СКУЛЬПТУРЫ. Эпопея возвращения Цмока


12. 10. 2013
Просмотров: 4 210
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Идею создания скульптуры Цмока я вынашивал давно. Эпопея же создания самого монумента не такая уж и большая - один год. Но она настолько тернистая, что заслуживает особого внимания.

 

 Начну с того, что я всем прожужжал уши о необходимости создания в Лепеле туристического бренда, который был бы единственным в мире, а именно - скульптуры Цмока Лепельского. В очередной раз на семинаре «Как превратить Лепельский район в успешную туристическую дестинацию», организованном райисполкомом и Белорусским общественным объединением «Отдых в деревне», я завёл свою песню о необходимости создания скульптуры Цмока.

       

 Неожиданно для меня заместитель председателя райисполкома Николай Никитин сказал:

 - Ну, вот ты сам и занимайся своим Цмоком.

 Я опешил. Зелёную улицу получил, а с чего начать? Кричать с трибун одно, а конкретное дело делать - совсем другое. Выручила менеджер проекта международной технической помощи «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. Развитие устойчивого сельского туризма в России и Беларуси» со стороны Беларуси Ольга Маханенко - предложила участвовать в международном конкурсе частных инициатив. Я засучил рукава. Ваять скульптуру Цмока согласился Лев Оганов, который ранее изваял нам памятники Пятачку и Льву Сапеге. Вскоре он привёз в Лепель пластилиновый макет, в котором воплотил своё видение мифического существа.

       

 Одним Цмок понравился, иные раскритиковали. Один критик сравнил его с «добрым пьяным дядькой». Объявили конкурс среди лепельских художников. А я тем временем создал проект собственной инициативы.

       

 Начали поступать предложения от художников. Володя Пшенко представил Цмока таким.

        

 Мастер вытинанки Галина Журавлёва видела страшилище совсем добрым.

         

 Иван Будич подготовил несколько вариантов.

         

 Лёня Савченко вырезал Цмока из дерева.

       

 Лёня Мастинский вообще предложил создать монумент в виде Георгия Победоносца, убивающего Цмока - герб Москвы, значит. Получалось, что мы ещё не родили страшилище, а уже убиваем его. Как оказалось, художник высказал позицию православных священников, которые создали письменный протест в райисполком с клеветой на моего друга Цмока.

 Пока проводился конкурс, международное жюри рассмотрело мой проект. Не всё шло гладко. Наибольшее количество баллов поставил Николай Никитин - 55. Москвичка Лебедева вообще поставила нуль баллов, аргументировав своё решение тем, что автор проекта - ставленник райисполкома, который за деньги Евросоюза хотит сделать имидж городу. В конце концов разработку утвердили и на её осуществление выделили грант в размере 2900 евро.

 Но все представленные эскизы мало походили на Цмока из Лепельского озера, как его описал писатель Владимир Короткевич. И тогда дизайнер Светлана Маханенко-Кресс составила эскиз, максимально близкий к описанию в романе «Христос приземлился в Городне». Он и был принят за основу.

        

 Оганов изготовил новый макет из пластилина.

       

 Областной художественный совет одобрил и утвердил макет скульптуры и эскиз её установки.

       

 Скульптор в мастерской изваял глиняный макет в полную величину.

       

 Кто будет отливать скульптуру? Минский художественный комбинат за отливку монумента из силумина (сплава алюминия с кремнием) запросил неподъёмную для района сумму. Дело заглохло. Тогда выхожу на ОАО «ТЕХНОЛИТ ПОЛОЦК». Директор Леонид Петров берётся отливать Цмока из чугуна за 53 процента от заломленной минчанами суммы. Добро!

 И вот Цмок отлит. С заместителем директора ЖКХ «Лепель» Сергеем Марковцом собираемся в Полоцк принимать монумент.

           

 Вот он, роддом, где впервые увидел свет Цмок Лепельский.

         

 - Это ваш, значит, «крокодил»? - приветливо открывают турникет вахтёрши. - Проходите, забирайте.

