ПРАЗДНЕСТВА. Рождество в католическом мире


28. 12. 2013
Просмотров: 4 052
ВАЛАЦУГА (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Никогда я не праздновал Рождество в организованном обществе, но всегда было интересно, как это происходит. И вот теперь надумал. Сам напросился в костёл Святого Казимира.

  Приехал накануне.

        

 Вспоминаю костёл в конце 80-х, когда католикам возвратили их законное имущество, которое советские энергетики превратили в склад электрооборудования. Тогда я приводил Лепельскую групу падтрымкі Беларускага Народнага Фронту убирать электротехнический мусор. В то время мы и подумать не могли, что почти руина превратится в такой величавый храм.

       

 Ксёндз Андрей показывает рождественский вертеп.

        

 Основные моменты вертепной композиции покажу с близкого расстояния. Вот реконструкция процесса рождения.

         

 И вот он, новорождённый, 2014 лет назад увидевший свет.

         

 Днём 24 декабря костёл пуст. Праздничная імша будет проводиться в 22 часа и 25 декабря в 11 часов. Какая из них важнее. Ксёндз Андрей говорит, что вечерняя. Значит, буду здесь вечером.

        

 Полно католиков. Чтобы сфотографировать костёл внутри, приходится пробиваться сквозь толпу сзади стоящих.

       

 В ожидании назначенного времени две женщины по очереди читают молитву. Хором её подхватывают остальные. И что удивительно - на беларускай мове: «Святая Марыя, маці божая, маліся за нас, грэшных, цяпер і ў хвіліну смерці нашай. Амін!”

       

 - …Распачнём нашу святую імшу… - начал праздник ксёндз Андрей.

       

 Вообще-то по-русски слово імша пишется как месса, но у меня мозги не срабатывают такую нелепость набрать на клавиатуре, ведь ни одного иностранного слова не звучит в храме, исключительно беларуская мова слышится вокруг.

 Но перед імшой нужно поклониться Христу! И міністранты, а за ними ксёндз Андрей направляются к вертепной композиции.

       

 Присутствующих завораживает игра Татьяны Ивашкевич на органе и Валентины Дигилевой на скрипке.

      

 Правда, я такой ценитель музыки, что не отличу игру известного скрипача-классика Никколо Поганини от игры моего друга Василя Шкиндера. Но это даже хорошо! Ведь в такой ситуации мне всякая музыка кажется прекрасной.

 Вот торжественная процессия дошла до вертепа. Міністранты становятся на колени. Ксёндз Андрей говорит…

       

 Я не могу по памяти воспроизвести его речь. Скажу только, что вызвала она во мне непонятный, доселе неведомый возвышенный порыв, и я захотел взлететь под своды храма и парить там, будто птица феникс…

 Церемония приветствия Христа окончена. Імша продолжается. Ксёндз Андрей не только читает молитвы, но и приводит примеры из поучительных историй, рассказывает о себе.

     

 Мне, например, интересно было узнать, что он окончил Гродзенскую вышэйшую духоўную семінарыю и уже 12-й год… право, не знаю, как написать: работает или же служит ксендзом. Наверное, правильно будет: проповедует.

 Никакой заунывности. Молитвы, просто рассказы звучат увлекательно. Вот за трибуну… снова не то, кажется, нужно написать: «за кафедру», становится прихожанка и по памяти читает святое писание. Признаюсь, самостоятельно читать его в интернете или же книге не стал бы, но здесь слушал с увлечением. Всё понятно, доступно, поскольку па-беларуску.

     

 Может, и учили наизусть, может и репетировали. Это не важно. Главное, что красиво, доступно, увлекательно, от души…

     

 Конечно, все действа в костёле накануне Рождества я не опишу в виде сценария. Вкратце рассказываю лишь о том, что наиболее запомнилось. Вот, например, привлекла внимание очередь за святой Камуніяй, что станет понятно, если её назову причастием.

     

 Впервые увидел раздачу аплатак міністрантамі. Это такие тоненькие прямоугольные лепёшки, испечённые из муки и воды и символизирующие белый хлеб. Я по своей непонятливости начал есть аплатку, но мне сделали замечание: нужно предлагать её другим, а тебе они должны предложить. И не кусается аплатка, а отламывается кусочками, что символизирует равенство всех между собой и перед Богом.

      

 Двое прихожан от имени всех присутствующих католиков поздравили ксендза Андрея с Рождеством и вручили ему подарок. Конечно же, я не подсмотрел, что он из себя представлял.

     

 Зато я видел, какие рождественские подарки вручал спадар Андрэй детям. И не по списку, а всем, кто пожаловал на святую імшу.

      

 Это я рассказываю долго, а імша длилась всего час с небольшим - у католиков так заведено. Поэтому и захватывающе она проходит, и интересно, и стоять верующие не устают, поскольку сидят. Однажды только я загрустил. Это от мысли, что не смогу вам передать изумительный голос и мелодию песни Оли Мазго.

