ТУР. Дорогой замков


0000-00-00
Просмотров: 3 627
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Турагентство «ЛанаТур» собирается везти группу лепельчан по замкам Гродненщины? Не упустить! Так туристы ведь старшеклассники 1-й школы, едут получать профориентацию, поэтому будут посещать стеклозавод «Нёман». Это же прекрасно ознакомиться с технологией производства стекла! Они ещё пойдут профориентироваться в Гродненский университет. Ну, а я тем временем по Гродно прогуляюсь - никогда там не был. В «ЛанаТур»!

 

 Прекрасное агентство «Ланатур»!

       

 А программа тура «Дорогой замков» любого любителя путешествий окончательно с ума сведёт.

      

      

 Всё, ничто меня не удержит в Лепеле! Ой, Нёман, ой, бацька наш родны, встречай-привечай лепельчан! Но это ещё не Нёман. Это первый пункт программы: осмотр Мирского замка 16 столетия. Выходите, туристы, из тёплого автобуса ООО «ФорсажНиК»!

      

 Веди нас, Светлана Андрианова, в знаменитый на весь мир Мирский замок!

      

 Просьба не разбредаться - путь далёк, программа велика.

       

 Красив, древен Новогрудок, но следующий остановочный пункт после Мира - город Берёзовка со знаменитым стеклозаводом «Нёман», на котором раньше работало пять, а теперь две тысячи человек.

        

 Сумасшествие! В жизни такого чуда видеть не приходилось. Главный производственный процесс изготовления продукции происходит на круглой возвышенной арене с раскалённой печью посредине. Рабочие снуют взад-вперёд с вязкими сгустками разжиженного стекла и друг друга даже не обжигают, себе на голые икры капли не роняют. Настолько всё выглядит неестественно, что техпроцесс кажется анимационным спектаклем на тему «Вакханалия чертей в аду».

     

 52 лепельчанина заворожено уставились на «сцену». Всё остальное не менее интересное как-то померкло после такой картины. Но, видимо, несладко приходится «артистам», если зарплату платят шесть-семь миллионов (остальным работникам до двух миллионов), на пенсию отпускают на 10 лет раньше при отработке на изготовлении стеклопосуды 10 лет (женщинам восемь лет). Все процессы: обжига, обрезки, нанесения рисунка - у меня запечатлены в фотоальбоме «Дорогой замков 14-15.11.2013» (270 фотографий), но не могу же я все выставить. Если только вот этих милых шлифовщиц…

        

 А заводской музей стекла… Прямо теряюсь: фотографий уйма, красотища неописуемая, а рамки репортажа позволяют только один снимок вставить. Может вот этот? Нет, лучше я доверюсь невестке.

        

 Здравствуй, Лида! Город доселе незнакомый. Но не ты сам нам нужен, а твой древний замок Гедемина. Конечно, не таким он достался нам после коммунистической эры. Это уже после её краха новая страна Беларусь нашла средства на придание величественному памятнику архитектуры 14 века почти первоначального вида.

       

 Правда, и во времена княжения великих князей литовских не всем сладко жилось в замке.

        

 Ой, лучше не показывать вам орудия пыток. Но мы - гости, и нас ждёт совсем другая участь - чаепитие. Это так только называется трапеза, а на самом деле к чаю, пожалуйста, блины с яблоками, блины с мясным фаршем… Понятное дело, предпочтение я отдал последним.

       

 Но это нам чаем да блинами только зубы заговаривали. На выходе из башни в замковый двор одну прекрасную принцессу-лепельчанку палач мгновенно в заложницы взял, в клетку позора запер, острой секирой отгородился от толпы и выкуп затребовал.

         

 Еле унёс фотоаппарат с собственной головой, поскольку палач на меня замахнулся секирой. И чуть не попал из огня да в полымя - наши между собой драться мечами взялись. А рыцарь замковый стоит на поле брани да натравливает ребят друг на друга.

