Праздник в Черцах: заряд бодрости или коллективная попойка?


23. 07. 2012
Просмотров: 2 420
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). 2012 год. ЛЕПЕЛЬ. Спецыяльна для LEPEL.BY.

Неделю тому назад в разделе «Отклик» я инициировал тему «Свята вёскі». Вступившие в обсуждение диаметрально разделились. Рассуждения были от «гэта імпрэза мае велізарнае значэнне для жыхароў вёскі» да «это массовая попойка, там конкурс - чья хата больше жюри споит». Так всё же праздник деревни - это заряд бодрости или же массовая пьянка.

Лучше всего самим услышать ответ от сельчан. В Черцы! Там 22 июля проводится праздник деревни.

Место для праздника выбрано самое бойкое - двор магазина. На забор вывесили фотостенд под названием «Вёска мая - мая калыска, жыццё маё, прытулак мой». Фотографии - от чёрно-белых советских до цветных современных. На них - жители деревни в разные эпохи.




- Даже фотографию давнего председателя колхоза “Новый путь” Медведева отыскали, - удивляется председатель Лепельского сельсовета Адам Ташликович.
Праздник начинает его организатор - заведующая сельским клубом и библиотекарь Зина Семенько.




Сначала людей мало. Однако первая песня уроженки Черцев Вали Куртовой, усиленная динамиками, притянула сельчан даже из отдаленных домов.




Вот по улице приближается толпа. Удивительно - это всё одна семья Агафоновых. К матери прибыли пятеро детей с женой и мужьями, 11 внуков и два правнука.

Выступление Зины Семенько чередуется с песнями артистов районного организационно-методического центра, сельских домов культуры Горок и Старого Лядно, исполняемых в честь названых сельчан. Зина называет ветеранов труда и семейной жизни, хороших хозяев, новоселов. Даже дачников и бобылей не забывает вспомнить добрым словом.

Известное дело, называются имена знаменитых черчан: писателей Владимира и Веры Михно, краеведа Валерия Тухто, ведущего ОНТ Андруся Такинданга. Помните негра, который учит телезрителей белорусскому языку в передаче «С добрым утром, Беларусь». Он - черчанин.

С приходом Агафоновых праздник оживился. Всей большой семьёй они бросились в танцы, увлекая за собой других сельчан.




Кажется, самое время начать опрос людей: что для них значит праздник деревни, стоит проводить такие мероприятия, или они никому не нужны. С кого начнём? Ну, хотя бы вон с той веселой бабушки-зрительницы.




- Отличное мероприятие для черчан, - говорит Евгения Сильванович. - Дело в том, что в Черцах жители как-то разъединены, каждый живёт сам по себе. А праздник всех объединил, каждого наделил дополнительной порцией адреналина.

А теперь пусть выскажется солидный мужчина-танцор.




- У меня жена из рода Агафоновых, - начал с пояснения Леонид Акуленко. - Живу в Республике Коми, город Ухта. Приехал специально на праздник деревни. И на Купалу приезжал. В общем, ни одного белорусского праздника не пропускаю. А этот считаю праздником всех праздников. Посмотрите, какое у людей настроение. На свадьбе не всегда такое бывает.

- И нас сфотографируй! - тащат меня за рукав Зинаида Ставицкая и Геннадий Ермилов.




К микрофону подходит лепельчанка, уроженка Черцев Валя Барановская.

- Праздник удался, - делает заключение Валя. - Много сил вложила в него Зина Семенько. Никто не остался равнодушным к всеобщему веселью. Посмотрите, продавцы вышли на крыльцо, внимательно смотрят. Они сегодня отдыхают - не до покупок людям.

А веселье разгорается. Уже образуется вокальный дуэт - к артистке присоединяется сельчанка. Чудесно получается.




- Праздник закрывается, - наконец объявляет Зина Семенько. - Прошу всех к сладкому столу.

Однако никто к столу не подходит. Все танцуют, смотрят, веселятся. Тогда Зина разрезает торт и раздаёт каждому по маленькому кусочку.



Перепадает и мне угощенья.

Уже только музыка играет. А люди не расходятся. Танцуют и стар и млад. Наконец не выдерживают артисты, снова берут в руки микрофон и начинают петь. Это уже не их долг, а состояние души, сотворённое праздником.

Я уехал, а над Черцами по-прежнему витали танцевальные мелодии.

Так всё же пили или нет на празднике? Пили. Агафоновы дома отмечали крестины. И на праздник принесли по бутылке шампанского, водки, пива и минералки. Поставили всё на край проезжей части улицы и по мере необходимости подходили и выпивали. Никто их не осудил. Они себя осудили, добровольно лишившись застолья, принеся его в жертву празднику. И, надо отдать им должное, благодаря им, он получился вдвое веселее.

Так нужно или нет проводить праздники деревень. Сами сельчане и те, кто видел их во время веселья, однозначно скажут: не просто нужно, а необходимо. Те, кто не вкусил деревенской жизни, не связан с деревней, равнодушно скажет: ерунда всё это, пьянка. К счастью, последние в меньшинстве.











23 июля 2012 в 19:28 — 8 лет назад

Бывал я на подобных праздниках в Молдавских сёлах, там это называется " Храм", в честь освещения сельской церкви и соответственно рождения села.


Там это действительно всенародный праздник к которому готовятся все жители и гуляют с размахом...


Если даже житель села работает в другом раёне ему на работе обязаны дать отгул, а в самом селе в этот день официальный выходной.


И вино (виноградное) льётся рекой, и столы ломятся от еды и люди стараются превзойти по широте праздника соседние сёла...


Существует эта традиция очень давно, даже при коммуняках никуда не делась...








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