БЕРЕЗИНСКАЯ СИСТЕМА. Чёрное будущее Веребского канала


22. 07. 2014
Просмотров: 3 212
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

На сайте пользователь Иван открыл полемику на тему: будет ли восстанавливаться Березинская водная система? Не влезая в учёные дебри, я решил на примере одного из связующих звеньев водного пути показать современное состояние гидротехнического сооружения, чтобы читатели сами убедились, насколько это возможно.

 Наверное, я уже всем уши прожужжал предназначением и значением для Лепеля и Лепельского района Березинской водной системы, чтобы пространно повторяться. Хотя… Ну сколько можно повторять, что строиться водный путь начал в 1796 году уже после смерти самодержки Екатерины её сыном Павлом? Ан нет, продолжает несознательный люд называть останки гидросооружений екатерининскими.

 Итак, прошу к началу четырёхкилометрового Веребского канала.

 Издалека долго течёт река Береща, сказал бы поэт.

          

 Но поэт соврал бы. От истока реки из одноименного озера до истока из неё Веребского канала всего пять километров. Но второго понятия не существует с середины 70-х годов прошлого столетия. Тогда проектанты торфоучастка «Берещанский мох» приговорили Берещу к смертной казни. По их указке торфоразработчики привели приговор в исполнение - понизили уровень грунтовых вод, а вместе с ними и водной поверхности Берещи и Веребского канала на 70 сантиметров. Два водных потока должны были умереть вместе. Но проектанты смилостивились и предусмотрели углубление дна верховьев Веребского канала на тех же 70 сантиметров. Вода перестала заходить в низовья Берещи, а прямой наводкой устремилась в Эсу по каналу. Для усиления приговора место разъединения двух потоков вообще пересыпали земляным валом. Вон там вдалеке вместе с мотоциклом я стою прямо на месте дна прежнего русла Берещи, а на переднем плане то, что от реки осталось.

       

 Река убита. Благодаря этому преступлению оставшийся в живых канал остался жить и помчал в путь-дорожку.

       

 Когда царь Павел прокопал Веребский канал, то увидел, что Береща мешает его наполнению, забирая половину водного потока. Закопать реку, - сказали бы большевистские проектанты. Но умный самодержец (хоть писатель Пикуль и показал его в романе «Фаворит» играющим в куклы юношей-придурком) любил природу. Поэтому приказал невдалеке от истока канала построить на Береще плотину. Приближается караван барок к Веребкам, смотритель закрывает шандоры плотины, вода заполняет канал. Прошёл караван, шандоры открываются, и вода вновь заполняет временно опустевшее русло. Вот на этом месте была плотина.

      

 Как всё просто было при царизме, и как то же осложнилось при коммунизме. Всегда рыбный Зоськин омут превратился в уединённый пруд, в котором его береговой дачник Василь Хацкевич карасей разводит.

       

 А через дамбу Веребский канал перегородил первый завал.

      

 Легко ли построить капитальный мост? А ведь вот этот придётся разрушать при реконструкции Березинской системы.

      

 За мостом Веребский канал побежал по Веребкам.

       

 Но его тормознул второй завал.

      

 Где же это был первый шлюз на Веребском канале? Уже самостоятельно и не нашёл бы то место, если бы не показала торчащую из воду гнилую сваю подруга моей послеармейской юности Лида Михно (Азарёнок).

        

 На том берегу ещё крепится и даже продаётся калаурка (служебный жилой дом смотрителя шлюзов). Второй шлюз нашёл самостоятельно - его береговые земляные укрепления соединяют современные кладки.

     

 А остов шлюза до сего времени не пускает дамбу обрушиться в фарватер.

     

 Бетонные глыбы и валуны возле кладок исторической ценности не имеют.

      

 Их в 80-е годы сбросил в русло по моему совету бывший председатель Корчагин бывшего колхоза имени Чкалова - оба хотели образовать каскад водопадов и развести форель. Но дилетантская замашка превратилась в то, во что и должна была превратиться - в пшик. А когда-то бежавшая параллельно каналу Береща напоминает о своём прежнем существовании лишь прудами в бывших омутах.

     

 Местами настолько близко друг к другу бежали два течения, что только узкая дамба не давала им соединиться.

     

 Но разве можно удержать стремление созданий мужского и женского рода быть вместе? Через полтора столетия после рождения (в 50-е годы прошлого века) разъярённый одиночеством канал набросился на дамбу, прорвал её и слился воедино с Берещей. Какими только валунами-брёвнами-валами не укрепляли люди дорогу на дамбе, взбунтованный вешними водами канал разрушал вал-разлучник и снова обнимал подружку-речку. Вот что осталось от той неукротимой любви.

