Европроект по развитию туризма - ликбез для белорусов


28. 12. 2012
Просмотров: 2 761
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Сколько бы вам не было лет, вспомните начальную школу. Как отчетливо представились здание, классы, парты, однокашники, первая учительница и почти все, что узнано впервые! И воспоминания эти - на всю жизнь. В продвижении по ней они сыграли роль путеводной звезды. Такой для младшеклассников Старолепельской базовой школы станет акция международного туристического проекта.

 

 Акция проходила в рамках проекта «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. Развитие устойчивого сельского туризма в России и Белоруссии». Почему турпроект обратил внимание именно на Старолепельскую школу? Да потому, что там дети давно занимаются изучением родного края. А изучать там есть что - считай, под боком находится главное историческое место Лепельщины - остров, на котором в 1439 году был основан город.

 Представителей проекта пышным караваем встретили учителя младших классов.

     

 Дяденек и тетенек из города уже ожидали дети. Они коротко познакомили гостей со своими деревнями, окружающими их природными объектами.

    

 Учительница Людмила Глушенок начала праздник «Мой родны кут, як ты мне мілы…». Ученики пояснили происхождение названий окружающих Старый Лепель населенных пунктов.

      

 Вы слыхали, как поют дети? Известное дело и совсем обычное. А как они это делают на родном языке? Эка невидаль для тех, кто считает родным язык соседней страны, на котором разговаривают практически все дети Беларуси. А вот песни на беларускай мове - это печальная редкость на нашей земле. Вот эту несправедливость и старались хоть в какой-то степени умалить старолепельские учителя. И у них это получилось. Пускай не в полной степени, пускай чуть-чуть, но все же… Посмотрите, как мило получаются у ребятишек белорусские песни.

       

 Глядя на эти от всего сердца разинутые рты, разве скажешь, что поют они по принуждению. Так может получаться только тогда, когда в песню душа вкладывается.

 А посмотрите на третьеклассницу Марину Захаренко.

          

 Разве может такую подходящую и неповторимую внешность иметь украинка, русская, литовка, итальянка,… чтобы всю себя вложить в декламацию стихотворения и тем самым до слез заворожить окружающих словами:

                                                       Я - дзяўчынка-беларуска з васільковымі вачыма,

Хоць малая, але знаю: Беларусь - мая радзіма!

 Любовь к родной земле проявляется не только в песнях и стихах - во всем. И в поведении, и в разговорах между собой, и в танцах…

       

 Ольга Хоняк увела всех в «Бюро падарожжаў». Вот и разгадка загадки относительно любви детей к родному краю. Да это же музей! Созданный самими учениками.

         

 Нет, не они изготовили гармошку, рубанок, прялку, утюг, весы, скобель… Но они это все нашли в ненужном хламе своих бабушек да дедушек и знают, что правильно эти вещи называются гармонік, гэблік, калаўрот, прас, вагі, скобля… А вот деревянные ложки и украшения вырезали ученики Артем Глушенок и Алена Хоняк.

          

 Откуда дети сельской школы все знают и умеют? Из туров. Да-да, тех, которые туристические. Перечисление мест их паломничества сознание не успевает фиксировать: Полоцк, Мосар, Лида, Несвиж, Мир, Гродно, Жировичи, Минск, Витебск, Гомель, Брест, Хатынь… И Лепельщину не забыли - на стене висят фотографии Рябинового камня, Двор-Торонковичских средневекового кладбища, винокурни, камня-жертвенника. Царь-дуб не минули. А остров, у которого название такое же - Остров, вдоль и поперек исходили в поисках черепков древней посуды.

 А в «Гульнёвым дворыку» Ольга Демко продолжила обелорушивать белорусских школьников. Из корзины изобилия начала доставать простые вещи, названия которых по-белорусски очень не просто даются белорусам. Даже мало кто из старшеклассников догадается, что платок - это хустка, носовой платок - насоўка, лист - аркуш, кисточка - пэндзаль, вилка - відэлец, салфетка - сурвэтка, фонарик - ліхтарык, зеркало - люстэрка, гвоздь - цвік, бусы - каралі…

       

 Бездонная, что ли корзина изобилия? Ой, и я уже запутался - кошык багацця. Хорошо, что ворота в него не влезли. Поэтому придумали игру в браму.

       

 Игра в завязывание хустак даже взрослых захватила. Дети под команду Ольги Демко завязывали их так, как женщины носили в разные периоды своей жизни: в девичестве, замужестве, старческом возрасте. А вот таким универсальным образом повязывали хусткі как маленькие девочки, так и старенькие бабки.

      

 Всякие иные игры были. По классам определяли наиболее длинную косу. Ее обладательница брала в рот длиннющую бумажную трубочку и становилась на скамеечку. Кавалеры должны были с разбегу подскочить и ухватить зубами за конец. Одному только это удалось. А смеху-то сколько было!

 Долго еще играли бы в браму-ворота, если бы Раиса Молявко не увела всех в «Беларускую гасцёўню». Что это такое, захотите узнать? А вот это!

     

 Но стол был сервирован не для того, чтобы наесться, а чтобы продолжить приобщение детей к народным традициям, кулинарии и мове. Обсудили на последней белорусские праздники, посты, блюда. Известное дело, клецки они и в Африке, наверное, клецки. Как и блины с творогом, мясом, квашеная капуста, морс… А вот бульба уже за ближайшим бугром превращается в картошку.

         

 Наверное, нигде в мире из нее не делают таўчонікі. Это когда сваренный продукт не съеден, из него в целях экономии съестных припасов готовят что-то наподобие котлет из пюре с добавлением всего, на что горазды.

 Думал, что еда приготовлена для показухи, а тут вдруг все начали раздавать и детям, и взрослым.

     

 Всего попробовал: и блинов с фаршем, и блинов с творогом, и бульбы с капустой. А наиболее экзотичней и вкусней показались таўчонікі - по детству ностальгия пробудилась, едал такие в 50-е годы, когда еще от войны люди не совсем оправившись были. Но больше всего понравились, казалось бы, обычные соленые огурцы, которые ем каждый день. Но здесь были бочковые, темно-зеленые, с приправами, какие едал только в далеком-далеком детстве. И они во мне ностальгию вызвали.

 Ба! Еще и клецки мне подают!

      

 И не только мне. Всех ими угостили. Потом, отправив детей на школьный автобус, обсудили ход мероприятия, его очевидную полезность, искусность учительниц как хозяек в приготовлении народных яств. Видно, директору школы Александру Шандаровичу так же все по душе было, ибо пообещал учительницам за организационные хлопоты премии выписать. Не забыл бы!

     

 Рефлексия европроекту удалась в значительной степени. Не зря в него входят аж 22 страны. Последовать бы примеру старолепельцев иным школам.

 






НРАВИТСЯ
СУПЕР
ХА-ХА
УХ ТЫ!
СОЧУВСТВУЮ







Без комментариев




НА ГЛАВНУЮ