ФАРБЫ ЛЕПЕЛЬШЧЫНЫ

Эйфория в осенней идиллии


09. 11. 2015
Просмотров: 2 974
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Посчитал себя первым посетителем вернисажа работ лепельских художников, выставка которых проводится раз в два года с 1993-го и называется «Фарбы Лепельщыны». Но, войдя в выставочный зал музея, увидел опередившего меня композитора Александра Болотника. Направился было поздороваться, но на подходе в нерешительности остановился. Александр был нарисован графитом на бумаге.

 Кто ж это мог так постараться? Ну, вылитый Александр Болотник. Так и кажется, что сейчас со стены зазвучит его конёк - «Чарка на посошок».

 Читаю сопроводительную надпись: «Лещёв А.О. Портрет А.П. Болотника». Неужто это Лёша стал классным портретистом? Помню первые его детские работы на выставках воспитанников художественной школы. Я уже тогда обратил на них внимание. После Алексей окончил художественно-графический факультет Витебского университета. И вот результат. Непременно нужно сфотографировать Алексея Лещёва вместе с его творением. Но, пока я один на вернисаже.

 Нужно быть осторожным, чтобы вновь не влететь впросак, как с желанием поздороваться с Болотником. Ведь каждая картина манит к себе неповторимым таинством сюжета. Не начать бы искать удобное место для заброса удочки в «Озере Лепельском» Владимира Пшонко.

 И Володи Пшонко пока нет. Но люди собираются. Видимо, сейчас начнётся открытие. Но я постараюсь до открытия несколько работ посмотреть, чтобы потом не мешали спины и головы интересующихся посетителей. Вот заманивает на весеннюю опушку «Сон-трава» учителя детской школы искусств Марины Савченко.

 Конёк Марины – батик. Это ручная роспись по ткани с использованием закрепляющих составов, чтобы ограничить расползание красок. Прекрасно получается. И, как я заметил, батик почему-то увлекает женщин. Наверное, потому, что в таком стиле исполнения лучше всего получаются цветы.

 Сразу предупреждаю, что почти все художники предоставили по несколько картин. Но я всех не смогу показать, поскольку выставлено 48 работ 18 авторов. Поэтому показываю по одной картине. Но выбираю не лучшие, на мой взгляд, а те, к которым удобнее подступиться, ведь все работы хороши. А некоторые, особенно акварели за стеклом, помещены так, что никак не избавиться на фото бликов от окон и лампочек, как ни крутись. Потому-то и приходится танцевать вокруг рамок. Вот, например, Михаил Азарёнок, выпускник отделения художественной обработки древесины Витебского профессионально-технического колледжа, предоставил пять акварелей, которые для краткости объединю общим названием одной из них: «Эйфория». Все бы показать одним махом, но слишком много бликов получается. Поэтому фоткаю три, стараясь свести отражения источников света к минимуму.

 Но вернёмся к Савченко. Учитель детской школы искусств Александр, муж Марины, наверное, недавно написал «Натюрморт с георгинами», поскольку вижу его впервые.

 Ба! И сын Александра с МаринойИгорь, преподаватель Минского художественного колледжа, предоставил триптих «Ушачские мотивы» и картину «Святая ночь». Вот последняя.

 Кстати, среди посетителей замечаю самого главу семьи Савченко.

 - Алесь, приветствую и сожалею, что на вернисаж не получилось прибыть Марине и Игорю. Давай тебя щёлкну на фоне вашего семейного музейного уголка, пока суть да дело…

 Алесь, у тебя много поистине шедевров. Но мне всех дороже твоя текстовая эпитафия «Польскі шпіён Тарэнта Шушкевіч з Лепельшчыны. Расстраляны тут 1.Х.1937».

 Однако время твоё творение обветшало, его повредили большевистские воспитанники.

 Наеду на тебя, друг. Переделать тебе придётся эпитафию. А где она установлена, можете посмотреть в моём блоге репортаж «ДЗЯДЫ. Здароў, польскі шпіён!”.

 Продолжаю знакомить читателей с авторами выставки «Фарбы Лепельшчыны», избегая при том заунывных биографических статфактов. Вот учитель детской школы искусств Иван Будич чаи гоняет подле своих творений – рамы для зеркала «Лесная идиллия» и скульптуры «Медведь».