 Вот он, мой друг Цмок! Расположился поблизости входа в литейный цех.

        

- Здравствуй, дружище!

Бросаемся в объятия, как давние друзья, хоть одному из нас уже седьмой десяток пошёл, а другому всего несколько дней отроду.

        

 Налюбовавшись своим детищем, осматриваю его со всех сторон.

        

 Наверное, уже доложили начальству о нашем прибытии. К Цмоку подходят директор предприятия Леонид Петров и дизайнер Виталий Кузьмин.

         

 Директор объясняет, что весит Цмок 600 килограммов. Под него вмонтирована надёжная рама с отверстиями для анкерных болтов. Спрашивает: может окраску изменить? Говорю, что в самый раз подобрали, как раз то, что нужно, именно такой всамделишний Цмок. К нам присоединяется главный инженер Николай Паршуто.

        

 Объясняет, что за уши и усы можно не волноваться - в них влита стальная арматура, рассчитанная на подтягивание даже взрослого человека.

      

 Из литейки выходит её начальник Дмитрий Лисовский.

       

 Спрашиваю у начальника цеха, как удалось отлить такой монолит. Оказывается, что это и не монолит вовсе - скульптура из четырёх частей состоит, надёжно скреплённых шпильками и сваренных между собой. Показывает, где соединяются голова, шея, передняя часть туловища, задняя.

      

 - Сложно было отливать Цмока?

 - Нелегко. Два дня жили в Острошицком Городке - снимали размеры с Цмока в мастерской Оганова. Потом нужно было изготовить четыре формы - по количеству частей скульптуры. В общем, задачу вы нам задали нелёгкую.

 Ну что ж, Цмок, скоро мы тебя доставим на родину. А пока - не скучай, мой друг.

           

 Ах да! Я не объяснил, почему в заглавии назвал эпопею Цмока возвращением, а не рождением. А потому, что в 2013 году родилась только скульптура Цмока, а сам он жил в Великом княжестве Литовском задолго до описываемого Корткевичем средневековья - возник вместе с появлением Человека Разумного на нашей земле. Это с 1793 года из голов наших предков начали выбивать родной образ Цмока и вбивать им чуждый - Змея Горыныча. И получилось то, что и должно было получиться: Цмока забыли совсем, а Змея Горыныча даже в скульптурах начали воплощать.

      

 Наша скульптура Цмока как такового - первая и единственная в мире. Совсем скоро она поселится рядом с извечным обиталищем своего прообраза - Цмока Лепельского.

       

 Гордись, Лепель! Мы впереди Планеты всей!

 







27 сен 2013 в 09:31 — 7 лет назад

Красавчик получился!!!!! Ждемс с нетерпением открытия!!!!!!!!!!!



27 сен 2013 в 09:58 — 7 лет назад

Рэзананс на ўвесь свет Цмока Лепельскага


http://cmok.budzma.org/node/63



27 сен 2013 в 11:45 — 7 лет назад

Маладца, пан Валацуга! Целую делюгу провернул, да и какая разница, с силумина он или из чугуна, всё-равно краном подымать.



27 сен 2013 в 13:33 — 7 лет назад

Красавец!!!! Валацуга, респект Вам и уважуха!!!!!!!!!



27 сен 2013 в 16:37 — 7 лет назад

Адкрыйце


www.https://www.google.by/search?client=opera&q=%D0%B3%D0%B4%D0%B5+%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D1%86%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D0%B0&sourceid=opera&ie=utf-8&oe=utf-8


або набярыце ўводны выраз: "где установлена скульптура цмока",


і ўбачыце, колькі пішуць у інтэрнэце пра Цмока Лепельскага.



28 сен 2013 в 10:53 — 7 лет назад

Цмок-это неплохо,теперь бы еще какое кафе в стиле ВКЛ вместо тошниловки напротив костела-и был бы уголок ВКЛ в Лепеле. Красиво!



