LEPEL.BY
Регистрация
Email:   

Пароль:  
 





Замороженная панорама несостоявшегося завода


Замороженная панорама несостоявшегося завода
2556    05.02.2018
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY


Вспоминая работу на Лепельском опытно-экспериментальном заводе шестерён, в памяти нарисовались вереницы мощных самосвалов, которые с середины 80-х годов нескончаемым потоком разбивали Оршанское шоссе от автотрассы Минск-Витебск до Борисовского тракта. Они возили гравий для подсыпки территории, на которую должен был переселиться Минский завод шестерён.


 На металлообрабатывающем предприятии предполагалось задействовать 5000 работников. Его индустриальная зона заняла бы извечный пустырь в треугольнике мелиорация – молокозавод – Забоенье. Нулевой цикл закладывался несколько лет. Остановил стройку развал Советского Союза.

 Лет 10 назад я бывал в тех местах. Однако дело было летом, и надлежащим образом обследовать индустриальную зону несостоявшегося завода не позволяла излишняя зелень и болотины. К тому же давно то было. Вот и будет в самый раз доделать недоделанное в эту студёную зимнюю пору.

 Пожалуй, начну с Борисовского большака, связывающего Лепель с Минском до появления в 1930-х годах Минского шоссе.

 День значительно увеличился: 8-45 утра, а уже видно. Вот за этим прудом перед Забоенской горой и сверну налево.

 Снег вчерашний, необледеневший, взбираться на косогор будет нетрудно.

 Сразу обращают на себя внимание искусственные горки в кустах. Кому нужно было возить туда землю?

 Такой вопрос возникнет у оказавшегося тут большинства лепельцев. А ответ прост: как раз по обочине дороги Лепель – Забоенье должен был протянуться забор большого предприятия. И если напротив лесхоза подсыпку успели разровнять, то в этом месте она сохранилась в первозданном состоянии.

 В нескольких десятках метров от асфальта заложили два десятка фундаментных опор под один из производственных корпусов.

 А здесь предусматривался ещё более мощный цех.

 Опорные тумбы будут лучше смотреться с искусственной горы, на которую следует взобраться.

 М-да! Близок загадочный объект от наших жилищ и частых маршрутов, а мы даже не подозреваем о его существовании.

 Но, пошли дальше. Возможно даже, что следующие горы не привозные, а сформированы из вынутой из котлованов земли.

 Площадку под завод шестерён поначалу спланировали, срезав кусты. А они снова вымахали и превратили культурный слой почвы в рекультивированные заросли.

 Скоро здесь зашумит грибной бор.

 Словно железнодорожную насыпь формировали. А может, здесь действительно планировали подъездную дорогу.

 Жители 90-х годов помнят, как на лысой Забоенской горе, в нескольких сотнях метров от дороги на Забоенье, долгие годы пупом торчал огромный недостроенный корпус промышленного характера. Но мало кто знает, что его предназначение было стать совсем не цехом металлообрабатывающего предприятия, а конторой строительного треста, который возводил завод. Со временем недострой всё же разобрали на стройматериалы. Место под ним еле выделяется на окружающей местности.

 Сохранилось лишь кирпичное основание чего-то незначительного.

 Зима. Снег. Мороз. Не лучшее время для путешествия. Но лучшая пора для осмотра. Весной и осенью сюда не пустят глина и болото. Летом все объекты скроет листва, на пути глухой стеной встанут гигантские ствольные растения и крапива в человеческий рост. А сейчас заледеневший грунт и голые ветви практически без препятствий пропускают как ноги, так и взор.

 Ну, если только кусты чуток поиздеваются над непонятным путником. Однако летом сюда даже не пролез бы.

 И тишина… Лишь голодные звери безрезультатно рыщут в этом белом безмолвии.

 Конечно, заезд на завод шестерён с Минского шоссе был бы непременно по кратчайшему пути. Начинался бы, не доезжая пересечения под острым углом Оршанки с автотрассой М3. Ответвлялась бы новая дорога от шоссе примерно за километр от Великого Поля. Попробуем проследовать и туда.

 Но прежде нужно основательно отдохнуть – путь проделан немалый.

 А шоссе - рядом, шумит-гремит тысячами моторов.

 Думал, дойду в город автодорогой, но опасно – ума могут лишить бешеные встречные фуры.

 Уж лучше сверну на первом съезде в Лепель, как раз напротив Великого Поля.

 Это новый микрорайон Юг. Интересно то, что его не существовало бы, если б построился завод. А так, чтобы место не было пусто, организовали его застройку частным сектором. Одна из улиц пролегла параллельно Минскому шоссе в сотне метров от него.

 Постой-постой! Улица в микрорайоне Юг ведь называется Минской. Дом №44.

 А я живу в микрорайоне Сельхозтехника на улице Минской в доме №10. Это значит, навигатор приводит искателей меня сначала на новую улицу, скромно замалчивая старую. Какой же мудак придумал одинаковое название двум улицам, даже не связанным друг с дружкой хотя бы грязной тропкой?

 Сколько ещё бестолковщины в нашей жизни! Вот ещё одна, так сказать, попутная безмозглость. На улице Минской, той, на которой я не живу, нет – той, что в микрорайоне Юг (видите, какая несуразица получается), среди крутых совремённых коттеджей бельмом выделяется суперособняк.

