Дом быта приказал долго жить. Центр бытовых услуг на грани того


0000-00-00
Просмотров: 3 232
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Большинство предприятий выкарабкались из повального кризиса 90-х. Комбинат бытового обслуживания попал в число меньшинства, которое так и не смогло стать на ноги. Во второй половине 2000-х он, если говорить просто и понятно, на ладан дышал. Будь его многочисленные директора хоть семи пядей во лбу, все равно ничего бы не сделали. Но выход нашли.

 

 В 2008 году, видя очевидный развал службы быта, районная власть принимает решение навесить лежащее на лопатках предприятие на боровских коммунальщиков. Почему не на лепельских, спросите? А потому, что слабее они в финансовом отношении.

 Известное дело, руководство КУПП «Боровка» это не обрадовало. Однако за дело взялось добросовестно. Не буду перечислять вложенные средства на замену изношенного оборудования, ремонт производственных помещений. Они огромные. Но дело пошло. Производительность труда выросла. Потерянные Домом быта заказчики вновь возвратились уже в Центр бытовых услуг. Чем их притянули? Улучшением качества старых и открытием новых видов услуг. Пополнение проката детскими товарами, спортивным инвентарем, бытовой техникой, электроинструментом позволило увеличить объем услуг на 200%. Заменили в прачечных изношенное оборудование на новое, установили каток, сушилку, и объем услуг вырос на 300%. Уже сельчане не стирают дома громоздкое постельное белье, а несут в прачечную самообслуживания, не едут в город стричься или делать прическу, а ожидают приезда на КПП парикмахера. В ЦБУ нерентабельно открывать химчистку, вновь налаживать ремонт обуви, бытовой техники, проявку фотопленок, печатание фотоснимков, поэтому заказы принимают, а исполняют их по договоренности лепельские частники или витебские бытовики. В районе 10 КПП выполняют или же принимают заказы на бытовые услуги. Жителям более 100 деревень удобней добраться до ближайшего КПП, чем приезжать в город. И объем услуг растет. Скажем, пожелали жители Пышно, чтобы к ним периодически приезжал парикмахер - организовали. Уже в деревню можно заказать городскую погребальную команду, купить гроб в службе быта, заказать медальон на памятник.

 Центр бытового обслуживания начал твердо становиться на ноги. Его здание полнится клиентами как своими, так и чужими - лишние производственные площади сдали в аренду, доход приносят.

 Глядя на лепельский опыт, начали то же делать и в других сельских районах (служба быта убыточна всюду, кроме крупных городов - Орши, Полоцка, Витебска, Новополоцка), но бездумно. Скажем, в Городке городская коммунальная служба не потянула бытовку. Может этим руководствовалось областное начальство, принимая решение отделить службы быта от ЖКХ. Словом, надумали вернуть районные комбинаты бытового обслуживания на стезю своя, т.е. возвратить им самостоятельность. Но нужна ли такая независимость самим бытовикам и их клиентам? А давайте это у них и узнаем. Сразу, как клиент, заявляю: не хочу назад в СССР на обшарпанные лестницы КБО, к облупленным стенным панелям, скрипучим перекошенным дверям, сквозящим окнам… А вот и Центр бытовых услуг. Заходим!

       

 Сразу со входа взгляд останавливается на витрине-магазине. Может и не нужно ничего, но поневоле поинтересуешься товаром и что-то купишь.

       

 Но нам - к начальству.

 - Не нужно нам никакой независимости, - категорически заявляет начальник участка бытовых услуг Ольга Ковалева. - Столько средств вложили в возрождение бытового обслуживания, и вдруг все пойдет на ветер. А это обязательно произойдет, если станем самостоятельными.

 Может это только начальство так думает? Поинтересуемся у парикмахеров.

      

 - Тепло, светло, материалом обеспечены, - в процессе работы объясняет Ольга Хованская. - За примером далеко ходить не нужно - возьмем 2008-й, последний год нашей независимости. Отопления нет - платить нечем. Электроэнергия отключена - задолженность имеем. Клиентов-экстремалов обслуживаем инструментом, не требующим электротока. Материала - ноль. Сами шампунь покупаем, чтобы волосы мыть клиентам. Пусть «Боровка» нас «эксплуатирует» так, как это делает сейчас, чем снова в кризисе очутиться.

 Не могла же начальник участка подготовить Ольгу говорить нужное, поскольку никто не знал о моем приходе. Перепроверим мнение работников в швейном цеху.

     

 - Не хочу ходить на работу в тот холод, в те развалины, которые были до 2008 года, - твердо заявляет швея Галина Мулындина. - Клиентов не было - никто к нам не шел. А теперь заказами завалены. Уж я-то знаю, что к чему - с советских времен в КБО закройщицей работала. Пусть только попробуют отобрать нас у «Боровки» - найдем как защитить наш теперешний статус.

 В швейный цех зашла клиентка - принесла куртку молнию заменить. Краем уха услышала наш разговор и свое слово вставила, назвавшись Аллой Шевенько:

 - Всегда одежду в ремонт приношу сюда. Здесь чисто, уютно, не то, что раньше было.

 Хотел зайти в прокат, но там был выходной. Уборщица сказала, что там беспорядок, лучше не ходить. Посмотрел через стеклянную дверь. Действительно все навалено. Но завал этот хороший - предметов проката, значит, много. Ну что ж, съезжу-ка на улицу Ленинскую в прачечную.

