«У княстве Лепельскага Цмока»). Через месяц в парке на фестивале беларуской мифологии состоялся пленер юных художников города (репортаж «ПРАЗДНЕСТВА. Во владеньях Льва и Цмока» ). Несколько месяцев участники обоих пленеров готовили работы к выставке в салоне-магазине «Скарбонка». Приглашаю на вернисаж!" />

ВЕРНИСАЖ. Цмок обрёл вечную жизнь


10. 03. 2015
Просмотров: 3 105
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Прошлым летом в агроусадьбе «Полсвиж» прошёл пленер художников области (репортаж «Фэст і плэнэр «У княстве Лепельскага Цмока»). Через месяц в парке на фестивале беларуской мифологии состоялся пленер юных художников города (репортаж «ПРАЗДНЕСТВА. Во владеньях Льва и Цмока» ). Несколько месяцев участники обоих пленеров готовили работы к выставке в салоне-магазине «Скарбонка». Приглашаю на вернисаж!

 Какой портрет! Какой пейзаж! Сразу упреждаю вопрос: как может сочетаться портрет Цмока с пейзажем? Очень просто. Чтобы это понять, нужно внимательно вдуматься в название пленера: «У княстве Лепельскага Цмока». Рисовать предлагалось буквально всё - что видят глаза, то и находится во владениях нашего милого Чудовища.

 Зная, что в «Скарбонке» давно поселился Цмок, рассчитывал увидеть картины с изображением лишь Чудища и окружающей его природы.

       

 Однако был приятно шокирован, попав в настоящий шабаш нечистой силы и языческих богов. Одного только бога зимы Зюзю изобразили несколько художников. Таким его видел Волочник Денис.

     

 А вот таким знал беларуского прототипа импортированного нам Деда Мороза Миронович Владик.

      

 Далеко не последний Зюзя Григорьевой Полины.

      

 С богом плодородия и солнечного света Дажьбогом подружился Ионов Максим.

      

 Отдал предпочтение Дажьбогу и Севницкий Артур.

      

 Щербач Насте приглянулся бог плодородия, весны и чувственной любви Ярила.

    

 Ох, и разозлил Полякович Миша древнебеларуского бога огня Жижаля.

    

 Удивительно, что мирно ужились не только плохие и хорошие божества, но приняли в свою компанию и Нечисть всякую. Кажется, у Кристины Судак хорошие отношения с её Домовиком.

     

 Настя Грибанова довольна: её учитель Иван Будич одобряет созданных фантазией ученицы Оборотней.

     

 Всем известно, что я одержим охотой за Нечистью. Подтверждаю, что властитель болотных топей Багник выглядит именно так, как его изобразила Юлиана Поборцева.

     

 Всех мифических существ, издревле обитающих в беларуских преданиях и изображённых учениками художественного направления школы искусств, даже показать не смогу - картины висят в три этажа. Насте Савченко пришлось забраться на родного дядю Леонида Савченко, чтобы показать свою Запечную Кикимору, которая втихаря вылезает из-за печи и разбрасывает по комнате вещи девочки.

      

 Вторят детям и взрослые дяди. Придётся взять с собой поохотиться на нечисть витебского художника и нашего земляка Олега Сковородко: зачем нам поодиночке блуждать по болотам? Он самостоятельно вон какого Водяного высмотрел.

       

 Уже и песню про Цмока сложили лепельчане? Оказывается, они только исполнители - слова и мелодию сотни лет назад придумали наши пращуры.

       

 Кстати, а где же сам виновник вернисажа Цмок? Хватает и ему места. Лепелец Иван Будич и витьбич Леонид Савченко ещё на пленере вырезали из дерева скульптуры таинственного обитателя озера Лепельского.

     

 А Ольга Гончар желает беларуским Цмокам беззаботной жизни.

     

 Кстати, я курировал летний пленер, каждый вечер посещая художников, чтобы рассказать посетителям сайта о ходе мероприятия. Днём же занимался своими делами, а мастера разбредались по Великому княжеству Лепельского Цмока в поисках натуры. Еду как-то утром по старому Борисовскому тракту и вижу, что Оля Гончар возле Юшек поставила на обочине машину, разложила мольберт и переносит на полотно съезд к даче Бойкова. Прекрасная «Лесная дорога» получилась.

     

 Но возвратимся к Цмоку. В беларуской мифологии он ещё называется Чмоком, Смоком, Змеем. Так вот, Володя Крицкий ещё десять лет назад создал картину «Предание про Змеев камень», которая точь-в-точь воспроизводит легенду об этом уникальном памятнике природы.

        

 Наверное, Вика Куприянович на берегу себя сфотографировала методом селфи, а потом по фотографии нарисовала акварель «Цмок и девушка».

      

 А Даша Азарёнок в картине «Лепельская легенда» воплотила неразлучимую дружбу нашего Цмока с нашей Русалкой.

      

 И Цмоков всех невозможно перенести с вернисажа в репортаж. Но этого показать обязан. Так сказать, похвастаться. Его после завершения выставки дарит мне витебский художник-мифист Владимир Вольнов за то, что это я родил Лепельского Цмока. Он так и назвал картину: «Лепельский Цмок». Она займёт почётное место в моей коллекции.

     

 Володя, у меня нет слов выразить свою благодарность. Огромное тебе спасибо!

     

 Жалко, что у тебя не получилось приехать на вернисаж. Ну что ж, буду твоим вечным должником. А давай, я помещу в репортаж тебя на фестивале в агроусадьбе «Полсвиж» с написанными тобой на пленере картинами.

    

 Теперь в самый раз переходить к работам, изображающим само Великое княжество Лепельского Цмока. Во время пленера полочанка Катя Мясникова выбрала для сюжета бывшую колхозную мельницу в Зелёном Острове. Лично показывает картину «У старой мельницы».