      

 Кричу, чтобы прекратили братоубийственную сечу, а лидского рыцаря проучили. То ли не слышат, то ли боятся. Скорее второе. Потому что мою подсказку услышала сотрудница «ЛанаТура» Маша Гайденрих, выхватила у одного ротозея булат и одним ударом сразила врага. Бедолага, зря он сразу не воспринял девушку всерьёз.

         

 По небу звёзды уже пошли, а лучники угомониться не могут. Понятное дело, где в Лепеле они из настоящего рыцарского лука постреляют?

        

 А я уже за замковым рвом себе подобного бродягу нашёл. Подружились. Командировочным он называется.

         

 В Гродно первым пред нами ворота распростёр «Евроопт». Но это неинтересно. Вторым объектом посещения стал кинотеатр . Думаю, каждый из моих читателей знает, что там фильм смотрят через специальные очки, чтобы видеть объёмное изображение. Снимешь их, и перед глазами экран расплывается. А что, если объектив приставить к окуляру да действо сфотографировать? Вот каким у меня получился Тор, скандинавский бог-громовержец и коллега моего друга Перуна. Фильм назывался «Тор-2».

       

 Всех лиходеев сокрушил Тор своим волшебным молотом. А теперь спать, спать, спать: полночь же. Но скоро слова сказываются, да не скоро дело делается. До турбазы Гродненского районного центра туризма и краеведения в деревне Рыбница - 12 километров от Гродно.

        

 Нас утро встречает прохладой. В Лепеле +2 - на сайт Лепельской метеостанции слазил. Чай-кофе и - бегом в автобус.

 Показать вам всё, что в Гродно показала нам экскурсовод - у вас терпения смотреть не хватит. Остановлюсь на самом-самом. Вот недалеко от вокзала есть уникальный Свято-Покровский кафедральный собор.

     

 Я вообще-то православные соборы не очень чествую. Но этот уникальный. И уникальность его не в архитектурном изобретательстве 1907 года, что так же имеет место, а в выставленных внутри иконах. Я, безбожник до мозга костей, готов склонить голову и молиться на эти иконы. Правильный вопрос задаёте господа-товарищи: почему? А потому, что иконы те обличают большевиков. Советские власти требовали церковное руководство убрать обличительные образа с церковных колонн, но священники упорно не послушались. Так что изображено на иконах такое, что я, атеист, так рьяно защищаю их? Не поверите! Большевики убивают прикладами, закалывают штыками, расстреливают священнослужителей. Не может быть? Нет, может быть! Я сфотографировал все больше десятка тех икон. Какую же вам показать? Пожалуй, вот эту, групповуху, так сказать.

      

 А некоторые потомки убиенных священников, современные священнослужители, чуть ли не молятся на товарища Ленина, цветы к его памятнику возлагают. Да бог им судья. Коротка людская память. Да, если пожелаете лицезреть остальные обличающие большевиков иконы, напишите в комментариях, я их отдельно выложу. А пока перенесёмся в Лютеранскую кирху, под которую в 1793 году польский король Станислав II подарил гродненской евангелическо-лютеранской общине здание бывшей таверны. Внутрь нас не пустят - идёт реставрация, но и снаружи культовое строение заслуживает внимания.

         

 В Минске родился белорусский поэт Максим Богданович на улице, которая в коммунистическую эпоху называлась улицей Максима… не поверите… Горького, русского пролетарского писателя. Независимость Беларуси всё расставила по местам - улице имя Максима оставили, но фамилию поменяли на Богдановича. Справедливо? Несомненно! А как вы думаете, какое в Гродно название улицы, на которой стоит дом-музей, в котором жил Максим Богданович? Никогда не догадаетесь, потому что она называется улицей 1-мая.

          

 Любит народ памятники. Даже не спросив, что это за дядька, бросается тереть ему разные части тела. Я подскажу: Эммануил Желибер это, французский медик, ботаник и биолог, изучавший природу Гродненщины, собравший ценный гербарий в окрестностях Гродно.

       

 Коложская церковь ещё домонгольского периода так с Замковой горы свесилась над Нёманом, что частично обрушилась в речную пучину.

