ПРАЗДНЕСТВА

Рождество по Лепелю шагает


28. 12. 2015
Просмотров: 3 775
Блукач ВАЛАЦУЖНЫ (Валадар ШУШКЕВІЧ). Спецыяльна для LEPEL.BY.

Рождество - это отдельный праздник или преддверие Нового года? Как кому. Для меня – второе. А вот Европа Рождество считает главнее Нового года. Я хоть и уважаю Европу, однако с этим её мнением не совсем согласен. Правильнее будет рассудить, наверное, так: праздник Новый год начинается с Рождества. Во всяком случае, у нас нынешние новогодние празднества начались именно так. И я был тому свидетелем.

 Перед Рождеством культура начала смотр художественной самодеятельности сельских артистов. И не просто по принципу: спел-сплясал – получи оценку, а по особому предварительному заданию. Во-первых, нужно выдержать стиль «Ретро-вечеринка  60 – 80-х годов». Во-вторых, я не знаю, что задавалось во-вторых. Но то, что увидел, стало пределом всех моих ожиданий. Я умирал. От смеха. И весь зал сельского Дома культуры тоже умирал и тоже от смеха. После вечеринки я искренне пожалел ту массу людей, которая не посетила умористическое (да-да, именно так я и хотел сказать, а не ошибку допустил) мероприятие.

 Район поделился на три части. Смотр проводился в Стаях, Великом Полсвиже и Черейщине. Я выбрал близкий мне Великий Полсвиж. Туда съехались артисты Горского, Домжерицкого и Полсвижского домов культуры. Вступительные номера исполнили лучшие артисты района.

 И вот тогда началась настоящая умора. Это ж надо такое придумать: воспроизвести советские ретро-кинокомедии. Я так и не понял, были это пародии, плагиат, подражание или ещё что-то непонятное… Но это и не важно. Важно, что зрители за животы хватались, чтобы не заболели от смеха. Если видели на Первом российском канале передачу пародий «Точь-в-точь», то она проводится по сценарию лепельских артистов.

 Артисты Домжерицкого дома культуры спародировали фильм «Свадьба в Малиновке». Да как! Даже не точь-в-точь как в самом фильме, а гораздо смешнее. Вот смотрите сами, как Яшка-артиллерист завлекает Горпину Дормидонтовну. Проще говоря, лапшу ей на уши вешает насчёт «бац-бац и мимо».

 А вот Гапуся уже учится танцевать модный танец «В ту степь».

 Вот Горпина с Яшкой уже освоили им на ходу придуманный танец.

 Как легко Яшка бросал упитанную украинскую бабу, как она летала, будто пушинка, по сцене. Умора!

 А вот точь-в-точь на сцену тащит ящик с награбленной мануфактурой бандит Сметана. Попандопуло, адъютант атамана Грициана Таврического, точь-в-точь обдуривает придурковатого бандита во время делёжки шмоток по принципу «всё себе». Даже такой же никому ненужный чепчик завязывает под носом у Сметаны.

 Гремят аплодисменты от сердца, от души, а не приличия ради.

 Наполненные слезами радости глаза скашиваю на соседей. И они носовые платочки в руках теребят, время от времени прикладывая их к глазам. А лица-то какие счастливые!

 До меня доходит суть конкурса. Сейчас и другие Дома культуры будут пародировать другие комедии. Давайте! Я готов смеяться. Я завёлся! Все завелись. И на сцену выходит бюрократ Серафим Иванович Огурцов, исполняющий обязанности директора Дома культуры.

 Зал взрывается аплодисментами. Все мгновенно узнают сцену из «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Ретроград по натуре Серафим Иванович отметает все новаторские предложения молодых артистов.

 Точь-в-точь пьяный лектор из «общества по распространению» Никадилов начинает заплетающимся языком рассуждения, есть ли жизнь на Марсе.

 Точь-в-точь лектор пускается в пляс так, что никакая фотоэкспозиция не может уловить его, неподвижного, хотя бы на долю секунды.

