ФЕСТ-2013. Репортаж из засады


27. 08. 2013
Просмотров: 2 760
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

На 3 августа в агроусадьбе «Полсвиж» готовится 3-й ремесленно-художественный фестиваль. Чтобы узнать, как идёт подготовка к нему, решил избежать показухи и проконтролировать процесс скрытно, из засады.

 

 Хозяин агроусадьбы и организатор феста Василь Шкиндер о слежке за ним не знает. Помогает мне прятаться в укромных местах помощник Василя - Петрович. На вопрос, как его представить, называется заместителем директора гостиницы «Полсвиж». Наверное, шутит.

        

 Но прежде, чем нагрянуть в Великий Полсвиж, повернул на Капище, чтобы узнать мнение бога-громовержца Перуна о предстоящем мероприятии. Ещё бы! Ну, конечно же, он одобряет гулянье, ведь на прошлогоднем фесте лепельские мастера изваяли, можно сказать - родили самого громовержца.

        

 Прикрепил к Перуну листовку - ему напоминание и посетителям Капища приглашение.

        

 Ну, вот я и на Василёвом холме. Шкиндер увлечён строительством навеса для гостей на случай ненастья. Петрович изо всех сил старается показать, что не замечает вторжение в частное владение постороннего человека. Ох, и влетит же ему от хозяина после публикации этого репортажа за участие в авантюре с подсматриванием!

        

 Пусть забивают стенку навеса, а я тем временем в жилой корпус загляну. На кухне две молодки кочаны капусты раздевают. Иной бы подумал - квасить овощ собираются, но я-то знаю, что таким образом изготавливают посуду. Да-да, не удивляйтесь - капустные полусферические листья будут служить тарелками для каши и иных яств. Очень оригинально придумано!

        

 Больше ничего интересного для репортажа в здании не нашёл, потому вышел на улицу. А там бурлаки Рыцаря на тачанке тащат устанавливать для феста, чтобы послужил фотомоделью для фотографирования гостей.

      

 Тачанка эта имеет свою историю, поэтому сделаю небольшое отступление от темы. Прослышали про уникальную тачанку создатели фильма о художнике-классике из Витебска Марке Шагале и арендовали её у Шкиндера. Арендная плата вполне устроила Василя - вот этим революционным атрибутом съёмок рассчитались. Только не подумайте, что его развернули специально для моих съёмок - эту невидаль я ещё в прошлом году сфотографировал.

       

 Ненароком возле агроусадьбы проходил местный Богатырь. Посмеялся он с потеющих упирающихся бурлаков, отобрал у них Рыцаря, одной левой забросил на плечо и в мгновение ока на место доставил.

        

 Не успела боевая тачанка освободиться от Рыцаря, как её тут же использовали по назначению праздношатающиеся лепельские туристы. Ну, как дети в войну играются с бутафорским оружием.

       

 А на центральном дворе подготовка идёт полным ходом. Вот Василь чум оленьей шкурой обтягивает для любителей экзотики. Заполнит его сеном, и лежбище для лежебоков готово.

      

 Это кажется, что я стою близко от фотографируемого объекта. На самом же деле сижу в далёком схроне, время от времени меняя укрытия, и приближаю объект оптическо-цифровым зумом. Вот совсем из-за забора в дырку от сучка снимаю, как хозяин с помощником готовят бревно для будущей скульптуры.

       

 Правда, пока не придумали, какого языческого бога ваять для Капища будут -  плодородия и сексуальной мощи Ярилу или же животноводства и покровителя сказателей Велеса. Меня не послушают, но я всё равно предложу создать в пару Перуну богиню лета Громовницу или же предсказательницу судеб Макошь, можно покровительницу любви и весны Ладу, лишь бы моему другу Перуну не скучно было в холостяцком одиночестве стоять на Капище.

 Управились с бревном, за косы взялись - двор должен быть выбрит.