       

 Фарный костёл - украшение Гродно.

       

 А посмотрели бы вы его внутри! Впрочем, я сейчас вам покажу результат функции «ночная съёмка», поскольку в костёле всегда специально предусмотренный мрак.

       

 Я всё время присматривался, где бы мне сфотографировать всю группу, чтобы запоминающийся снимок получился. Вот оно, то место! Старым замком называется памятник архитектуры 14 века.

      

 Ну, предупреждал же всех, чтобы каждый высунул голову из-за впереди стоящего. Не все послушались. Оставайтесь теперь в беспамятстве у истории. А я нормальным образом покажу тех, кто инициировал поездку в Гродно с целью профориентации. Благодаря им, и я здесь нахожусь. Это учительницы Татьяна Ясинская, Регина Кутырло, Жанна Карбович, Анна Федосова, Ольга Юлькович. Специально поставил их на распутье, чтобы и в дальнейшем искали пути в мир интересного.

        

 В Старом замке экскурсовод в такие руины нас завела, что не все решились пройтись по ним.

       

 Наконец-то дождались 11 часов 55 минут. В это время ежедневно на верхотуру пожарной каланчи забирается горнист и трубит гимн города «Я люблю Гродно». Вот он, долгожданный всеми туристами момент.

      

 А теперь можно и в Гродненский университет на профориентацию старшеклассников двигать. Но мне-то она не нужна - меня уже впору дисквалифицировать. Поэтому, основательно подкрепившись в университетской столовке, я дал дёру на прогулку по Гродно. Что увидел? Всё не перескажешь. Понравилось многое. Но я покажу то одно, что больше всего не понравилось. Все знают, как выглядит Гродненский драмтеатр. Его архитектурный облик стал брендом Гродно. И посмотрите, как не вписывается в панораму площади танк с крепкой бронёй.

     

 Это я снимок сделал от Гродненской духовной семинарии. Потом обошёл площадь, чтобы сфотографировать семинарию, но крепкая броня всё равно влезла в кадр.

      

 Не тут, совсем не тут место показа советской мощи. Недаром экскурсовод, когда проезжали здесь на автобусе, сказала в микрофон: «Это наш театр, а вот это всеми нами любимый танк». Может, кто и с восторгом воспринял это высказывание, а я уловил иронию в её голосе и хихикнул. Пожилая женщина одобрительно посмотрела на меня и заговорщицки подморгнула. Мы друг друга поняли. Только мне можно это писать, а ей говорить - нельзя. Уволят.

 Три часа профориентировались наши туристы. Потом пошли в Новый замок. Новый - это значит, построенный в 1791 году.

        

 При коммунизме в нём размещался областной комитет КПСС. В настоящее время там находится часть экспозиции Гродненского историко-археологического музея. Не побывать в нём, находясь в Гродно - грех непростительный.

        

 Ну, вот и вечер мглою страшит. Гонит нас в Лепель. Но перед тем по традиции - в «Евроопт», который не нужен лепельскому начальству, но нужен всем лепельчанам.

        

 За шесть часов обратной дороги, думаю, каждый предался рефлексии - осмыслению собственных открытий двух последних дней. Поделюсь своей.

 Что меня больше всего впечатлило? Пусть простят меня седые замки и обличающие иконы. Но больше всего мне в голову засело непроизвольное производственное представление стеклодувов. Это кошмар, ад, самоубийство - так расцениваю их труд во благо своей семьи, а при коммунизме сказали бы: тяжёл, но прекрасен их самоотверженный труд во благо Родины.

 Что меня больше всего удивило? Поведение туристов-старшеклассников. Только интерес и уважение к увиденному читал на их лицах. Все такие в 1-й школе? Или просто не такие не поехали в тур?

 Ах да, я же, проведя два дня в Понёманье, Нёман вам так и не показал. Исправляюсь. Показываю легендарную реку с развалин Старого замка.

       

 







22 ноя 2013 в 07:47 — 6 лет назад

Интересный репортаж.