       

 В конце ксёндз Андрей пригласил всех желающих приходить на кофе- чаепитие в День святой семьи, который будет проводиться в костёле в следующее за Рождеством воскресенье.

 Около полуночи был уже дома. Ночью приснился сон, что парю я под сводами другого, Кафедральнага сабора Святого Францыска Ксаверыя в Гродно, и чувствую себя свободно, легко, умиротворённо...

      

 А утром, проснувшись, задумался. К Богу люди приходят в разные периоды своей жизни. Одних к нему приводит переосмысление бытия, иных - жизненные различные обстоятельства. Если вдруг когда-нибудь я стану перед выбором, какой религии посвятить себя, я отдам предпочтение только католицизму, поскольку на 2014-й день рождения Христа я твёрдо убедился, что католическое направление христианской веры - для беларусов.

 







28 дек 2013 в 18:18 — 6 лет назад

А Софийский собор Полоцкий. Подревнее будет.



28 дек 2013 в 23:51 — 6 лет назад

Подревнее, только в нём имшу не проводят



29 дек 2013 в 17:01 — 6 лет назад

Первый раз был в войну, когда платил за электросвет. До войны у нас света не было, электролиния доходила только до Интернациональной ул. После войны был во время отпуска после смерти мамы.Костёл в это время работал и одновремённо ремонтировался . Настоятелем был отец Мечислов, я его попросил отправить мшу по маме. Службы в этот день не было и он мне рассказал с какими трудами пришлось вернуть костёл католикам.Очень много помогла Мария Александровна Альхимович (по мужу фамилию забыл,хотя с мужем её работал в свяи.) Последний раз был в 2011г., зимой на вечерней службе, уже при отце Андрее по поводу мши за упокой мамы. В храме было холодно как, видно, и сейчас. В Петрозаводске костёл по - меньше, отапливается автономно электричеством, средства прихожан, а вот высокий железный забор построил спонсор. Месса на руском языке и тоже 1 час, правда, до мессы читают розарий, но не обязательно все кто будет на службе.У католиков язык той страны где находится храм, чтобы прихожане понимали мессу. Спасибо Владимеру за его репортаж. Дед всевед.



31 дек 2013 в 00:23 — 6 лет назад

католическое направление христианской веры - для беларусов ... ???





31 дек 2013 в 00:28 — 6 лет назад

Серж, а почему нет?



31 дек 2013 в 10:32 — 6 лет назад

Оплатком, который симвализирует тело Христа делятся только на Рождество. В костёле между рядом стоящими людьми, а влюблённые парочки между собой. Дома перед Рождественской постной кутьёй оплаток берёт в руку стврший в доме и даёт каждому отламать кусочек, поздравляя каждого с Рождеством Христовым. Проглатив оплаток едят кутью, каша посыпанная сахаром или политая мёдом, затем пьют вино или водку под фаршированную или жареную рыбу, постной еды на столе, обычно, 12 блюд. Затем поют колядки. О Причастии. Причасчаются после исповеди кругленьким причастием, симвализирующим Тело Христа . Священник обмакивает в вино и под видом тела и крови Христа ложет на язык человеку. Дед всевед.



31 дек 2013 в 11:30 — 6 лет назад

Фрау, иак Русь всегда православной была ... Поэтому так и считаю. У каждого народа свой путь. Но это только моё мнение.



31 дек 2013 в 11:47 — 6 лет назад

когда-то пол -Белоруси было Речью Посполитой. И вера была католической веками, почему сейчас вдруг должно что-то измениться.


Иван! Оплатка женского рода



31 дек 2013 в 14:05 — 6 лет назад

Фрау, спасибо за замечание, плохой я граматей в этом моя беда.


Католичество означает - всеобщее, это вероисповедание объединает сотни национальностей, а православие тоже принимает под своё крыло разные национальности кого только нет финны, карелы, а карелы были и католиками вмиести со шведами и лютеранами, а теперь православными, а что поляков нет православными? А сколько русских мусольманы.Плохо когда отдельные люди чуждаются Бога. Меня лично возмущает раскол християнства в календарных праздниках 25 декабря и 7 января. а между ними Сталинский новый год. Почему никто не хочет понять, что это плохо. Дед всевед.



31 дек 2013 в 14:41 — 6 лет назад

Иван, потому что Новый год это хорошо. Это светский праздник, который очищен (почти) от религиозной обрядовости. 80% населения бывшего СССР чисто формально считают себя христианами. Неужели неочевидно, что христианство - религия прошлого и ему осталось жить, может, ещё пару поколений? Библейский проект, основанный на еврейских сказках, заканчивается.



31 дек 2013 в 15:59 — 6 лет назад

Леонид, вы не правы!



31 дек 2013 в 16:25 — 6 лет назад

Фрау, в чём не прав? В том, что приход православной церкви, несмотря на подъём в 90-х, всё равно сокращается? Скоро храмы придётся содержать за счёт государства. В том, что католичество вырождается и скоро содомитов перестанет считать грешниками? Да, есть ещё иудеи и протестанты, но они вряд ли смогут оказать существенное влияние на наших людей.



31 дек 2013 в 16:55 — 6 лет назад

Мне больш за іншыя падабаецца каталіцкая канфесія хрысціянскай веры. Але я вымушаны згадзіцца з Леанідам. Рэлігія ўвогуле праз пару пакаленняў сапраўды адамрэ. Ну, хто з моладзі сур´ёзна верыць у бога? Хоць гэта і праўда, аднак не зусім добра таму, што мусульманства адмірае значна меншымі тэмпамі. А яно - крыніца тэрарызму. Вось і не будзе каму супрацьстаяць мусульманству па лініі рэлігіі.


А каталіцтва даўжэй за іншыя канфесіі хрысціянства пратрымаецца, бо я ні ў водным храме не бачыў адразу столькі моладзі і дзяцей, як у касцёле Святога Казіміра.


Сёння ўначы пайду на гарадскую навагоднюю ёлку. Раніцой не лягу спаць, пакуль не напішу і не заганю на сайт рэпартаж. Заўтра да абеду будзе гатовы. Чакайце!



31 дек 2013 в 18:31 — 6 лет назад

Леонид, периодически хожу на службы в православные храмы (давно уже) и могу сказать , что с прошлыми годами - людей все больше и больше ! Так, что не похоже, что религия загибается... скорее ноборот. По-крайней мере, православная !



01 янв 2014 в 07:51 — 6 лет назад

Наш уважаемый Валацуга не может определится то он БНФ, то он язычник, то он котолик ...Я понял одно где кормят там и Валацуга!!!




01 янв 2014 в 07:55 — 6 лет назад

Наш уважаемый Валацуга не может определится то он БНФ, то он язычник, то он котолик ...Я понял одно где кормят там и Валацуга!!!




01 янв 2014 в 13:49 — 6 лет назад

Дарьюшке. Одно второму, третьему не помеха. Дед всевед.


Леониду. Религия как птица Феникс с любого огня выйдет живой Уж перед ВОВ в Лепеле были закрыты и переоборудованы все культовые учреждения. Православный собор в хлебопекарню, одна церковь в столовую, вторая под склад; Одна синогога под молокозавод, вторая под кинотеатр; костёл под электростанци.Календарь, чтобы выбросить слово ВОСКРЕСЕНИЕ переделали с.семидневного в шестидневный. На религиозные праздники крест поставили. На Пасху молодёжь навоз на поля возила.Священники , манахи расстреляны или на лесоповале. Ус доволен, а тут война, немцы в Лепеле. В одно из июльских воскресений весь народ города хлынул на православное кладбище к единственно уцелевшей церквушке Святого Георгия победоносца.Сколько было народа на кладбище, Песчанке, а народ всё шёл и шёл., это надобно было видеть,теперь даже трудно представить! На Володарского церквь вернули. Народ в Лепеле молится, а там в Москве Ус Собор созывает опять молиться разрешается. Война кончилась. Ус преставился. К власти пришел Хрущёв. опять гонение на церквь, даже пообещал, что через пару лет ни одного попа не будет. Оказалось это это только желания были, никто никуда не делся, а Хрущёва сняли с должности. Но и при Брежневе на Пасху милиция у церкви стояла, чтобы не пропускать молодёж старикам молиться. Нет силы отменить Бога. По писанию у Бога есть любиый народ тот, который живёт его Помыслами. Это могут быть и не христьяне, которые разделились на конфессии.,ведут развратный образ жизни , не заботятся о детях и стариках. Дед всевед.




01 янв 2014 в 16:31 — 6 лет назад

Иван, не нужно объединять понятия "церковь" и "вера в Бога". Я не говорю о том, что люди перестанут тянутся к "высшим силам". Я говорю о том, что церковь, как институт христианской религии в ближайшем будущем перестанет играть сколь-нибудь значимую роль.
Да, она прекрасно "работала" в прошлом веке, с трудом сейчас, а в будущем, увы, ей нет места. Информационное состояние общества нынче совершенно другое.



01 янв 2014 в 17:34 — 6 лет назад

Леонид,человек предполагает, а Бог располагает!!!



01 янв 2014 в 19:39 — 6 лет назад

f



02 янв 2014 в 10:45 — 6 лет назад

Верующий в Бога человек представляет собой маленькую церквь, а объединяясь вместе составляют большую церквь - храм. По отношению к Богу по вере, созданы храмы. Православные - церкви, католические - костёлы, иудейские - синогоги, лютеранские - кирхи, мусульманские - мечети т.д. Как мне, кажется, каждое вероисповедание стремиться утвердить веру в вечную жизнь. И пока живёт человек на этом свете должен стремится достойно перейти в потустороний мир. Мирскими делами церквь и не должна заниматься, Богова - Богу, цесарю - цесорово. Развитие информации будет, наоборот, способствовать утверждению религиозной веры - персонально в каждом человеке - маленькой церкви. Дед всевед.








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