28 сен 2013 в 11:10 — 7 лет назад

Действительно, если косяками будут приезжать туристы, иностранцы, почему бы не реконструировать кафе, в старинном стиле, девушки в национальных костюмах, кофе (не из пакетиков), а хотя бы эспрессо (чтобы была кофеварка), пироги с лесными ягодами (черника, земляника), с капустой, мясом, грибами. Чтобы туалет цивилизованный поблизости (пусть даже и платный), всё в европейском стиле, а не в коопторговском. Или коопторговский стиль приближать к европейскому уровню, в центре же Европы живём.



29 сен 2013 в 03:40 — 7 лет назад

Лилия мне тоже ваша затея очень нравится...ведь одного цмока мало - изза одного только монумента не поедут в Лепель. а вот если создать целый комплекс мест куда можно сходить, то было бы круто! окультурили бы в старинном стиле зону какуюю нить вокруг парка - столько можно всего нафантазировать...пойдут и туристы - а только одним цмоком...ммм не знаю



29 сен 2013 в 21:21 — 7 лет назад

Из-за одного Цмока не поедут. Нужна какая-то достопримечательность или несколько таковых плюс сервис плюс реклама. Также как в Полоцк едут не на памятник букве "у" посмотреть или "центр европы", а на Софийский собор и т.п. Полоцк ассоциируется как старинный город Беларуси, ВКл и т.п. Хотя и Лепель тоже город не молодой почему-то народ сюда "косяками", как сказала Лилия, не стремиться. Может что-то стоит восстановить? (т.е. по сути построить заново как Мирский замок или Несвижский и, не удивлюсь если в Бресте Берестейский замок заново таки построят к 2019 году на южном острове Брестской крепости, чтоб туристов завлекать).


Пока же Лепель в России знают только выходцы из Лепельского района или кто служил в Боровке, Заслоново, Межице.



30 сен 2013 в 18:10 — 7 лет назад

Когда откритие цмока????????????



30 сен 2013 в 18:37 — 7 лет назад

Мяркуецца ўрачыстае адкрыццё скульптуры Цмока. Канкрэтную дату паведамлю заўтра. Арыенціровачна: 9 ці10 лістапада.



30 сен 2013 в 19:06 — 7 лет назад

Iдэя-клас! Але ж як зроблена? Усмешка цi каня,цi каровы? Згодна фольку ВКЛ,цмок-гэта лютая марская пачвара,якую баялicя людзi!



30 сен 2013 в 20:37 — 7 лет назад

Класс !!!! Уважаю целеустремленных людей !!!! Дай бог ИМ успехов !!!!



30 сен 2013 в 22:10 — 7 лет назад

Уладзімір Караткевіч, раман "Хрыстос прызямліўся ў Гародні":



"...Выглядам той цмок быў, як звер фока (цюлень), такі самы льсняны, у складках, толькі без поўсці. І шэры, як фока. Але даўжэй за яго куды. Бо даўжыні ў ім было сем з паловай лагожаскіх (лагойскіх) сажняў, а калі пацікавіцца немец, то восем і адна пятая фадэна, а калі, можа, ангелец, то сорак дзевяць футаў і яшчэ дваццаць два дзюймы.


Тулава мелі тыя цмокі шырокае і трохі пляскатае, і мелі яны плаўнікі - не такія, як у рыбы, а такія таксама, як у фокі, таўстамясыя, шырокія, але не дужа доўгія. Шыю мелі, па тулаву, дык тонкую і надта доўгую. А на шыі сядзела галава, адначасова падобная і на галаву змяі і на галаву лані.


І, дальбог, смяялася тая галава. Мо проста зубы скаліла, а мо - з нашых бедаў. І зубы былі велічынёй з конскія, але вострыя, і многа іх было на такую галаву аж данельга.


Вочы вялізныя, як сподкі, каламутна-сінія ў зелень, ашклянелыя. І страшна было глядзець у тыя вочы, і мурашкі па спіне, нібы Евінага змія ўбачыў, і непамысна неяк, і нібы ў чымсьці вінаваты.




30 сен 2013 в 22:42 — 7 лет назад

Гэта усе так,але ж ен атрымауся нейкi мульцяшны.



