16 июля 2015 в 16:48 — 4 года назад

Чёрная коса.

Дополнение “Памятники борцам за Свободу.”

Августовским днем 1943 года рыбачили мы с другом на реке Уле. Рыба клевала плохо. Стоять на одном месте не было смысла, и мы стали спускаться вниз по реке. Последнюю остановку сделали у Баневского моста. Тут, как везде, рыба гуляла, грея бока под лучами летнего солнца, но на приманку не шла.

«Хватит, — сказал Петя, — пошли домой». Тут же смотали удочки и поднялись по высокому берегу реки наверх. Вокруг ни души, только со стороны Лепеля по Минской дороге шла крытая машина. «С чего бы это?» – подумали мы, и, на всякий случай, прилегли на землю. Машина пересекла дорогу Лепель – Орша и остановилась в двухстах метрах от перекрестка. Вышли оттуда четыре человека. Хотя и далековато, но видно неплохо (леса тогда не было). Люди один за другим вошли в кустарник, справа от дороги. Дальнейших событий долго ждать не пришлось. С той стороны послышались выстрелы. В скором времени к машине подошло вместо четырёх только два человека. Автомобиль развернулся, и, набирая скорость, пошёл в обратную сторону, скрывшись от нас только за железобетонным мостом

«Ну что, Янка, может, посмотрим, что там произошло», — обратился ко мне Петя. Не ожидая ответа, поднялся, и мы молча пошли туда. Идем медленно, оглядываемся по сторонам. Вот и Синее болото осталось справа от нас, впереди дорога на Полоцк. Взошли на шоссе, повернули влево, в сторону Баневского моста. Идти боязно, но мы все равно идем вперед. Наконец увидели разворотные следы автомобиля, натоптанную тропу в кусты. О том, что страшно, я молчу, иду следом за Петей. Кусты кончились быстро, и взору открылась полянка с продолговатой ямой параллельно дороге. Ни слова не говоря друг мой шагнул к яме, я за ним. Встали на доску и смотрим вниз и вокруг. За ямой – куча желтого песка, уже наполовину выбранная. Повсюду валяются гильзы, притоптанные сапогами. В яме две кучки свежего песка. Безусловно, под ними те, которые не вернулись к машине. Не утруждая себя работой, палачи оставили не присыпанной черную косу. Жуткая оторопь охватила нас. Обменявшись взглядами, без оглядки, гонимые страхом, мы выскочили на дорогу. За короткое время пробежали все расстояние от расстрельной ямы до удочек. Взяли их и еще долго шли в каком-то трансе. Отдышавшись, Петя первым делом сказал мне в форме приказа: «Обо всем виденном молчать и забыть». Пройдя немного, снова заговорил, но уже о том, что ему жалко убитых людей. «И мне жалко», — подтвердил я . Мы шли и думали примерно следующее: Наверное, молоды. И родители еще живы. Никто не пожалел их молодости, ни тот, кто посылал на задание, ни Тесленок – следователь РОНА. «Ни один человек не вышел живым от этого гада», — говорили в городе и в районе. Несмотря ни на что, родители, конечно, ждут их , и еще долго будут ждать, надеясь на авось. «Они же ничего не знают об их кончине, — сказал Петя. И продолжил, — Свидетелями трагедии были только Бог, да мы с тобой, Янка».