 И вот, наконец, Леночка Крылова начинает всемирно известную песню про «пять минут»…

 Что в «Карнавальной ночи» не точь-в-точь, так это обезьянка, с которой не расстаётся Людмила Гурч… простите, Леночка Крылова, поскольку на носу год Обезьяны. Но этот эпизод даже украшает кинокартину.

 Сижу на первом ряду, чтобы удобно было фотографировать. И за моей спиной вдруг заводится хор. Он поёт про «пять минут». Слушатели сами начали, без предложения со сцены…

 Это я на скорую руку, галопом по Европам пробежался по сюжетам пародий на знакомые всем советским и антисоветским элементам бравые советские комедии. Длились же они гораздо больше, чем я уделил время описанию. А конкретно – 20 минут было предоставлено каждому Дому культуру.

 Ах да! Я же, кажется, не назвал происхождение артистов, точь-в-точь воспроизведших «Карнавальную ночь». Из Горок они. Только бюрократ Огурцов исполняет обязанности директора не Горского дома культуры, не подумайте так, а рязановского согласно сценарию.

 …Смотрите, на сцене Петруха и товарищ Сухов!

 Все настолько знают двойников артистов народного блокбастера «Белое солнце пустыни», что не нуждается в представлении Полсвижский дом культуры. Хотя… Попробуй отгадать, кто из полсвижанок прячется под паранджой, представляя толпу жён главаря басмачей Абдуллы. Товарищ Сухов начинает перекличку по списку. Как всегда, нет Гюльчатай. После неоднократных повторов необычного имени, появляется самая юная шалунья. Взрыв хохота прокатывается по залу – все ожидают хрупкую малышку, а в общий строй становится самая тучная баба. Плюс полсвижскому режиссёру!

 Ограниченный рамками репортажа, я не могу пересказать весь ход событий на сцене, начиная от счастливого Али-Бабы в окружении запаранджированых восточных красоток-невидимок и оканчивая счастливой финальной пляской совместно всех героев. Но под конец полсвижский режиссёр показал фору даже самому Мотылю. Пусть он и лепельчанин (по непонятным причинам родился в Лепеле от родителей-минчан в 1927 году), но он разработал грустный сюжет своего триллера, предоставив бандиту Абдулле право заколоть Гюльчатай и Петруху. Разве ж можно в новый год входить опечаленными такой жуткой потерей всеобщих любимцев – желторотого красноармейца-профана Петрухи и чуть ли не девочки Гюльчатай? Полсвижский режиссёр удачно исправил положение. Его Абдулла не только не убил героев фильма, но даже в качестве новогоднего подарка подогнал товарищу Сухову его извечную мечту – Катерину Матвеевну. Пока мотыльские враги ведут дружескую беседу, Катерина Матвеевна стойко ожидает счастливой реакции любимого товарища Сухова, который ещё не знает о привалившем ему счастье, благодаря предусмотрительности Чёрного Абдуллы.

 Сами понимаете реакцию главного героя на неожиданный подарок. Здесь уже было не до смеха, и носовые платочки потянулись к глазам, чтобы утереть не вызванные смехом слёзы, а слёзы умиления. Понятно, что товарищ Сухов обезумел от радости, а счастливая Катерина Матвеевна нашла в себе силу воли всего лишь скромно обнять любимого красноармейца за шею. Поистине советская любовь!

 Меня сначала хотели включить в жюри ретро-вечеринки. Но я предусмотрительно отказался. Вот что мне было бы делать, будь я жюристом? Как выбрать лучшее из всего одинаково хорошего? Нет уж, увольте, сами решайте неразрешимую задачу.

 А я – бац-бац, и в сторону: даже слушать не буду, кому жюри отдало предпочтение. Лучше поищу Петруху, может мне Гюльчатай на вечер уступит. Красноармейца-то я нашёл, но не таким уж недотёпой он оказался – вместо Гюльчатай, которую, по-видимому, для себя припрятал, мне Людину подогнал.