Что касается танка - не понимаю иронии. Памятник особождению Гродно. Такой же похожий танк даже на Камчатке стоит (Комсомольская площадь Петропавловска-Камчатского)



22 ноя 2013 в 14:46 — 6 лет назад

Соглашусь с Виктором. Валацуга, что-то вы сильно начали политизировать свои репортажи, там где надо и где не надо. При чем тут советская мощь, лично у меня такие памятники вызывают только положительные эмоции связанные не с советской мощью а с героизмом наших дедов и прадедов, символ победы, так сказать. А у Вас чуть что: комуняки да советсткая власть. Не перебор ли?



22 ноя 2013 в 16:29 — 6 лет назад

Ату танки, ату! Гнать их определённой метлой из городов на полигоны или же металлобазы. В городах должны туристов с постаментов не танки пугать, а скульптуры развлекать, вроде как Командировочный в Лиде, француз Желибер в Гродно. Что-то я в тексте политизации не заметил. Или восхваление автором независимой Беларуси за воссоздание разрушенных большевиками замков это политика? Преклонение перед убиенными большевиками священниками это политика? То же относится и к танкам: вон их, в утиль от Лепельского военкомата, с кольца перед Полоцком! А вот преклонение перед действиями большевиков это большая политика, за которую нужно наказывать адекватными большевисцким методами. Беда только, что у нас власть торжественные речи провозглашает в чёрный день начала большевистского террора. До каких пор это будет продолжаться?



22 ноя 2013 в 18:01 — 6 лет назад

Дурак, ты! И уши у тебя холодные. На этих танках деды наши нашу землю от фашизма спасали. И если бы не эти танки, то и тебя бы не было. А если и был, то жил бы в землянке, как недочеловек.



22 ноя 2013 в 21:15 — 6 лет назад

Bigmark, согласен ! Но как бы там повернулась история проиграв мы войну ХЗ ! Понимаешь о чем я ?



22 ноя 2013 в 21:24 — 6 лет назад

SeRJ, я вот не понимаю на что вы намекаете. У нацистов вроде как был четкий план, а вы тут пишете "ХЗ".



22 ноя 2013 в 21:34 — 6 лет назад

Что было бы, проиграв мы войну? Место в мире только одной нации - арийской. Всем остальные - недочеловеки. Посмотрите Х/ф "Иди и смотри" или об этом же "Хатынская повесть" А.Адамовича.



22 ноя 2013 в 22:23 — 6 лет назад

Валацуга: Пра падобныя iконы у местачковых храмах ведаю,пра гарадзенскiя-не! Выкладзi,калi ласка! Трэба ехаць глядзець!



22 ноя 2013 в 23:50 — 6 лет назад







Пры фатаграфаванні я заходзіў з розных бакоў, каб пазбегнуць водблескаў ад акон і фотабліскавіцы. Таму рамкі абразоў на здымках атрымаліся косыя, як у рэпартажы. Тут я абразы абрэзаў роўна, каб больш эстэтычна выглядалі, і адрэзаў рамкі. Калі трэба паказаць такімі, якімі іх сфатаграфаваў, то магу і так зрабіць. Цяпер усё ж адрэзаліся і часткі сюжэтаў.



23 ноя 2013 в 00:38 — 6 лет назад

Вялiкi дзякуй,Валацуга! Цяпер паеду!



23 ноя 2013 в 08:24 — 6 лет назад

Гад,все прекрасно видно, не видишь ты - не значит что нет. Сам вон бреда насочинял на 15 строчек. Тоже кой чего видно. Не трожте танки, готовы на кого и что угодно собак спустить если связь с социализмом есть. А уж мольба на иконы с расстерльными сценами - большего бреда и видеть не приходилось. Помнить это надо как урок истории, но не молиться на это. Вообще уже с мозгами плохо.......