 - Помоги-ка ты мне, Иван, разгадать загадку, которую непременно создают организаторы всех выставок всем посетителям. Вот выставляет керамические изделия «Ратуша», «Чайники» и «Домик» некто Будич А.И. Этот А.И. есть Анатолий или Анастасия, видимо Иванович (или Ивановна) твой родственник (или родственница)? По такому представлению даже пол мастера невозможно определить…

 - Так написали. А.И. – моя дочь Аня, учится на художественно-графическом факультете Витебского университета.

 - Тогда уж раскодируй и код из твоей фамилии и инициал Д.И. Некто Будич Д.И. карандашом создал серию прекрасных портретов «Лепельчанка». Твой сын Даниил или дочка Дарья это?

 - Сам не понимаю, почему не принято указывать вначале полностью имя, а следом фамилию, как делается в цивилизованном мире. Интересующий тебя Д.И. есть мой сын Дмитрий, художник акционерного общества «Белреставрация».

 - Беда с этим инициализмом. Вот если бы я обратился к тебе типа: Будич И.Н., объясни-ка мне… Ты бы ответил примерно: «Шушкевич В.К., шёл бы ты к чёрту…»

 Посмеялись. Только поблагодарил Ивана за расшифровку шифрограмм с закодированным полом авторов, как сознание непроизвольно тормознуло ноги возле философской работы тушью и карандашом «Перевёрнутый чёрно-белый сон». Иван! Его стиль. Вот уж где комментариев не требуется, кто такой автор «Будич И.Н.»

 Простите, обход выставки временно прекращаю – начинается открытие вернисажа. Слово имеют директор музея Алина Стельмах и заместитель начальника отдела райисполкома Тамара Бароха.

 Внимательно слушают свои короткие характеристики художники. Вот только не пойму, почему на всех вернисажах авторов работ ставят напротив окна. Всем же известно, что дневные окна внутри помещения – злейшие враги фотографов. Нет же, будто назло им делают. Соответственный и результат.

 Я потом вам покажу каждого в отдельности. А пока взгляните, как сосредоточены посетители. Дело, значит, говорят начальники.

 Что они говорили, я, конечно, не запомнил. Да и вряд ли вам будет интересно слушать речи в пересказе. А вот когда всё закончится, представлю вам каждого присутствующего художника. Для того специально поставлю их возле своих работ, чтобы сразу убить двух зайцев – показать и автора, и его работу. А так же постараюсь ещё и третьего зайца словить – отдельно другую картину показать. Начнём с последнего. Прошу к «Осеннему пейзажу» Павла Жерносека.

 Позвал его. Пока подойдёт, поспешу сказать, что я всегда, когда понадобится сделать презент умному человеку, покупаю пейзаж Пашки. Фурор моё подношение производит грандиозный. Сейчас он выставил пять работ: одну я показал, «Зима в лесу», «Розовый закат», «Опушка», а около «Дыхания осени» сейчас самого поставлю – уже подходит.

 Забыл только сказать, что Павел работает пенсионером, т.е пенсионер – малость запутался с представлением. А коль уж начал с этой категории населения, то следующую позову Елену Безегу. Рисовать она начала, как на пенсию вышла. Стаж художника высчитайте сами: родилась в 1945 году в китайском городе Мергене. Выставляет работы «Пасека», «Избушка на полянке», «Зимнее утро»…

 - Елена Фёдоровна, пожалуйста, становитесь возле своей «Осени». Без комментариев вижу, что писали вы Комсомольский парк со ската улицы Интернациональной в исток Уллы.

 Растерялся. Не могу сходу так определиться, какую картину Галины Поповой, тренера по дзюдо и самбо показать. Есть «Рябина», «Настенька», «Ангел-хранитель», «Костёл св. Казимира». Одна другой лучше. Ну, тогда остановлюсь на костёле – как будто на увеличенном цветном фото получился.

 А где же сам автор? Галинаааа! Прошу в ваш уголок.

 Простите, но нарушу самим установленное правило: художник около картины плюс ещё одна картина. Не могу обойти спецвниманием «Настеньку» Галины Поповой. Я не знаю, кто такая Настенька. Но, держу пари, что внучка Галины. Этого не написано, но я в стиле исполнения вижу материнскую любовь. Дочке возрасты не соответствуют. Внучка! Внучка, значит, Настенька Галине.

