«Дзяды» всех поколений посетили лицей


04. 11. 2012
Просмотров: 2 872
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

«Дзяды» - национальный белорусский обряд, поскольку проводится исключительно в Беларуси и в приграничных районах Украины России, Литвы и Польши, которые раньше входили в состав Великого княжества Литовского. Обряд считается семейным, однако с 1988 года белорусские патриоты в день осенних Дедов проводят массовые митинги и шествия к местам расстрела и захоронения жертв сталинских репрессий. В этом году и в Лепеле Дмитриевские деды приобрели массовость.

 

 У каждого свои представления о поминании предков. Одним обряд вовсе по барабану. Я, например, сходил на камень-следовик помянуть всех усопших родных, а так же на могилу своего бывшего шефа Василя Хованского, который выковал из меня журналиста.

      

 А вот профлицей стал единственным, насколько знаю, учреждением, где усопших помянули массово. И заслуга в том преподавателя белорусского языка и литературы Светланы Волковой.

      

 Она не только организовала мероприятие, отыскала народные костюмы для участников, но и сама написала сценарий обряда.

     

 Чего же Светлана Михайловна хотела достичь столь неординарной деятельностью? Ответ на этот вопрос она сама дала в сценарии: пробудить интерес к белорусским обрядам и традициям, сформировать чувство гражданственности и ответственности за свою Родину, воспитать настоящих граждан своей страны. Удалось ли это? Судите сами.

 - На протяжении многих лет этот праздник официально не отмечался, - утверждают ведущие. - И жили мы как Иваны Безродные. И часто зарастали тропы к могилам родных людей, поскольку в жизненных заботах люди стали забывать своих предков, свои обязанности перед ними. А так не должно быть. Иначе остывает память - и остывает сердце. Человек становится безразличным не только к умершим предкам, но даже и к самому себе, становится жестоким, нехорошим и к матери-природе. Но человек - частица природы, и об этом должен помнить.

      

 - «Дзяды» - пережиток культа предков у славян. Люди верили, что душа человека после смерти прежде, чем отправиться в рай или ад, долго блуждает по миру и требует яства и пития. Поэтому устраивались поминальные столы (тризны). На траурный стол ставились кутья, клецки, блины, водка. Покойников звали так: «Святыя Дзяды! Клічам вас, хадзіце да нас!».

 - У белорусов существовала традиция отмечать  «Змiтраускiя Дзяды» в конце октября у православных и 2 ноября у католиков.

 Ведущие подробно описали, как белорусы готовились к Дедам. Сколько и какие блюда ставили на стол. От каждого понемножку откладывали отдельно пришельцам с того света. И это сущая правда. Так на самом деле было в моем детстве. Я с печи старался подсмотреть, как сядут за стол Деды, но всегда засыпал и пропускал этот важный момент.

 - Деды наши почтенные, явитесь на «Асяніцы», - вопрошал к покойникам хозяин. - Мы в горницах убрались, полотенца белые поминальные повесили. Ждем вас. Зла не держите, что были беспамятными мы: бывало, забывали вас, не призывали на ужин, могилки не берегли. Уходит черное время оцепенения, возвращаемся к истинам вековечным. Так помогите, мудрые деды, дойти нам до мудрых источников, чтобы дети не заплутали потом.

  

 Надо же! Даже видных государственных деятелей и писателей вспомнили: князя Рагвалода, княгиню Рагнеду, Всеслава Чародея и Ефросинью Полоцкую, Кирилла Туровского, Франциска Скорину, Сымона Будного, Миколу Гусовского, Кастуся Калиновского, Янку Купалу, Якуба Колоса, Максима Богдановича, Ивана Шамякина. Особенная почесть оказана народному писателю, государственному деятелю, Лауреату Ленинской премии, участнику Великой Отечественной войны Василю Быкову.

     

 И уже совсем неожиданно и поучительно для других помянули умерших работников профлицея: директоров Станислава Кухарчика, Леонида Закревского, завуча Николая Герасименко, преподавателей Николая Занько, Галину Мавричеву, Дмитрия Гридасова, Антонину Лепо, Аркадия Кудако, Галину Гончар, главного бухгалтера Галину Мисник, завскладом Надежду Жданович, мастера Валентина Климченко…

 Известное дело, не забыли родных и близких присутствующих, неизвестных жертв сталинских репрессий и ненужных войн. Словом, всех умерших и убиенных почтили минутой молчания.

     

 А как же обрядный стол? Был и он.

 - Деды наши святые, родители, идите к нам ужинать. Ждем вас, как и тысячи, и сотни лет назад ожидали. Приходите на беседу тихую, исповедальную все, кто на этой земле когда-то жил: и старые, и младенцы, и матери, и сестры, и братья, и отцы, и люди чужие, незнакомые. Поговорим мы с вами, Деды, как испокон веков в краю нашем. Верим, как когда-то верили вы: человек не исчезает навсегда.

       

 - Для вас мы открыли двери, окна, для вас стол накрыли надлежащим образом. Зажжем свечку в зернах ржи, как в давние времена. Иначе нам не жить, если не помнить вас, деды. Ждем вас!

       

 Сами учащиеся сварили картошку, приготовили клецки, другие яства. Все было всамделишнее, свежее, вкусное. Вот только с водкой Дедов надули - воды в стакан налили.

        

 А другим учреждениям, организациям, предприятиям последовать примеру профлицея слабо?

 






НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ




04 ноя 2012 в 23:44 — 8 лет назад

вот сколько не читаю материалы данного автора, все удивляюсь: откуда такой грубый стиль?



05 ноя 2012 в 08:38 — 8 лет назад

Очень даже приличный стиль (под его оборот речи подделываюсь). По-простому. Сленговые словечки всегда кстати. Такое ощущение, что не читаешь, а разговариваешь с рядом стоящим человеком. Совсем не газетным официозом пишет Валацуга. Честь и хвала ему за это. Читается легко, весело, просто. Даже из, казалось бы, неинтересной темы может сделать чуть ли не сенсацию. Убери из "Дедов" выражения по барабану, надувательство Дедов с водкой, слабо другим так сделать, и материал перестанет быть интересным.



05 ноя 2012 в 18:44 — 8 лет назад

не знаю. мне не хватает уважения к читателю, нагло как-то что ли.



23 ноя 2014 в 16:56 — 6 лет назад

Нашёл в архиве репортаж В. Шушкевича про чествование "Дзядоу" в профлицеи г. Лепеля. 2012г. Как хорошо был организован вечер учащимися профучилища под руководством учительницы белорусского языка и литературы Светланы Волковой. Как всё продумано было и осуществлено в течение вечера. Душа радуется, что есть ещё люди, которые сумели воскресить филипповские "Дзяды" в полным соответствии с ритуалом тех далёких времён. Жаль только, что этот народный обычай не вошёл в ряд постоянных обрядов на Лепельщине. Мова,обряды,традиции являются главными источниками патриотизма! Дед всевед.







Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