23 ноя 2013 в 11:17 — 6 лет назад

Беда наша, что уроки исторыи мы не хотим учить, да что учить, хотя бы узнать про жизнь двух - трёх поколений близких людей нам недосуг. А вот, что вбили нам в головы, что ради народа, правда, не объясняя простого или номенклатуры, сложили головы миллионы людей. Это мы помним и при сучае не забываем сказать , что если бы не победили, то были бы рабами , жили в землянках, а кто был бы у власти только тем и занимался, что бил бы нас розгами. Дорогие мои сайтчане при любой власти кормили бы и поили и давали бы возможность размножаться. И среди порабощённых появились бы свои богатые и бедные . Жижнь вечна. Сменился бы строй, а каким он был одному Богу известно! А вот танки можно и заменить на более современную технику, например, ракеты . С ними было бы спокойнее жить. Дед всевед.



23 ноя 2013 в 20:48 — 6 лет назад

Макошь: Гэта- iдэйнейшыя iконы, пакутнiцкiя. Не сячэш- не плявузгай!!!



23 ноя 2013 в 22:43 — 6 лет назад

Извини, Дед, но при всём уважении, считаю, что сейчас написал ты глупость. Повернись история в начале XX века по другому. Не было бы революции и последующей советской власти. И что, если бы на танках были нарисованы не звезды, а двуглваый герб царской империи, они бы выглядели лучше? Танк - это вещь. Кусок железа. И сам по себе он ничего не значит. Значение имеют действия людей, в честь которых стоит данный памятник. А люди эти, шагая через смерть, позволили нам жить. И абсолютно неважно, танк, ракета или еще какая "железяка" стоит на постаменте. Это символ, кторый не позволяет нам забыть подвиг наших предков. А привязывать его к политической системе... Я считаю что это как минимум, глупо. Даже, скорее, кощунственно. Потому как землю нашу освобождали простые люди, а не советская власть.



23 ноя 2013 в 23:35 — 6 лет назад

Ха, прикольненько, одну "идэйнасть" ругаем-с, вторую на иконах воспеваем. Че только попы не придумают)))) А Бог-то вообще в храмах еще есть или как в притче о мужике кторого в храме все понукали и из храма выперли?)))))



23 ноя 2013 в 23:36 — 6 лет назад

Бигмарк, плюсуюсь. Только видать "iдэйнейшыя iконы" больше в чести.........



24 ноя 2013 в 10:11 — 6 лет назад

В чести! Только нехристи и нелюди не склонят головы перед ЭТИМИ иконами!



24 ноя 2013 в 10:21 — 6 лет назад

Степан, это Ваше субъективное мнение, не более.......



24 ноя 2013 в 10:49 — 6 лет назад

Макошь: За толерантность-уважаю!



24 ноя 2013 в 11:51 — 6 лет назад

Степан, не люблю я этого слова "толерантность", уж очень у него хвост плохой. Скороей, понимание. Не вижу смысла спорить о том, что касается личного выбора каждого в отдельности. Главное что б не навязывали отсальным свое видение.....



25 ноя 2013 в 17:04 — 6 лет назад

Уважаемый bigmark, истории вспять не бывает. Революция свершилась. "Советская" власть установилась и она начинает действовать:разбираться с народом и вооружаться для своей защиты. Под корень рубит народ на Соловках, Беломор канале и канале Москва - Волга, на растрельных полегонах Сандермоха,Куропат,под Москвой и Ленинградом, а тут ещё голодомор и коллективизация подсобили. Эти куски истории компропаганда старалась замалчивать, но эти деяния были настолько чувствительны, что проникая до глубины души осидали в генах, в виде страха, на всегда.


Победа в ВОВ обошлась народу морем крови. Похваляться такокой победой - кащунство, но где там, её даже взяли коммунисты на вооружение. Если бы не победили, то или не было бы нас, или были бы мы рабами. К этой страшилке и выставлены на пьедисталы танки и пушки для подтверждения силы духа нашего народа, что и пишется в комментах сайта, а врагам на устрашение. Ну а танкистам можно посочувствовать в их смертельно опасном деле. Правдиво об этом написал В. Быков в повести " Полюби меня солдатек". Дед всевед.