 «Озеро Лепельское» Владимира Пшонко уже показывал. А у него ещё есть «Полдень». Сейчас отыщу автора и поставлю возле второй работы.

 Володя, а ты будешь великим художником. Когда умрёшь. Как Ван Гог, всего одну картину которого купили при жизни. Но пусть твоё признание подождёт – живи долго. Как и это моё описание «Фарбаў Лепельшчыны-2015»  теперь пройдёт незаметно, а всплывёт лишь через несколько столетий. Красивые слова здесь излишни. Нужны лишь глаза. Правда, и ум тоже. Если в голове пусто, то и самый зоркий глаз не поможет.

 А теперь покажу вам автора портрета, с самого начала введшего меня в заблуждение. Оставил его, так сказать, на закуску. Знакомьтесь: Алексей Лещёв.

 Со всеми присутствующими художниками вас познакомил. Остались отсутствующие. Их, соответственно, показать не могу, а вот по одной работе на суд вынесу. Мысленный суд, конечно. Публичный не пройдёт, ибо самого «судью» осудят, если он примется, например, судить мэтра Олега Сковородко. Дело в том, что картины его обсудили очень большие специалисты, поскольку приняли в Союз художников Республики Беларусь. Олег живёт в Витебске, однако родную Лепельщину не забывает, выставляет у нас свои работы, а недавно участвовал в пленэре, посвящённом нашему Цмоку Лепельскому. Я тогда с ним подружился. Сейчас Олег выставляет философские работы «Спутники одиночества», «Рыбачка» и «Март». Какую из них показать? Пожалуй, остановлюсь на «Марте». Долго можно на неё смотреть и рассуждать над сюжетом, над прожитой жизнью, над будущим человечества… И такую пространность мыслей вызывают всего два действа и название картины: целующаяся молодая пара (а что она молодая, видно по коротенькой юбчонке) и коты на козырьке фронтона – март ведь.

 Родился в нашей Воловой Горе. Живёт в соседнем Полоцке. Член Союза художников. Это я про Сергея Привадо. Представил одну работу. Пастель на бумаге. «Придвинские камни». Есть над чем поразмышлять.

 Виталий Гуназа родился в Псковской области. Предоставил масляные холсты «Из окна» и «Зимняя река». Вот только не выяснил, каким боком он касается Лепельщины. Но работы лишними не были. Как раз дополнили выставку недостающим стилем исполнения.

 Уроженец Пышно Юрий Щука работает в Национальном детском оздоровительном лагере «Зубрёнок». Может поэтому его акварели «Ромашка» и «К солнцу» меня так и подмывает назвать розовой мечтой детства.

 Непременно отыщу место с акварели «Пойма реки Березины» доктора искусствоведения Григория Шауро, чтобы поставить там палатку и воплотиться в таинство великой реки.

 Всех 18 художников показал? Вот видите, так наобум и не посчитаете. А показал-то я работы семнадцати. Специально оставил на завершение шедевр в моём понимании. За оценку художественного исполнения не ручаюсь – не искусствовед ведь я. А вот философский замысел буду отстаивать до пены на губах. Масло «Адраджэнне» преподавателя рисунка, живописи и начертательной геометрии Полоцкого университета Вероники Васильевой.

 Чьё возрождение? Листвы, природы, человека? С природой понятно. А человека видите? И я не вижу. Но я вижу в листве и природе стремительное возрождение себя и постепенное, рассудительное - всего общества. Своё возрождение считаю именно таким, единственно правильным, как в «Адраджэнні». Не с меня ли невидимого ты писала картину, Вика? Прости, но после твоего шедевра я не могу обращаться к тебе казённо на «вы». Ты стала моим идеалом после гэтых «Фарбаў». И я просто вынужден назвать твою девичью фамилию – Колосовская. Гордитесь, Виталик и Таня, дочкой.

 А вот теперь позвольте откланяться. Спешите на выставку – продлится она до 15 декабря.

 Взялся попрощаться, но одна душещипательная сценка возвратила меня из фойе в демонстрационную залу. Подсмотрел я ребяческим оком, как встретились два художника – учитель и ученик, Алесь Савченко с Лёшкой Лещёвым. Алесь имеет полное право гордиться своими педагогическими способностями. Алексей также имеет полное право гордиться своими способностями художника.

 Чао до встречи на «Фарбах Лепельшчыны» в 2017 году!












Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