 Может и Людина неплоха, но как я это узнаю под паранджой, правильнее называемой участниками войны на Донбассе балаклавой? А вдруг под балаклавой вообще Абдулла? Не щёдрый даритель сюрпризов полсвижского режиссёра, а созданный Мотылём хладнокровный убийца. Нет уж, увольте, иди-ка ты, Людина, в свой гарем. А я подамся на выставку-конкурс новогодних ёлок в Дом ремёсел.

*   *   *

 Считал, что после увиденного на сцене Полсвижского дома культуры меня уже ничего не удивит в это Рождество. Но я глубоко ошибался, думая так. Шёл в Дом ремёсел на обычную выставку, пусть даже новогодних ёлок. А увидел чудо чудное, в письменном виде труднообъяснимое, пусть даже с помощью свидетельских фотографий. Но я постараюсь сделать это как можно понятнее и точнее.

 Заместитель начальника отдела райисполкома Тамара Бароха показывает необычные экспонаты.

 Она не признается, это её потом сдаст её же начальник Игорь Урбан, выдав, что именно Тамара Максимовна стала инициатором выставки-конкурса новогодних ёлок, впервые проводимой в Лепеле. Участниками мероприятия стали как предприятия, организации, учреждения, так и учебные заведения, индивидуальные мастера-фантазёры. А чтобы понять весь масштаб фантазии авторов ёлок, нужно их посмотреть. С чего же начать? Даже трудно определиться, настолько всё грандиозно, мастерски исполнено. А давайте начнём с возвращения назад, к снимку с Тамарой Максимовной. Рядом с ней стоит зелёная ёлочка из шестерён. Такую техноёлку додумались собрать в колледже. И удалось превосходно! Рядом – ёлка-булка. Конечно же, её испёк хлебозавод. Оригинально. Вообще, по конструкции многих ёлок можно с первого взгляда определить характер деятельности их создателей. На рассматриваемом нами снимке ёлка на высоком постаменте сделана из покрашенных в зелёный цвет шприцов. Ну, конечно же, до такого могли додуматься лишь медики. Фантазёры, однако!

 Кто мог построить ёлку из этикеток от молочной продукции? Даже ответ говорить не буду – и так понятно.

 А чем это занимается народные мастера на выставке ёлок? Оля Гончар расписывает ёлочные украшения, а Галя Журавлёва вырезает снежинки – снега-то на улице нету, а что за Рождество без него? Мастер-класс проводят.

 Продолжим осмотр экспозиции. Эта ёлка особенная. Её изготовила индивидуалка Татьяна Лейко. Я её не знаю. Но я знаю, насколько трудно было собрать в лесу столько настоящих еловых шишек, покрасить их и собрать в единую ёлку. Плата за эту столь нелёгкую и специфическую работу – наше с вами внимание и восхищение.

 Слишком долго перечислять и не всем легко читать вот эту ёлочную экспозицию-композицию. Но каждое изделие заслуживает индивидуального внимательного осмотра.

 Ба! Да это же дорожные строители из ДСУ-34 везут наряженную ёлку на выставку. А украсили её… дорожными знаками. Отметьте своего ёлочного дизайнера, начальники ДСУ.

 Есть ёлки, возле которых всё же нужно покрутиться, чтобы найти указатель автора, а можно и вообще его не найти. Но вокруг этой ёлки ходить вокруг да около не нужно – издалека видно, что почта её поставила.

 Мастер по соломоплетению Светлана Черникова столько игрушек на живую ёлку наплела из соломки, что сосчитать их практически невозможно.

 Даже трудно определить, композиция из ёлок это, или она случайно образовалась ввиду разрозненного, но в одном направлении полёта мыслей авторов работ. Обратите внимание на ёлку из надутых зелёных перчаток. Я так сразу обратил и связанную с исходным материалом траги-смешную историю вспомнил, и вам сейчас её коротко расскажу.

