 недели назад

Одно и тоже... из года в год...


всегда АКТИВНЫЙ: 30.12.2017 (22:26) — 3 недели назад

б...о какоето


SeRJ: 30.12.2017 (23:02) — 3 недели назад

Одним словом :)



TIA: 30.12.2017 (23:02) — 3 недели назад

Серж - вот ни убавить-ни прибавить!.. ))


Лола: 30.12.2017 (23:06) — 3 недели назад

Вот интересно мне, после того, как выпили, поцеловались, уже и спать можно вместе? Это же какой-то разврат! при чём тут вольное слово?.


Дмитрий: 30.12.2017 (23:10) — 3 недели назад

Содом и гоморра!!!



SeRJ: 30.12.2017 (23:21) — 3 недели назад

И как сказал бы герой Высоцкого "БА ! ЗНАКОМЫЕ ВСЁ ЛИЦА"



Мимоза: 30.12.2017 (23:34) — 3 недели назад

В этом году нет целующегося Блукача. В прошлые был. Взвсос.


Лола: 30.12.2017 (23:42) — 3 недели назад

МИМОЗА, Он просто постеснялся тебя, поэтому не сфоткался.


Мартин: 30.12.2017 (23:42) — 3 недели назад

Блукач, -- это критиканты завидуют, т.к. терешкующиеся не пригласили их ни разу. Было бы полезно повторить процедуру с привлечением широких слоёв трудящихся и подробным разъяснением необходимости сберегать и продолжать народные традиции; к тому же и каляды ещё не начались.


Мимоза: 30.12.2017 (23:44) — 3 недели назад

Да он наверняка поцаловался с женщинкой в розовых чулочках, ой, в розовом платочке, да фотку не стал выкладывать.


Лола: 30.12.2017 (23:47) — 3 недели назад

ТАК ТОЖ ЗА КАДРОМ, А ЭТО НЕ СЧИТАЕТСЯ.


Мимоза: 30.12.2017 (23:49) — 3 недели назад

Мартин, смешное слово - "терешковаться". Тут все перетерешковались.


Мартин: 30.12.2017 (23:50) — 3 недели назад

Что-то я не разобрался: где же американец с женой целуется ?


Никола: 31.12.2017 (08:26) — 3 недели назад

https://ru.wikipedia.org/



Никола: 31.12.2017 (08:34) — 3 недели назад

Обрядовая игра "Женитьба Терешки" (Лепельский район Витебской области) занесенна в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.


https://www.google.by/l




Блукач ВАЛАЦУЖНЫ: 31.12.2017 (12:45) — 3 недели назад

Радыё "Рацыя" са святочнага экспарту жаніцьбы Цярэшкі:


https://www.racyja.com/kultura/na-glybochchyne-iznou-zhanili-tsyareshku/






Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий



 




Copyright © 2007 - 2018 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля