ФЕСТЫ. Нам помогает Европа!


12. 10. 2013
Просмотров: 3 226
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

По количеству культурных массовых мероприятий агроусадьба «Полсвиж» бьёт рекорд в районе, а, может, и в области. Конечно, отдел культуры райисполкома в счёт не берётся - он для того предназначен, и поэтому справляется сполна. А вот в частной среде была тишина, пока Василь Шкиндер не взялся за проведение фестов в народных традициях. Это уже четвёртый.

 

 В этот раз фестиваль посвящался хлебу и назывался «Богач». Меня впечатлил не только новый сценарий, но и новый контингент участников и гостей. Последний значительно помолодел за счёт заинтересовавшихся культурным мероприятием школьников. Члены объединения по интересам «Нашчадкі» Слободской школы примчали в Великий Полсвиж на велосипедах.

     

 И сразу приступили зерно молоть для главного героя феста - Хлеба.

      

 Юные фольклористы из той же школы прикатили на школьном автобусе и дружно взялись вязать миниатюрные снопы - у каждого должен остаться собственный «Богач» в память о празднике.

     

 Самую большую массовость в коллективном посещении феста проявили девятиклассники городской третьей школы. Они не ожидали встретить здесь бывшую свою наставницу по соломоплетению Светлану Черникову. Обрадовались обе стороны и начали показывать своё мастерство.

     

 Специально для юных гостей старожилы задействовали самовар - день погодой не блещет.

      

 Несомненно, эти подружки обязательно посетят и пятый фест - настолько их увлекло стародавнее развлечение.

       

 А самый юный участник фестиваля Славка лучшую свою подругу Муху в собственной карете доставил.

        

 Никто не остался равнодушен к продукции лепельских мастериц Елены Шарапинской, Нины Банниковой, Светланы Черниковой, Натальи Петуховой.

      

 Неисчислимое количество сувенирной, книжной и аудио-видеопродукции доставил из Минска предприниматель Владимир Азёма.

       

 Незримо присутствовал на празднике ещё один завсегдатай всех фестов. Пока его видел только художник Игорь Будревич на первом фестивале. Чтобы нечаянная встреча со столь неординарным гостем не испугала неожиданностью, Василь Шкиндер предупредил о ней заранее таким вот образом.

       

 Вот только жителей самого Великого Полсвижа было мало. Неужто их сердца настолько очерствели, что народный обычай чествования урожая им безразличен?

 Жаль, не успел со всеми гостями и участниками познакомиться - мастер по выпечке хлеба из чашникской деревни Липовец Яна Гресская и лепельский художник Алесь Савченко открывают фест.

        

 И пошло шествие восславлять урожай да благодарить содействующую ему природу.

         

 Понравились Василёвы фесты фольклорному коллективу «Паўночная Сухадроўка» - второй раз приезжают в «Полсвиж» из Витебска.

         

 Суходровка - 66-километровый приток Лучёсы. Но не от речки-невелички в восторге лепельчане…

          

 Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается. Вот Яна Гресская тесто замесила, научив при том всех желающих это делать, в печь сформированную буханку на лопатке сажает.

          

 Говорит, что готов самый главный продукт человечества будет только через два с половиной часа. Эх, ма! Как долго ждать! Но время пролетит совсем незаметно - занятий и угощений уйма. Давайте сначала послушаем Светлану Черникову, как хлеб растёт, как злаки в поле различить. Для кого-то это проще пареной репы, а кто-то впервые слышит про злак тритикале. А ведь это гибрид, полученный от скрещивания ржи с пшеницей, широко применяется у нас.

         

 А вокруг всё скворчит да варится. Смотрите, как гости хором перловку уминают с тарелок из капустных листьев.

      

 Не подумайте, что едящие такие уж голодные. Просто за ушами у них трещит от вкуснятины - это ж не на газовой плите каша готовилась, а на живом огне. Да к тому с такой приправой.

       

 Не успели опустошить казан с перловкой, как уже готова пшёнка с тыквой, над которой наводнением масло разлилось. Кто бы мог подумать, что три простейших компонента могут сотворить такое чудо! И что примечательно: не жди раздатчика, а сам бери черпак да налаживай себе столько, сколько пузо выдержит. Мало? Хоть десять раз сам добавку организовывай.

        

 Посмотрите, с каким аппетитом Петрович пшёншо-тыквенный деликатес наминает. Он его по праву заслужил, поскольку здесь не рядовой зевака, а главный прораб всех вспомогательных сооружений - под руководством Василя собственными руками смастерил.

       

 А Гресские всей семьёй в импровизированной кухне орудуют. Ян кукурузу на муку размолол, теперь просеивает. Совсем скоро Яна из неё вкуснейшие оладьи испечёт. Попробуете их, и после никогда не будете называть эту культуру «королевой полей» с иронией. Ну, а Арина, дочка их, видимо, руководит родителями.

         

 Любители же народных танцев устали не знают, пляшут под дуду и барабан наших музыкантов. Но мне кажется, их не столько пляски прельщают, сколько учительницы - «сухадроўкі» мастер-класс проводят.

       

 Мне ввиду моего возраста остаётся лишь с завистью смотреть на витеблянок, поэтому пойду успокаиваться к Гресским. Они давно приехали в агроусадьбу «Полсвиж», чтобы печку для выпечки хлеба сложить, да напечь его заранее. Вон, какие краюхи Ян отваливает да козьим молоком запивать предлагает.

       

 Но почему около очага с кашами вдруг никого не оказалось? А-а-а, понятно! Заиграл столичный коллектив стародавней музыки и танцев «Літы талер». Все взялись, кто слушать, кто смотреть, кто плясать.

              

 Даже небольшой перерыв в концертной программе Шкиндер использует с пользой, чтобы гости не скучали - письменные Благодарности наиболее старательным участникам феста раздаёт. А почему он так усердно благодарит соседку Наталью Сахарову?

       

 Понял я! Это вот за этот каравай, который она испекла, и который ввиду его огромнистости всем присутствующим откушать посчастливилось.

        

 А один из самых уважаемых участников Анатолий Хованский Благодарность получил за то, что намедни уже в потёмках чум возводил.

       

 Много было вручено Благодарностей за содействие в организации мероприятия. Заслужил её и я за репортажи со всех четырёх фестов. Вот только себя при вручении сфотографировать не смог, поэтому показываю сам документ.

        

 Обратите внимание на знак в левом верхнем углу. Это эмблема общественной компании «Зробім лепш». Благодаря её поддержке состоялся фестиваль хлеба «Багач». Да вот и Илья с Натальей - представители компании. Заслуженную Благодарность увезут они из Лепеля в столицу.

        

 А ещё сотворить праздник Хлеба помог Проект международной технической помощи «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте. Развитие устойчивого сельского туризма в России и Беларуси». Это в его рамках по тем же каналам, что и мне Евросоюз выделил грант в 2900 евро на создание скульптуры Цмока Лепельского, Василь Шкиндер получил 2350 евро, за которые купил звукоусиливающую аппаратуру, построил огромную беседку во дворе агроусадьбы, привёл в порядок экспонаты этнографического музея.

 Ах, да! Я ведь не завершил хлебную эпопею - два с половиной часа, отведённые на выпечку хлеба, уже прошли. Вот он, главный герой дня!

        

 Горячий его делить нельзя - испортится структура хлебной массы. А остывания гости вряд ли дождутся. Придётся отдать его кому-то целиком. Но кому? Конечно же «сухадроўкам» - наилучшему украшению сегодняшнего праздника и ненастного осеннего дня!

        

 







01 окт 2013 в 13:55 — 6 лет назад

А сколько людей то было ? похоже толком никого ? :(



01 окт 2013 в 14:02 — 6 лет назад

фэст походу это секта чтоли,какой то бред и детвору начали приучать



01 окт 2013 в 15:56 — 6 лет назад

Я смотрю что ни товарищь - то о сектантстве. Это попы так мозги промывают что свои традиции за сектантатво принимают? Или уж настолько деградирует народ.........!?



02 окт 2013 в 10:59 — 6 лет назад

Так, уже на всю страну прославили этот фэст


Вот на тут.бый статья какая вышла http://news.tut.by/culture/368530.html



02 окт 2013 в 11:01 — 6 лет назад

Давайте не будем путать веру с этнографией. А организаторам мероприятия хочется даже руку пожать, ведь столько усулий приложили



02 окт 2013 в 11:57 — 6 лет назад

Узнал предпринимателя из Минска, Владимира Азёму, что в рубахе с орнаментом и в соломенной шляпе. Видел его в Минске на день города на пешеходной улице (кажется К.Маркса что ли) - торговал дисками, значками с эмблемами городов (только герба Лепеля не было). Колоритный дядька. Купил у него диск про ВКЛ.


Замечательный праздник. Не вижу в чем сектантство. Пиво пить литрами на скамейке - вот это сектанство. А тут нет - не сектантство.



02 окт 2013 в 15:47 — 6 лет назад

Пра фэст - на ТУТ.БАЙ


www.http://news.tut.by/culture/368530.html



04 окт 2013 в 01:25 — 6 лет назад

Сергей,это не секта.Это очаг в котором можно испечь хлеб,замешанный с такой любовью девичьими руками.И пусть теплом этого очага согреваются людские сердца.И вы не обходите подобные праздники урожая стороной.Да и прибудет с вашим разумом тепло.








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