 Сухой горбачёвский закон. Спиртного нет, дрожжи с производства сняты, а напиться ещё больше хочется, чем при изобилии оных. Научили меня делать бражку из одного стакана риса, двух стаканов сахара и полулитра пива на трёхлитровик воды. Натягиваешь перчатку на его горловину, брага ходит, перчатка раздувается, а когда начинает спускать и падать – пей и на здоровье хмелей. Только нужно, чтобы процесс проходил в тепле. Я не нашёл более тёплого места, чем грязное бельё в стиральной машине. Однажды слышу дикий вопль жены из ванны. Сразу понял в чём дело. Прибегаю, а она держит в руках крышку от стиралки, вся дрожит, а из машины зелёная рука торчит. Что мне потом было, лучше промолчу. Спасибо тебе, автор ёлки из резиновых перчаток, за перенос моего воображения в счастливое время молодости.

 Долго стоял возле ёлки райпо. Не столько сама ёлка привлекла, сколько одетая в неё южная мадама. Прекрасна незнакомка, но, к сожалению, неодушевлённа.

 Наверное, вы уже поняли, что я не просто на выставке-конкурсе, а на её вернисаже. Идёт торжественное открытие: выступают ораторы, артисты…

 За происходящим строго наблюдает художник Володя Пшенко.

 Выставка-конкурс ёлок проходит в «Скарбонке» , где одновремённо проводится и выставка работ Владимира Пшенко. Его немного потеснили. Ёлки будут выставляться по 10 января 2016 года, а итоги конкурса подведут на Коляды – 7 января. Но уже сегодня можно повлиять на результат в номинации «Зрительские симпатии» и отдать свой голос за наиболее понравившуюся ёлку. Какой же красавице мне отдать свой голос, ведь все по-своему хороши? Это я для красного словца рассуждаю, на самом же деле даже не задумывался. Меня сразу наиболее поразила самая колючая ёлка. Вот она вместе с авторами – Сергеем Мартыновичем и Валей Кисель.

 Её колючесть может и не совсем видна издали. Так я покажу её с близкого расстояния.

 Исходный материал – настоящая колючая проволока для охраны объектов. Не совремённая блестящая и декоративная, а настоящая ржавая – концлагерная. Замысел прекрасен – ёлка должна быть колючей. И опасной – сруби много, так за колючую проволоку и попадёшь.

*   *   *

 Вот всегда так получается: иду вроде бы на прозаичное мероприятие ради репортажа, а получаю массу удовольствия от увиденного. Так случилось и в прошлый, и на этот раз. Ну, уж на рождественском утреннике в школе раннего развития Центра детей и молодёжи ничего непредвиденного увидеть не ожидается. Схожу на дежурное мероприятие, коль позвали, поприсутствую, глядишь, что-то и нацарапаю…

 В Центе встретила меня сама Королева. Обстоятельно ознакомила с программой утренника и обстановкой. Заинтересовали часы: без пяти полночь показывают… Может, это те «пять минут», про которые намедни Людмила Гурченко пела? Ан нет. Совпадение просто. Часы в Центре показывают, когда должны придти мифические персонажи, которые пожелали участвовать в утреннике школы раннего развития.

 Что ж, подождём.

 - А вы настоящая Королева? – мимоходом спросил у своего экскурсовода.

 И даже как-то взгрустнулось мне, когда Королева призналась, что она всего лишь Даша Леонова в маске. Конечно, быть Дарьей Леоновой тоже почётно, но королевой, думается, мне всё же… А чего это я разнюнился? Быть, значит, Дашке королевой, коль с детства о том возмечтала!

 Начал народ собираться. Возле меня как бы случайно Пират прошествовал, как бы невзначай оружием бряцая.

 Посмотрите на народ. Марширует мимо и будто не замечает, что мне смертельная опасность угрожает. Обыватели чёртовы! Вот так и творятся преступления с боязливого безразличия окружающих трусов. Хорошо, что Пират – маска… А маска ли? Сейчас узнаю. Начинается построение масок. Какие праздничные лица!

 Но, обратите внимание на двух типов – Человека-паука и Пирата. Они прячут свои лица. Это не маски! Это настоящие бандиты! Нужно скорее кончать с обещанной репортёрской миссией да смываться, пока цел.