 Ежедневно тысячи транзитников недоумённо пожимают плечами, проносясь по Минскому шоссе: какая баба Яга тут поселилась? А ведь почти никто уже не помнит, что эта дача возникла ещё тогда, когда и в помине не было проектов Юга и даже завода шестерён. Какой-то мужик выбил разрешение на строительство здесь халупы и весь стройматериал понавозил на велосипеде. Развернул строительную площадку в окружении диких кустов и болот. Строился так долго, что его опередило всё нынешнее население микрорайона. И, видимо, новоселья эта трущоба не дождётся никогда. Так почему тогда не стереть её с лица земли, чтобы не позорила город? Нельзя, поскольку стоит по закону? Тогда выплатить владельцу её стоимость, а появившуюся брешь в бюджете залатать купюрами того, кто дал добро на строительство этого улья.

 Фейковая улица Минская привела в мелиорацию, пересекла Оршанское шоссе и продолжилась уже улицей Зедёной. Почему было не назвать новую городскую артерию таковой? И тогда посыльные интернет-магазинов не рыскали бы по Югу в поисках меня и моих соседей, живущих в Сельхозтехнике.

 Но не спешите разбегаться по тёплым квартирам. Ещё поведу вас на несостоявшуюся заводскую территорию по забоенскую сторону Оршанского шоссе.

 Зря всё же повёл вас по Оршанке. Вдоль неё нет тротуаров, и вы не успеете шугаться от встречного смертельного транспорта.

 Напротив производственной базы лесхоза от Оршанского шоссе отходит последняя улица Юга. Нам – по ней.

 Здесь Оршанку сопровождает глубокая придорожная канава. Но не спешите приписывать её устройство дорожникам. Канаву проложили строители завода шестерён. А как они уехали, так она и зарастать стала.

 Собственно говоря, это не улица, а заулок Южный.

 Его жителям повезло. По другую сторону застроенной стороны растёт саморекультивирующийся лес.

 И никто его не вырежет под застройку, поскольку продолжение Юга аж до Забоенья прекращено распоряжением президента, запрещающего застраивать сельхозугодья. Правда, непонятно, где здесь президент увидел сельхозугодья, но всё равно это к лучшему.

 Иду и высматриваю растворный узел, который питал бетоном лепельскую стройку века, а после стал собственностью, кажется, малого предприятия «Строитель». А узла то и нету. Несколько лет назад стоял же вот на этом месте.

 Видимо, разобрали за ненадобностью. А вот свалка осталась. Живучая, сволочь.

 И мегакорпус непонятного предназначения продолжает жить-поживать.

 В нём даже что-то производилось. О том свидетельствует электроящик на металлической опоре.

 Даже туалетный блок поставили. А может, это был кабинет начальника цеха.

 Строители завода ввиду какой-то нужды выкопали три глубоких пруда. В одном из них тогда же утонул купающийся младшеклассник.

 А канав накопали видимо-невидимо.

 Они до сих пор работают. Вот действующий трубоперезд под старой самосвальной дорогой.

 А искусственных холмов не счесть. Это самосвалы успели завезти гравий накануне развала СССР, а пока бульдозер мешкал, Советский Союз и крякнул. Скоро здесь будет красивый холмистый лес.

 А эти холмики уже не гравийные, а говняные. Хозяин разработанного огорода вывез навоз на пашню.

 Ох, и затопался я по сугробам да чащобам! Намёрзся – на улице минус 10. Надо бы чайхану соорудить…

 Из интересного ещё нашёл дорогу. Хорошая, насыпная. В общем, капитальная, хоть и заброшенная. Направление имеет перпендикулярное к Минскому шоссе. Вот где должен был проходить заезд на Лепельский завод шестерён, а не там, где я его вначале «прокладывал».

 Назад возвращался не по Минскому и не по Оршанскому шоссе, а параллельной им улицей Пржевальского микрорайона Юг, чтобы меня не зарезали проклятые мной фуры.

 В конце улица завернула под прямым углом и упёрлась в Оршанское шоссе напротив конторы мелиоративного предприятия. Как и параллельная её фейковая улица Минская.

 Так хорошо или плохо, что Лепельский завод шестерён не состоялся? Это как посмотреть. Во время его строительства я радовался, что, наконец, Лепель получит статус города областного подчинения и станет обеспечиваться мясопродуктами на уровне Полоцка и Новолукомля. А теперь в сельмаге Черноручья колбас предлагается больше, чем тогда во всех вместе взятых гастрономах и универсамах Минска. Лично я в этом плане ничего не потерял.

 Вторая оценка. Лепельский завод шестёрён только закладывали, а контору построили в первую очередь, и в ней разместилось управление действующего тогда Лепельского опытно-экспериментального завода шестерён. И этот завод крякнул. А контора осталась. В ней разместилась моя амбулатория врача общей практики. Перед тем, как поселиться туда, она примерялась к конторам «Сельхозтехники» и ремзавода. Не построили бы заводоуправление нового предприятия, мой врач был бы у меня под боком. А так нужно добираться за здоровьем 2,7 километра. Лично я в этом плане много потерял. Так что мне проект несостоявшегося завода шестерён лишь насолил.

 Третья оценка. Жители Юга должны радоваться остановке строительства завода - вон какие коттеджи отгрохали на его месте. Останься он - неизвестно, где они бы сейчас находились. 

 Каждому своё.




Мартин: 05.02.2018 (23:29) — 2 недели назад

Блукач, не видны ли там следы пребывания ондатры, зайца, лисы? Есть ли рыба в водоёмах?


Шуш: 06.02.2018 (09:20) — 2 недели назад










Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий



 




Copyright © 2007 - 2018 — Леонид Огурцов

LEPEL.BY - Карта Лепеля