01 окт 2013 в 00:44 — 7 лет назад

Каму больш за ўсё радасці Цмок прынясе? Дзецям!



01 окт 2013 в 07:21 — 7 лет назад

А легенда якая будзе?



01 окт 2013 в 17:08 — 7 лет назад


ЛЕГЕНДА



СВАДЕБНЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЦМОКА





Быль, рассказанная жительницей деревни Веребки Аннетой Михайловной Шушкевич (1899 - 1975).



Родилась я в 1899 году в деревне Волова Гора в семье обедневших шляхтичей Парфиновичей. Советскую власть вместе с родителями приняла настороженно. Однако деваться было некуда, пришлось подчиниться новым порядкам. Единственное, что в них одобрял весь род Парфиновичей, это пришедший вместе с революцией атеизм. Мы и так не верили в бога, однако это нужно было скрывать от окружающих, чтобы не быть не только осмеянными, но и униженными, и даже наказанными за неверие во всевышнего. А тут большевики предоставили возможность смело отказаться от веры и даже демонстрировать свой атеизм, что мы с радостью и делали.


После своего совершеннолетия я познакомилась с парнем из деревни Веребки Терентием Яковлевичем Шушкевичем. Мы полюбили друг друга и решили пожениться. Родители с обеих сторон были против. Мои меня уговаривали не брать в мужья мужика, а его отговаривали жениться на гордой шляхтянке.


Но времена были уже не те. К мнению родителей после революции не очень-то и прислушивались. Не послушались и мы. Нашим ничего не оставалось делать, как договариваться о свадьбе.


С детства слышала небылицы, будто в Волову Гору с Лепельского озера в день свадьбы кого бы то ни было из сельчан обязательно приплывает по рекам Эссе и Береще, озеру Береща и Березинскому каналу змееподобное чудовище по имени Цмок. Делает он это ради того, чтобы получить угощение со свадебного застолья. Ровно в полночь жених и невеста уходили со свадьбы на дамбу Березинского канала и в самый глубокий омут, где якобы уже ожидал разносолы и выпивку Цмок, выливали самогон и бросали закуску. Одновременно просили у чудища благословения на будущую совместную жизнь. Делали это полулегельно, поскольку церковнослужители не одобряли почитание будто бы мифического существа. Однако никто не отваживался нарушать обычай. Говорят, что молодые даже слышали, как после угощения пьяный Цмок бушевал в омуте и на местном диалекте благословлял будущую семью.


Благодаря безбожному воспитанию, я никогда не верила в существование мифического страшилища. Даже спорила на эту тему с подругами. Но меня понимали только отец с матерью. А тут вдруг открылась возможность во весь голос заявить, что нет бога и нет Цмока. Что я и не преминула сделать. В день свадьбы отказалась идти на дамбу просить у бога благословления.


Мой жених Тарента упрашивал меня пойти к омуту, поскольку и в Веребках был такой обычай. Но я наотрез отказалась подчиняться и в Воловой Горе и в Веребках. Шел 1918 год. Мне было 19, а Таренту - 24 года.


Жить начали в Веребках. Тарента за участие в Первой мировой войне получил лес на хату и привел меня уже в готовое жилище справлять новоселье. Это было неслыханное счастье для молодой жены. Через год я родила сына Влодэка, а еще через пять - Костуся. Жили хорошо, и я всем встречным-поперечным хвалилась, как нарушила суеверный обычай и ничего со мной не случилось, судьба одарила меня счастьем.


Правда, коллективизация разрушила размеренный жизненный уклад. У нас отобрали землю, и мне пришлось идти доить колхозных коров. Но не одна я стала несчастной, а все население большевистского государства. Как-то приспособились и жили, благо было где - наша хата была самая добротная в деревне.