 Меня уже мало интересует сюжет представления – ноги бы скорее унести. А тут явились Клоун, Карлсон и Баба Яга, спор какой-то между собой затеяли.

 В суть его не вникаю – бежать нужно от неминуемой беды предстоящей. Какая-то мифическая мафия образовывается. Вот Баба Яга стрелки от часов спёрла, чтобы Новый год никогда не пришёл, и никто этого не заметил. А может, сделали вид, что не заметили? Посмотрите, каким злым взглядом кольнул меня Человек-паук.

 Бежать нужно – нечисты здесь дела. Это чтобы мозги мне запудрить, символ года предстоящего обезьянку Микки выпустили. А посмотрите, как меня отслеживает Человек-паук.

 Бежать нужно из этого исчадия злодеяний! Это чтобы меня в заблуждение ввести, хоровод организовали.

 Стоп машина! Всю жизнь мечтал увидеть с близкого расстояния пропеллер Карлсона, на котором он прилетает варенье воровать. Такая возможность мне представилась. Ближе к его заду, Блукач!

  Какой-то клубок злодейства на фоне ёлки образовывается. Это покруче сериала про улицу разбитых фонарей получается. Сначала Яга ворует стрелки от главных часов года, потом утаскивает мешок с подарками у Деда Мороза и Снегурочки. Несомненно, это квалифицируется как кража по такой-то, не знаю какой, статье. Но, куда смотрел сам Дед с девкой Снегуркой? Что подумал я по этому поводу, промолчу – вдруг эти строки дети читают. А теперь Баба Яга шантажирует народ честной и праздничных гостей одним махом.

 Обратите внимание на Пирата. Разве маска может так злобно окрыситься на злодейку? Не маска это, а самый что ни на есть настоящий пират.

 От испуга даже Яга стрелки от часов отдала. Сейчас Микки их закрепит на место, и время пойдёт своим чередом.

 Вы видели, чтобы Баба Яга плакала? А здесь она нюни распустила.

 Пират напугал! Не маска он, а настоящий Пират. И Человек-паук у меня подозрение вызывает. Бежать! В ближайшую дверь!

 Но до двери я не добежал. На меня молнией налетел Человек-паук и распустил надо мной свои ядовитые щупальца. От страха я брякнулся о землю.

 Пока паук заряжал свои жала очередной порцией яда, я вышмыгнул за дверь. Куда деваться? В квартире Человек-Паук с Пиратом меня мгновенно вычислят. В лес! Немедленно! Сию секунду!

 …В бесснежном рождественском лесу приятно и свежо. Безлюдные ёлки – на каждом шагу.

 Зверья – никакого, всех выбили. Лесу – никакого: весь вырезали.

Хорошо в лесу без леса!

 Почти умиротворённый возвращался я из леса без леса, прикидывая, как буду искать бешенковичскую шептуху, которую так упорно разыскивали на нашем сайте в разделе «Вопрос-ответ», чтобы заговорила меня от испуга, нанесённого Человеком-пауком. А дома мне позвонил Человек-паук, извинился и сообщил, что на самом деле он не человек-паук, а Егор Куликов, и Пират никакой не пират, а Денис Алексеенко. Прямо от сердца отлегло. Сразу бы так и сказали, поскольку на них же не было написано, что они Егор и Денис, а вот что Человек-паук и Пират – по всему видно было.

 Ах да! Я же не известил про урок, полученный на утреннике в Центре детей и молодёжи. Прошляпили организаторы, поскольку своевременно не вызвали милицию по поводу кражи стрелок от часов и мешка с подарками. А теперь поздно – время ушло, отпечатки размылись. Не возьмётся милиция за это дело. Но возьмусь я! Обязательно расследую воровство надлежащим образом и сообщу о том в следующем репортаже.

2015 год.







30 дек 2015 в 00:29 — 4 года назад

Рождество здесь при чем?








Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


НА ГЛАВНУЮ