Город мастеров в Полсвиже, или Культурный прорыв частника


14. 08. 2012
Просмотров: 3 082
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Художественно-ремесленный фест «Полсвиж» проводится в деревне Великий Полсвиж на агроусадьбе «Полсвиж» у озера Полсвиж. Столько одинаковых слов в названии праздника и месте его проведения, несомненно, потянули на участие в мероприятии.

Была и другая причина, которая подтолкнула в «Полсвиж». На прошлогоднем фестивале художники Иван Будич и Игорь Будревич видели Цмока, после чего Иван вырезал страшилище из фанеры. Вдруг и мне повезёт.

Действительно, повезло! Первое, что бросилось в глаза на просторном дворе агроусадьбы - грандиозная работа по дереву Будревича, на которой Цмок спускается с небес на берег Лепельского озера, где его ожидает маленький наследник.




На заборе развесили свои картины лепельские художники Павел Жерносек, Володя Пшонко, Лёня Мастинский, Елена Безега. Одна минчанка пристала к Лёне с просьбой продать ей работу «Боровики». Как ни уговаривала, как ни накручивала цену, художник не поддался - для себя писал.




Много внимания привлекли к своим работам резчики по дереву Будич, Будревич, Денис Демко. У последнего одной гостье приглянулась резьба с изображением улицы старинного городка, хотела купить, однако резчик показал выгравированную надпись на обратной стороне: «Любимой бабушке…» Зато его деревянные расхлябанные башмаки пошли нарасхват за 30 и 40 тысяч.

Настоящий гончар колесо крутит, и глиняный горшок растёт, будто на дрожжах! Как в городе мастеров на Славянке.





Это хозяин агроусадьбы «Акарина» Сергей Щерба с Поставщины демонстрирует свое мастерство. А ещё он продаёт пользующиеся спросом глиняные свистящие музыкальные инструменты: акарины, акаринки, веснянки, поясные дудки. Рядом расположился с различными поделками методист-мастер Глубокского Дома ремёсел Виктор Дудкевич. Во откуда приехали мастера!

Разумеется, не остались в стороне от феста и лепельчане. Всех не пересчитать - все виды народного мастерства представлены. Вот Роза Смирнова предлагает плетёнки из лозы, говорит: «Прибавку к пенсии на мороженое всегда заработаю». Хозяйка агроусадьбы «Беседа» Антонина Шуневич из Пунища собственной выгонки мёд рекламирует: «От всех болезней помогает. Ауроапитерапия (лечение контактом с пчёлами) омолаживает организм, приводит в порядок нервную систему».

Рядом разместили свои работы мастерицы Оля Гончар, Галя Журавлёва, Нина Банникова.





А Будич, Будревич и Демко взялись из елового бревна вырезать языческого бога-громовержца Перуна.




Всякой-всячины насмотрелся. Перекусить бы. И за этим дело не стало - по периметру двора кипело, дымилось, пеклось, заваривалось.

Дождался, когда начнут раздавать перловку с курятиной. Подошёл к очагу. Ба, знакомые всё лица! Володя Крицкий кашу готовит. Накладывает её в капустный лист, обструганную треску вместо ложки втыкает. Экзотика! Только теперь узнаю, что перловая крупа может быть такой вкусной. Добавки прошу.




Наелся до отвала, а тут наткнулся на очередь за дымящимися на сковороде драниками. Ну как тут пройдёшь мимо? Стал последним. С аппетитом уплёл два блина за пять тысяч. Только запил чаем на полевых цветах за тысячу, как увидел настоящие жернова, на которых мальчик пшеницу размалывает, а из полученной муки Александра Пшонко блины печёт. Всего два рубля за один просит. Но они в дефиците - печёт блинопекарь лепёшки с фабричной муки. а на экзотические нету времени тесто приготовить. За дело берётся Василь Матырко. Естественно, первых два блина съедает сам. Мне достаётся третий. Вкус невероятный! Тут же заказываю ещё один.




Перед шашлычной полевой кухней за ухом почесал - 18000 удовольствие стоит. Не поспел порассуждать, стоит ли пробовать, как мужик с подносом подходит, водку и шашлык на закуску предлагает, и деньги платить не нужно.

У детей своя забава - лихие качели.

Заплакали, зазвенели, мелодично заскрипели на всю округу дуда хозяина, скрипка Оли Зарецкой, баян Наташи Малявко и бубен кашевара Крицкого. Толпа забесновалась в экстазе белорусских стародавних танцев «Кракавяк», «Падыспань», «Рэчанька», «Бабыль»… Наиболее отважные пустились в пляску «Таўкачыкі».





С пасмурного неба посыпался мелкий дождь. Некоторые поспешили укатить на машинах. Но большинство, которому не страшен ни вал девятых, ни холод вечной мерзлоты, пуще прежнего закрутилась в вихре танца. А тут прибыл столичный гурт исполнителей стародавних песен и музыки «Тутэйшыя». С новой силой воспрянула полсвижская вакханалия, в хорошем смысле этого слова.





Резчики завершили черновое исполнение Перуна и скопом поставили его на попа. После окончательной доработки громовержец будет водружён вблизи Перуновой горы - возле камня-следовика.




На вечер объявили угощение для самых стойких участников фестиваля. Но я оказался не из самых-самых - уехал c убеждением в том, что Василь Шкиндер осуществил прорыв в блокаде культурной жизни Лепельщины частными структурами. Оказывается, организация массового культурного мероприятия под силу и частнику, а не только отделу культуры райисполкома.










TIA
14 авг 2012 в 20:22 — 8 лет назад

Очень здОрово - спасибо.


Но хотелось бы не просто читать новости счастливых участников об уже случившимся, а видеть анонс таких мероприятий. Может, тогда участников и зрителей было бы больше. Или это проводится только для тесного круга?



14 авг 2012 в 20:24 — 8 лет назад

Было, но забыли http://lepel.by/news_453.html Улыбаюсь



TIA
14 авг 2012 в 20:39 — 8 лет назад

Точно! Но давновато - действительно забыли...



14 авг 2012 в 21:46 — 8 лет назад

"С новой силой воспряла полсвижская вакханалия..." вы хоть думаете, чем хвалитесь? Вакханалия это праздник в честь бога виноделия Вакха, общая пьянка, которая сопровождалась сексуальными оргиями с участвием вакханок - жриц этого самого Вакха. Плюс идол Перуна. Вся мерзота в сборе.



TIA
14 авг 2012 в 21:57 — 8 лет назад

И не "мерзость" совсем, а древняя история.








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