25 ноя 2013 в 17:33 — 6 лет назад

А вот что я тебе скажу!!! Победу не трогай!!! Или за ту сторону выступаешь? Не сметь трогать освободительную войну!!! Это я тебе говорю, как внук штурмовика!!!



25 ноя 2013 в 17:50 — 6 лет назад

Степан, наверное У вАС не спрашивали когда описывали " Вяземский котёл" 1941 год. Дед всевед.



25 ноя 2013 в 19:09 — 6 лет назад

И что,взяли Москву?



25 ноя 2013 в 20:34 — 6 лет назад

А я думаю, что танки на пьедестале ставили не как устрашение, а как символ победы. В 1944 году танки применяются уже в составе танковых армий. В наступательных операциях это означает выполнение задачи в глубине обороны противника на удалении от основных войск до 50 км. и более. Соответственно первые входили в города, естественно, не тыловые части, а танки с пехотой на броне (с 1942 г. для пехоты на башне танка приваривали поручни). Про освобождение Гродно пока не читал первоисточников. Но вот, к примеру, что писал Катуков - командующий 1-й танковой армией, особождавшей г.Черновцы, Украина. 1944 г. ("На острие главного удара", 1976 г.):


Встречать советские войска вышли все жители города Черновцы. ... Танкистов осыпали цветами. По просьбе горожан Военный совет нашей армии решил установить танк отважного лейтенанта П. Ф. Никитина на высоком пьедестале. Оп стал памятником всем танкистам-гвардейцам, павшим в боях за город. Именем лейтенанта П. Ф. Никитина названа сейчас одна из улиц города.


До этого описываются события, предшествующие:


Первым ворвался на железнодорожную станцию Мощий танк лейтенанта Никитина. На станционных путях в это время стоял немецкий эшелон. Никитин прямым попаданием разбил паровоз. Эшелон, как видно, должен был пойти в Коломыю, но не ушел.Отважный экипаж заметил, что к перрону вокзала подошел еще один немецкий эшелон. Снова Никитин первым же выстрелом подбил паровоз. Но тут лейтенант увидел, что фашисты поспешно сгружают с платформ танки. Прошло 10—15 минут, пока он выбрал удобную позицию. К этому времени выгруженные вражеские машины, построившись в колонну, двинулись по шоссейной дороге.Находясь в засаде, Никитин выждал удобный момент, и, когда вражеская танковая колонна приблизилась, он первым же выстрелом поджег фашистский головной танк. Вторая машина, пытаясь обойти горящую, зацепилась за нее гусеницей и остановилась. На дороге образовалась пробка. Никитин немедленно воспользовался этим и открыл но колонне непрерывный огонь. За несколько минут ему удалось поджечь семь немецких танков.Наконец гитлеровцы обнаружили советский танк, переходивший от укрытия к укрытию, и обрушили на него град снарядов. В конце концов им удалось подбить тридцатьчетверку. Под разрывами фашистских снарядов погиб лейтенант Никитин. Отважный советский танкист вместе со своим экипажем сорвал немецкую контратаку. Он нанес большой урон гитлеровцам и тем самым облегчил нашим частям продвижение к Черновцам.


Уверен, что и в Гродно была причина поставить танк. И кому помешал этот танк? Может хватит издеваться над памятниками, а с уважением относится к истории? Их истории нужно извлекать уроки, а не перекраивать её. Прошлого не изменить, думайте о будущем.



26 ноя 2013 в 09:37 — 6 лет назад

Нет, Москву не взяли согласен, да у меня и сомнения не было, Я знаю это как Отче наш ! Знаю, что и Ленинград, Сталинград и Курск не взяли и что Победа была на НАШЕЙ стороне. Мне ещё хотелось, что бы нынешная молодёжь знала о судьбе 3 - 4 полений своих родных, близких людей.


Памятники от слова память, пока они будут стоять люди будут помнить и события связанные с ними, будьто танк или пушкка или название улицы в честь героя.или крест на кладбище. Человек в праве думать о нём по своему разумению. Дед всевед.








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