       

 - Раньше работать было тяжело, - вздыхает приемщица заказов Валентина Дивина. - Белье выкручивали вручную. С присоединением к «Боровке» отжимы поставили. Намного облегчился труд.

 - Вот чтоб еще и зарплату добавили, - дополнили работницы.

 А ведь арендаторы площадей ЦБУ - те же самые клиенты, ведь они пользуются услугами службы быта. Давайте с ними поговорим.

 - Очень удобное место арендуем, - говорит товаровед ломбарда Любовь Баранкова. - Советских обшарпанных стен да стоптанных полов и в помине не осталось. Люди знают наше месторасположение, приходят за выручкой в трудную минуту. А представьте ЦБУ самостоятельным. Кто станет обслуживать здание без поддержки сильного хозяина?

       

 - Но возможен еще один вариант. Например, дубровненских бытовиков присоединяют к богатой Орше, ушачских передадут Полоцку…

 - Пусть даже Витебску нас отдадут, все равно Лепель останется на задворках, периферией, равнозначным неперспективной деревне в брежневские времена.

 Вот дверь филиала «Лепель-тур» ОДО «Цикония». А за ней… Слов описать не нахожу, лучше покажу.

            

 - Ремонт нам полностью сделали коммунальщики, - обводит взглядом помещение руководитель филиала Светлана Андрианова. - От самостоятельных бытовиков такого никогда не дождались бы. Сами только оконные жалюзи поставили.

 В сапожной мастерской вместе работают два арендатора - Анатолий Рутенко и Анна Кузнецова.

 - Непонятно: два конкурента вместе сошлись…

 Объясняют, что они не конкуренты, заказы поделены. Анатолий выполняет мужскую работу, а Анна - более легкую женскую.

 - Бытовики во время «независимости» сами же и развалили собственное сапожное дело, - объясняет Анатолий. - Расценки на ремонт у них были высокие, а обеспечение материалами никакое. Вот клиенты и отвернулись, а сапожники ушли. Попомните мои слова - то же получится и при отделении службы быта от «Боровки». Не уверены, что мы тогда усидим здесь. Условия же аренды нормальные. Сами бытовики нам заказы поставляют. Население о нас знает, не забывает.

     

 Вывеска на двери привлекла своей загадочностью: «ООО «Расчетпроект».

 - Мы только за «Боровку», - говорит директор Михаил Шарлай. - Самостоятельность бытовики не вытянут, развалятся. Ведь есть же пример - уже однажды развалились. Зачем наступать второй раз на одни и те же грабли?

 - А чем вообще занимаетесь?

 - Нужен вам дом? Спроектируем.

 - А проект капитального ремонта павильона рынка изготовить можете?

 - Пусть заказывают!

 Вход в магазин «Оптика» - с улицы. Его хозяйка Елена Роговенко подбирает очки посетительнице.

      

 На вопрос о возвращении ЦБУ прежнего статуса, не задумываясь, отвечает:

 - Когда Дом быта разваливался, области не было до того дела. А когда работа стабилизировалась, решили повторить путь к развалу. Несомненно, новшество коснется и арендаторов, только ни в коем случае не в сторону улучшения условий аренды.

 Не всех арендаторов обошел. Остались два мебельные магазины, «Лепелька», оптовый стройматериалов, предприятие инвалидов, Красный Крест, свадебный салон, хореографический кабинет отдела культуры. Представительница отделения «Сомбелбанк» не поняла возможности бесплатно прорекламировать свое учреждение и от комментариев отказалась. Вот сколько постоянных клиентов нашло себе КУПП «Боровка»!

 К сожалению, весь этот живой организм может умертвить совсем не нужная бытовикам независимость. А вы что на это скажете, читатели?

 







09 дек 2012 в 06:43 — 7 лет назад

О чем речь? Власти должны не волюнтаристски подходить к решению вопросов о судьбах людей, а обдуманно и находить единственно правильное решение, как получилось с упраздением КБО. А насчет реорганизации ЦБУ все же ясно. Уж Валацугу никак не назовешь проводником идей райисполкома, а он встал на зациту детища властей - ЦБУ. Значит, правильно было сделано, и очень неправильно будет разрушить полученный положительный результат. Об этом говорят многочисленные отклики, приведенные в материале. Пусть Косинец лично приедет в Лепель и пройдет по следам Валацуги. Тогда увидит и услышит, что такое хорошо, а что такое плохо.



09 дек 2012 в 09:44 — 7 лет назад

вот и видно!если в боровке толковое руководствои дело пойдет!дальше-лучше!а в лепеле как одни з!!!так и все в ж!!!



09 дек 2012 в 18:57 — 7 лет назад

Боровка - RULEZZZZ !!!! Показываю язык



14 дек 2012 в 03:56 — 7 лет назад

на предпоследним фото парниша весёлый =)
хочу к себе в друзья такого )))



16 дек 2012 в 04:14 — 7 лет назад

Люди должны получать услуги,а как это будет.должно позаботиться правительство,на что мы налоги и платим.



16 дек 2012 в 15:01 — 7 лет назад

Согласен с ИРАДА, исполком отчитывается об услугах населению, а спрос с Боровского ЖКХ.... не красиво как-то получается... а вы, господа чиновники, попробуйте удержать КБО на таком-же уровне, что и сегодня, а не привести к развалу и разрухе...



22 янв 2013 в 05:23 — 7 лет назад

Девушка на 7 фотографии - ну очень симпатичнаяСтыдно








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