     

 Нужно сказать, что каждый художник выставил по несколько картин. Просто их все невозможно сразу сфотографировать. Вот и Алеся Савченко поставил лишь возле двух его работ: «Туман на Святом озере» и «Вид на Лепельское озеро».

     

 Не поместились в кадр ещё две картины Володи Пшенко. Как искушённый опытный художник он не стал рыскать по Великому княжеству в поисках сюжета, а прямо с откоса Василёва холма создал картину «За околицей Великого Полсвижа».

     

 А Женя Липский из Шарковщинского района даже Володю Пшенко обскакал: он прямо из центра Василёва холма написал картину «Фест Полсвиж».

      

 Но на озеро Женя Липский всё же сходил.

      

 Считал, что только я да жители Великого Полсвижа знают, что в небольшом болоте за фермой растёт клюква. Но витьбич Валера Белый обнаружил, на мой взгляд, засекреченное место. И ягода на его картине «Клюква» как раз такая зелёная, какая бывает в начале августа.

     

 Непременно себя видит Даша Хейлик на будущем народном обряде «Призыв весны».

      

 Думаю, что хозяйка Дома ремёсел и «Скарбонки» Елена Бородейко довольна мероприятием: его не нужно было организовывать, всё сделали хозяин агроусадьбы «Полсвиж» Василь Шкиндер и художник Алесь Савченко.

      

 А вот недовольные среди масс непременно найдутся: зачем, мол, нечисть и языческих богов пропагандируют - вот если бы совремённого бога нарисовали… Но ведь все боги как и вся нечисть имеют одинаковое мифическое происхождение. И уважать все мифы мы должны равнозначно. Пусть возмущающиеся организуют пленер по изображению их бога. Думаю, в «Скарбонку» выставиться пустят и с такой тематикой. Но, не будем о грустном. Посмотрите, с каким удовольствием и увлечением слушают взрослые и дети экскурсовода по выставке Алеся Савченко.

     

 Ну, а сладкого поесть да горячего попить после вызванных вернисажем волнений - не меньшее удовольствие.

     

 А вот расставание всегда не очень приятно. До скорой встречи, друзья!

     

 Ну вот, не успел завершить репортаж, как Катя Мясникова из Полоцка уже фото меня на вернисаже прислала. Спасибо, Катя!

     

 Как стремительно возрождается культурное достояние наших предков! Ещё полдесятка лет назад 99 процентов беларусов не слышали слова «цмок». Теперь его знает весь прогрессивный мир. Благодаря писателям, журналистам, скульпторам, фотографам, художникам, Цмок обрёл вечную жизнь. Если, конечно, вновь не запылают костры очередной инквизиции. История, к сожалению, повторяется…

 Ах да! Забыл объяснить, почему картины наперекосяк сфотографированы. Фотографы поймут: чтобы не ловить объективом блики электрических лампочек и окон. Поэтому па приходилось выделывать перед работами.







26 янв 2015 в 22:59 — 5 лет назад

Простите, но я не понимаю что здесь изображено.



Если с нижней левой картиной ещё что-то понятно, то остальные мой разум отказывается воспринимать.


Была в августе на на пленере, видела эти работы в живую, но что тогда, что сейчас( доработанные) это что-то загадочное.


Если честно, я так же умею рисовать.



27 янв 2015 в 05:44 — 5 лет назад

А Вы напрягите фантазию и сможете по каждой картине написать эссе.



27 янв 2015 в 14:41 — 5 лет назад

Это как в том анекдоте " Посетив выставку авангардистов вовочка понял что может стать неплохим художником" Пишу письмо



27 янв 2015 в 14:44 — 5 лет назад

Дети +++



27 янв 2015 в 22:29 — 5 лет назад

А миллионы тонких ценителей изобразительного искусства восхищаются даже "Чёрным квадратом" г-на Малевича и готовы заплатить за этот шедевр немалые деньги в твёрдой валюте.



28 янв 2015 в 14:59 — 5 лет назад

Мартин, квадрат в "Чёрном квадрате" видят люди со слабо развитым воображением. На самом деле это не чёрный квадрат, а разноцветный куб. Так как чёрный цвет поглощает другие цвета, поэтому увидеть разноцветный куб в чёрном квадрате достаточно сложно. Кароч, не каждому дано, особенно забитому лепельчанину.


квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/ © AdMe.ru
квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/ © AdMe.ru
квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-smyslov-chernogo-kvadrata-508405/ © AdMe.ru


28 янв 2015 в 19:12 — 5 лет назад

А, поняла! Значит, чтобы зритель понял, что я нарисовала медведя, нужно подписать, что это медведь. А ещё лучше - инструкцию составить, как на "Чёрный квадрат". Кстати, ссылочка-то на инструкцию к "Квадрату" не работает - выдаёт вот это:




29 янв 2015 в 06:52 — 5 лет назад

Мартин, Попытаюсь как-нибудь помягче " Стоит такой "ценитель прекрасного" у черного квадрата и восхищается как прекрасно. Подходит мужик и спрашивает, вы когда-нибудь ежа имели? Тот говорит ,это вы к чему? Да вот смотрю стоите ерунду говорите я решил беседу поддержать"



29 янв 2015 в 07:50 — 5 лет назад

А тонкие ценители всё равно восхищаются, аж слюни текут и готовы покупать и выцарапать глаза тем, кто не понимает и лезет в калашный ряд.



30 янв 2015 в 15:49 — 5 лет назад

Сайт "Краіна Цмокаў" таксама падтрымаў наш плэнэр:



Вось спасылка:


http://cmok.budzma.org/node/131








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