Однажды пришел в коровник колхозный активист Мисник выбирать для себя корову - им разрешалось. Приглянулась ему самая лучшая моя буренка. Я грудью встала на ее защиту - не отдам эту! Он пригрозил, что кровавыми слезами буду за это плакать, и ушел. В отмщение за мое упорство написал заявление на Таренту, будто он курил польские сигареты. А граница с буржуазной Польшей проходила рядом, активисту сразу же поверили и 14 августа 1937 года моего мужа арестовали за то, что он якобы состоял в антисоветской группировке, существовавшей в Веребках, и имел преступную связь с агентом польской разведки, по заданию которой занимался шпионажем. Больше я мужа не видела. И только 13 июля 1959 года определением военного трибунала он был посмертно реабилитирован за недоказанностью предъявленного обвинения. В свидетельстве о реабилитации сообщалось, что Терентию Шушкевичу заседание особой тройки НКВД БССР 16 сентября 1937 года определило высшую меру наказания, которое было приведено в исполнение 1 октября 1937 года в Орше.


22 года я ждала Таренту и все время думала: а не происки ли это коварного Цмока, у которого я не попросила благословления на замужество? После получения реабилитационного удостоверения окончательно уверилась в этом. Дальнейшая жизнь только усилила мою веру. В 1965 году в 41-летнем возрасте умер от астмы Костусь. Через три года болезнь забрала на тот свет 49-летнего Влодэка. Так я осталась одна. И поделом мне - не нужно было нарушать народный обычай. Теперь всех уверяю, что Цмок действительно приплывает в Веребки с Лепельского озера по Эссе и Береще.


Рассказ записал в 1969 году Владимир Шушкевич, внук Аннеты и Терентия, сын Константина Шушкевичей.




01 окт 2013 в 18:51 — 7 лет назад

Печальная легенда,говорил же,что Цмок лютый! А в то время его так и называли-Цмок?



01 окт 2013 в 21:55 — 7 лет назад

У міфалогіі ВКЛ Цмок яшчэ завецца Чмок, Смок, Змей.



01 окт 2013 в 22:20 — 7 лет назад

Я имел в виду 1969 год,когда записана эта история?



06 ноя 2013 в 11:16 — 6 лет назад

Валанцуга напиши пра Цмока, его уже установили в парке,



07 ноя 2013 в 17:46 — 6 лет назад

У меня вопрос к организаторам проекта, учитывалось ли мнение горожан города по установке скульптуры? На сколько мне известно многие люди были против, позитивные отзывы я вижу только в коментариях.




09 ноя 2013 в 20:16 — 6 лет назад

Владимир доброе время суток.Никто у Лепельчан и близко не спрашивал про этого ЦМОКА!!!! Мне например по духу сказочные персонажи, а не злые языческие боги. И детям было бы радостно и взрослым приятно!


Но мы ничего не сделаем-потому что для некоторых ЦМОК- воспоминания о любимых родственниках!!!!! И это по истине их права!!!!


Насколько мне известно все Лепельские православные христиане (которых в нашем городе не мало)и церковно служители БЫЛИ ПРОТИВ, но к их мнению никто не прислушивался (догадайтесь почему?)


И ТУРИСТОВ С ПОМОЩЬЮ ВАШЕГО ЗМЕЯ ВЫ НЕ ЗАМАНИТЕ!!!


Очень хорошая идея по поводу времён 80-х. Это сейчас очень актуально!!!



11 ноя 2013 в 20:32 — 6 лет назад

С удовольствием прочитал всё, сначала до конца. Понравилось очень, и я ,читая ни на минуту не сомневался, что это правда. Как отомстила судьба бабушке Аннете за неверие в Бога. Откуда нам дано знать, что может в образе Цмока душа святого человека и ему нужно угождать, а не гневить.Понравилась идея Степана, Лилии и других о создании памятных мест ВКЛ. Да поможет Бог. Дед всевед.



14 ноя 2013 в 20:27 — 6 лет назад

Хотелось бы спросить православных противников Цмока - а вас не смущает,что в центре города стоит памятник товарищу,с подачи которого уничтожено тысячи храмов и церковнослужителей,а сама вера была загнана вподполье?Так вы еще и цветы ему носите.А вот мифологический Цмок оскорбляет ваши православные чувства.








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