      

 Ушли на хозяйственный двор. Пробираясь туда, в ельнике натыкаюсь на интересную допотопную сеялку, увешанную вымпелами ударника коммунистического труда и документом государственной важности - актом на вечное пользование землёй колхозами. Оказывается, её даже навечно отдавали, но, как говорится, нет ничего более вечного, чем временное - прошло совсем немного времени, и ту вечную землю стали сдавать в аренду всего лишь на 99 лет.

        

 Во дворе Василь поправляет экспонаты своего этнографического музея «Полсвиж» и даже не догадывается, что я его действия фиксирую из его же собственного коридора.

       

 А его ухаживания за экспозицией весов засекаю из столярной мастерской через смотровое окошко.

       

 Долго Шкиндер причёсывал свои экспонаты. Я понимаю, ему нужно их во всей красе и исторической значимости представить посетителям. А каково мне в различных пыльных закутках околачиваться в ожидании очередного снимка? Вот как, скажите, сфотографировать очень важный момент обкатки жерновов и просеивания муки для фестивальных блинов? Ведь усечёт же меня, обидится за самовольное вторжение в его жизнь… На помощь приходит Петрович, поняв меня без слов. Молча, выхватывает у меня фотоаппарат и предлагает хозяину запечатлеть ответственный момент просеивания муки. Этим и задуривает голову Шкиндеру, отчего тот совсем бдительность теряет, весь делу отдаётся.

       

 Василь ушёл в дом. Петрович предлагает залезть на чердак и сфотографировать гербарий из целебных трав, предназначенный для заварки чая. Каких только полевых да лесных растений нет там! Мелисса, чебрец, душица, липа, бессмертник…

      

 Всё, мочи нет прятаться - стёр колени постоянным стоянием на них, болят бока от лёжки на твёрдых досках, одежда вся в пыли и грязи… Но последний момент упустить нельзя. Петрович извещает, что хозяин в комнатном отделе музея самовар для феста выбирает. Как же подстеречь это важное действо? Догадался Петрович, тычет пальцем в сторону окна. Оно как раз напротив самоварной экспозиции приоткрыто. Осторожно отодвигаю гардину…

      

 Репортаж о подготовке к фесту готов! Осталось в открытую выведать отношение к народному празднику знаменитых мастеров. Что мне скажет резчик по дереву Лёня Савченко?

      

 - Впервые собираюсь на фест. Уже предвкушаю удовольствие, которое получу от коллективного мастер-класса по ваянию языческого божества.

 А что думает керамист и мастер по соломоплетению Оля Мулындина?

       

 - На первом фесте проводила мастер класс по изготовлению керамических изделий, на втором - выставляла работы всех мастеров Дома ремёсел. На этот раз собираюсь обучать танцам любителей фольклора в составе коллектива народного творчества «Кругаверць».

 Тот же вопрос ткачихе Лене Камеко.

         

 - На первом фесте обучала желающих ткать на кроснах. Если позволят обстоятельства, буду тем же заниматься и в этом году. Нужное это дело.

 Слово резчику Игорю Будревичу.

       

 - На первом фесте подстерёг крадущегося из озера на празднество Цмока. За год его изваял и выставил для всеобщего обозрения на втором фестивале. Теперь попробую выследить ещё какую-нибудь мифическую нечисть, ведь она любит поглазеть на народные гулянья.

 Встретил и резчика Ивана Будича.

       

 - Участвовал в ваянии Перуна, буду вырезать и очередное божество. Какое? Лёня Савченко подскажет - он специализируется на мифах.

 Брата Лёни, художника Алеся Савченко встретил в «Скарбонке» на его же персональной выставке возле картины «Загляне сонца і ў Васілёва аконца» с изображением внутреннего интерьера хаты-музея писателя Василя Быкова.

     

 - Ну как я могу пропустить такое мероприятие? Обязательно буду и свои работы выставлю.

 Ну как я могу пропустить такое мероприятие после увиденного и услышанного? Так что, 3 августа - вперёд, фесту навстречу…

 







01 авг 2013 в 14:01 — 7 лет назад

Во сколько намечается начало феста?




TIA
01 авг 2013 в 15:36 — 7 лет назад

В 11-00. Концертная программа - в 14-00.



TIA
01 авг 2013 в 15:40 — 7 лет назад








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