       

 Мертва подружка. Слаб старик-канал. Но он не перестаёт мстить дамбе-разлучнице и с каждым годом подтачивает её грандиозные крепления.

    

 Да не надрывайся ты так, старина!

     

 Твоя возлюбленная уж сорок лет как представляет заплесневелый труп.

      

 Да и твоя жизнь на исходе. Лучше побереги силы, не трогай пока уцелевшие стены-крепления дамб.

    

 Беги-бурли своим путём.

     

 Жить то тебе осталось совсем ничего.

     

 Этот мост на месте прежнего шлюза хозяин «Гостиного двора» Павел Федькович соорудил. По нему можно в грибной бор по имени Бор забраться.

    

 Но это не он шлюз разрушил. То сделали советские механизаторы в 60-е годы. Тогда ещё гидросооружения служили отличной пешеходной переправой. Но алчные трактористы пронюхали, что шандоры шлюза установлены на огромных бронзовых шарнирах. Завели тракторы и разрушили шлюзы. Бронза была сдана в заготовительную контору. Только остовы стен шлюза остались напоминать о стоящем здесь гидросооружении. Так что не только церкви умели безнаказанно разрушать советские люди.

                

 Благодаря тому, что лиственница в воде не гниёт столетиями, сделанные из неё крепления дамб до сего времени не позволяют им оплыть в русло.

         

 Место последнего шлюза незнающий человек даже не определит.

     

 Трудно сказать, сколько ещё суждено жить Веребскому каналу. Но недолго.

     

 С каждым годом его устье всё меньше и меньше пополняет Эсу.

      

 Вот и прибыли мы на место, где год назад пользователи сайта устраивали форум на природе.

       

 О том читайте вот здесь: http://lepel.by/news_636.html#4292

 А теперь пусть каждый решает, будем ли восстанавливать Березинскую систему. Кстати, частично она, хоть и в современном обличье, реконструирована на Сергучском канале как памятник гидротехнического строительства. Кстати, Веребский канал находится не в таком плачевном состоянии, как Березинский, соединяющий озеро Плавно бассейна Чёрного моря с озером Береща бассейна Балтийского моря. Как выглядел Березинский канал минувшей весной, можно посмотреть вот здесь: http://lepel.by/otklik/otklik.php?id=2072  (часть 5).

 Предполагаю продолжить исследование состояния Березинской водной системы, о чём буду информировать заинтересованных читателей.

 Ах, да! Забыл предупредить, что небесные потоки нынешнего неудачного лета в значительной степени реаминировали Веребский канал и реку Берещу.







30 июня 2014 в 01:21 — 6 лет назад

надобы Валовую гору осветить0



30 июня 2014 в 09:35 — 6 лет назад

И что там освещать? Там тоже самое что и в Веребском. Заросший и заваленный.



30 июня 2014 в 11:44 — 6 лет назад

Если верить "Злому року",опекающему Лепель,то Березинской водной системе не бывать. А если прочитать справку в разделе Экономика на Lepel.bu от 23 июня 2014г. где написано как положительный факт: В Беларуси стало больше перевозок грузов внутреннем водным транспортом. В январе-мае 2014Гг. объём перевозок составил 1млн. тонн или 115,8% к аналогичному периоду 2013г. Перевезено пассажиров 35,4. Объём инвестиций в основной капитал составил 14 млрд руб. Это то не повод к дальнейшему развитию водных систем? Если в далёкую старину киркой и лопатой при поморщи лошадей соорудили Березинскую водную систему, то при современной технике восстановить её не представит трудностей. Дело в выгоде! А это дело специалистов. Дальше не хочу повторять ранее написанное. Дед всевед.


30 июня 2014 в 12:18 — 6 лет назад

Откуда в Беларуси такие гроши на востановление системы? Иван, опять в кредиты влазить или придумывать новый налог? Думаю многие не поймут.



30 июня 2014 в 13:40 — 6 лет назад

Проще и намного дешевле загрузить фуру и привезти товар в Лепель за 2-3 часа, чем тратить средства на погрузку, транспортировку, разгрузку в ту же фуру (баржа к складу не подплывет), да и ждать несколько дней.


Никто сиситемой заниматься не будет. Валацуга прав, она умирает.



01 июля 2014 в 20:41 — 6 лет назад

В 2015 г. планируется начать восстановление водного пути из Балтийского в Черное море, но в другом месте:


http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Vosstanovlenie-vodnotransportnogo-soedinenija-Chernogo-i-Baltijskogo-morej-cherez-Belarus-planiruetsja-nachat-v-2015-godu_i_673938.html




30 окт 2016 в 17:55 — 3 года назад

http://www.sb.by/kultura/article/iz-slonima-v-chernoe-more.html и нам давно пора было создать подобное и привлечь всех к реконструкции объекта!








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